Что принадлежит Богу, а что следует отдавать кесарю?
Бог не принимает видимых даров, которые преходящи и тленны. Его вечное Царство есть Царство невидимое. Поэтому и наше приношение Богу должно быть приношением и отданием лучшего – возвышенных чувств и мыслей, которые принадлежат к сфере небесного и невидимого.
Власть кесаря от Бога, но она распространяется только на видимое (например, материальное) в этом земном мире. Подобный характер ограничения пределов власти кесаря превосходно выражает следующий фрагмент Евангелия от Марка: «... принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть [древнегреч. – εἴδω eido или οἶδα oida] его [подчеркнуто мной – авт.]. Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы. Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» [Мк. 12: 15-17]. Видимое, земное следует отдавать кесарю, которого мы видим, равно и все принадлежащее кесарю мы хорошо видим и потому ему же и отдаем. Тогда как Богу, т.е. невидимому, следует отдавать то, что ему одному только и может принадлежать: помыслы сердца нашего, и, особенно, молитвенное служение* – «жертва (т.е. лучшее приношение – Г.Х.) уст наших», над которыми нет никакого земного господина, и которыми созидается вся наша жизнь. В том же смысле говорится: «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» [1Пет. 2: 5].
Бог не принимает видимых даров, которые преходящи и тленны. Его вечное Царство есть Царство невидимое. Поэтому и наше приношение Богу должно быть приношением и отданием лучшего – возвышенных чувств и мыслей, которые принадлежат к сфере небесного и невидимого.
Власть кесаря от Бога, но она распространяется только на видимое (например, материальное) в этом земном мире. Подобный характер ограничения пределов власти кесаря превосходно выражает следующий фрагмент Евангелия от Марка: «... принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть [древнегреч. – εἴδω eido или οἶδα oida] его [подчеркнуто мной – авт.]. Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы. Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» [Мк. 12: 15-17]. Видимое, земное следует отдавать кесарю, которого мы видим, равно и все принадлежащее кесарю мы хорошо видим и потому ему же и отдаем. Тогда как Богу, т.е. невидимому, следует отдавать то, что ему одному только и может принадлежать: помыслы сердца нашего, и, особенно, молитвенное служение* – «жертва (т.е. лучшее приношение – Г.Х.) уст наших», над которыми нет никакого земного господина, и которыми созидается вся наша жизнь. В том же смысле говорится: «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» [1Пет. 2: 5].
________________________
* Как вообще и всякое прославление Бога, Творца всего сущего.