Заметка «9.57, или «Каприччио на отъезд...»»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Баллы: 15
Читатели: 660 +2
Дата:
Предисловие:
Играет С. Рихтер (предпочла дать ссылку именно на этого исполнителя, хотя Каприччио* написано для клавесина).
* Капри́ччо (итал. Capriccio, также каприс, фр. caprice) — произведение академической музыки, написанное в свободной форме.

9.57, или «Каприччио на отъезд...»

название
Реконструкция лица И. С. Баха,
автор Caroline Wilkinson

Во все времена люди, наделенные способностью откликнуться/отозваться на какое-то событие, неизменно привлекали к себе внимание.

Известнейший в кругах академических музыкантов и любителей классики Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) –  представитель большого музыкального немецкого рода, весьма живо реагировал на многие явления жизни. Удивительный он был человек, надо честно сказать – неунывающий, прогрессивный – столько всего нового внес в музыкальное исполнительство и педагогику. Проводил экспертизы и опробовал работу орга́нов, конструировал новые инструменты – «виолу-помпозу», «лютневый клавесин», фортепиано. Обладал настоящим педагогическим даром, который с блеском применил как к своим родным детям, так и к ученикам.
Последние 27 лет жизни Бах руководил хором мальчиков церкви и в школе св. Фомы. Условия службы были тяжелые. Денег на школу выделялось мало, воспитателей не хватало, дети были голодны, плохо одеты и часто болели. К тому в школу порой принимали и тех детей, которые не обладали музыкальным слухом. А ведь из них должен был Бах создавать оркестры и хоры. За плохое выступление из скромного жалования Иоганна Себастьяна удерживали штраф. Кроме этого, Бах был обязан еженедельно писать новую музыку для четырех церквей и сопровождать со своим хором все похоронные процессии. Много сил требовала борьба с городскими властями за свои права музыканта. Беспокоило Баха и состояние церковной музыки, он даже письменно обращался в магистрат города относительно ее упадка. В одном из своих писем Иоганн Себастьян так характеризует обстановку, в которой работает: «обстановка злобы, зависти и преследования». Сохранились протоколы заседаний лейпцигского магистрата с порицаниями «неисправимому кантору».*
 

На что откликнулся Иоганн Себастьян в 1704 году? На отъезд любимого брата Иоганна Якова в Швецию. Сочинение это имеет т. наз. «программу», т. е. рассказывает в нескольких словах о чем, собственно, музыка:

1. Ариозо (льстивые уговоры друзей воздержаться от путешествия) 2. Фугато (о различных казусах, которые могут приключиться с ним на чужбине) 3. Адажиссимо (всеобщий плач друзей) 4. Alla marcia (приходят друзья и, видя, что ничего не поделать, прощаются с ним) 5. Ария почтальона 6. Фуга (в подражание рожку почтальона)

Мы с маэстро, трепетом объяты,
Смотрим одинаково
На отъезд возлюбленного брата
Иоганна Якова.

Ждут его несчастья и метели, 
Длинный путь с ухабами
Вот о чем грустят виолончели
И, вздыхают жалобно.

Вот, что будет, уверяет флейта
Если вспыхнет лаково
Увезет холодная карета
Иоганна Якова.

Лучше бы он дома находился,
Как бывало в юности.
И сидел бы с братом и дивился
Странности и струнности.

Для чего бежать в чужие страны
Из страны гармонии?
Грустно Иоганну Себастьяну,
Грустно Филармонии.

Очень грустно с музыкой расстаться
Что гобоем плакала
Очень просим дома мы остаться
Иоганна Якова.


(Лев Друскин)

Интересно, что...
...приуроченная к выборам в муниципальный совет Мюльгаузена кантата «Gott ist mein Konig» (BWV 71), отгравированная и напечатанная на средства совета, оказалась единственной баховской кантатой, изданной при жизни композитора.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама