«И были оба наги … и не стыдились»
Быт. 2:25
«Когда я был обращен, я каялся, и когда был вразумлен, бил себя по бедрам; я был постыжен,
я был смущен, потому что нес бесславие юности моей»
[Иер 31:19]
Быт. 2:25
«Когда я был обращен, я каялся, и когда был вразумлен, бил себя по бедрам; я был постыжен,
я был смущен, потому что нес бесславие юности моей»
[Иер 31:19]
Стыд – чувство человеческое. Оно – непосредственное переживание предшествующей жизни и результат самопознания, посредством которого утверждается в своих правах высшее и осуждается низшее. Поэтому стыдящийся, хотя еще ничего не сказал о содеянном, но уже раскаялся в сердце своем. Человек стыдится, значит, он сознает себя как существо достойное Высшего. Но стыд не есть только напоминание о высшем предназначении человека. В самом чувстве стыда уже дано утверждение высшего, и оно есть его содержание.
Там, где плоть господствует над духом, т.е. низшее над высшим, все есть грех. Нет греха, нет вины, нет и стыда. Таковым было состояние невинности первых людей, Адама и Евы, до их грехопадения: «и были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» [Быт. 2: 25]. Телесная нагота была первым источником чувства стыда. Обнажая человека, мы открываем, делаем видимой для него и для других его низшую природу. «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги...» и устыдились, и «сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» [Быт. 3: 7].
Я не встречал еще точного поэтического выражения истинной природы чувства стыда. Это очень трудно. Наверное потому, что выражение стыда переводит жанр обычной лирической поэзии в нечто исповедальное и даже трагическое. Причем здесь нужна будет почти детская простота, непосредственность чувств и их искренность необыкновенная. Вот уж действительно «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» [Мф. 18:3]. Только Блаженный Августин был способен на это, но он не был поэтом.
Как уже говорилось ранее («Совесть. Что же это такое?»), чувство стыда тем отличается от совести, что оно есть непосредственное (не опосредованное размышлением) переживание прошлого опыта и потому стыдящийся нередко сам не отдает себе ясного отчета в том, чего он стыдится. Так называемое бесстыдство обычно бывает связано либо с отсутствием (как, например, у детей) достаточного опыта жизни, либо сам этот опыт еще не располагает человека к тому, чтобы различать и ясно отделять в нем низшее от высшего.
Стыд бывает разным. Есть «стыд, ведущий к греху» [Сир. 4: 24], когда, например, человек стыдится своего происхождения, своих родителей, своей бедности или бедности своих родственников и знакомых, отказывая им в общении, когда он стыдится исповедовать свои грехи, удерживая естественное течение чувств [Сир. 4: 30]. Все это – стыд, ведущий к греху.
Но есть стыд «слава и благодать» [Сир. 4: 24]. Нетрудно понять, что при этом имеется в виду [См.: Сир. 4:26-35] Именно стыд – условие, предваряющее покаяние, о котором говорится: «сотворите же достойный плод покаяния» [Мф. 3:8] … «раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши» [Иоил. 2:13].
Г.Х.Там, где плоть господствует над духом, т.е. низшее над высшим, все есть грех. Нет греха, нет вины, нет и стыда. Таковым было состояние невинности первых людей, Адама и Евы, до их грехопадения: «и были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» [Быт. 2: 25]. Телесная нагота была первым источником чувства стыда. Обнажая человека, мы открываем, делаем видимой для него и для других его низшую природу. «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги...» и устыдились, и «сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» [Быт. 3: 7].
Я не встречал еще точного поэтического выражения истинной природы чувства стыда. Это очень трудно. Наверное потому, что выражение стыда переводит жанр обычной лирической поэзии в нечто исповедальное и даже трагическое. Причем здесь нужна будет почти детская простота, непосредственность чувств и их искренность необыкновенная. Вот уж действительно «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» [Мф. 18:3]. Только Блаженный Августин был способен на это, но он не был поэтом.
Как уже говорилось ранее («Совесть. Что же это такое?»), чувство стыда тем отличается от совести, что оно есть непосредственное (не опосредованное размышлением) переживание прошлого опыта и потому стыдящийся нередко сам не отдает себе ясного отчета в том, чего он стыдится. Так называемое бесстыдство обычно бывает связано либо с отсутствием (как, например, у детей) достаточного опыта жизни, либо сам этот опыт еще не располагает человека к тому, чтобы различать и ясно отделять в нем низшее от высшего.
Стыд бывает разным. Есть «стыд, ведущий к греху» [Сир. 4: 24], когда, например, человек стыдится своего происхождения, своих родителей, своей бедности или бедности своих родственников и знакомых, отказывая им в общении, когда он стыдится исповедовать свои грехи, удерживая естественное течение чувств [Сир. 4: 30]. Все это – стыд, ведущий к греху.
Но есть стыд «слава и благодать» [Сир. 4: 24]. Нетрудно понять, что при этом имеется в виду [См.: Сир. 4:26-35] Именно стыд – условие, предваряющее покаяние, о котором говорится: «сотворите же достойный плод покаяния» [Мф. 3:8] … «раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши» [Иоил. 2:13].
12.02.2014
19:25 / чч:мм
Но согласно мифу о Сотворении,на который Вы опираетесь в своих размышлениях- этот смысл был изначально положен без всякого опосредования, как данность.-Иными словами-это невинность или безгрешность.- Безгрешно то, что не опосредовано необходимостью выбора, т.е. поступка.-Но это невинность животного- бессмысленное существование.- То есть без ситуации выбора невозможна личность, и следовательно, такие "личностные атрибуты", как совесть и стыд.- Получается, что личность является следствием грехопадения,
нарушения изначальной цельности бытия.