Есть у В.Цоя песня, где он прямо ставит вопрос о понимании символов и образов, при помощи которых строит свою художественную картину мира. Без понимания внутреннего образного содержания символов в этой песне не может быть и речи о её понимании даже на бытовом уровне:
"У меня есть дом, только нет ключей.
У меня есть Солнце, но оно среди туч.
Есть голова, только нет плечей.
Но я вижу, как тучи режет солнечный луч.
У меня есть Слово, но в нём нет букв.
У меня есть лес, но нет топоров.
У меня есть время, но нет сил ждать.
И есть ещё ночь, но в ней нет снов.
У меня есть река, только нет моста.
У меня есть мыши, но нет кота.
У меня есть парус, но ветра нет.
И ещё есть краски. но нет холста.
У меня на кухне - из крана вода.
У меня есть рана, но нет бинта.
У меня есть братья, но нет родных.
И есть рука, но она пуста.
ПРИПЕВ: И есть ещё белые-белые дни,
Белые горы и белый лёд.
Но всё что мне нужно, -
Только несколько слов
И место для шага вперёд".
Попытаемся расшифровать Послание В.Цоя, без которого мы не сможем продвинуться в понимании его творчества. Надо ведь иметь "место для шага вперёд", то есть освободить от своего субъективного восприятия место Виктору, для того чтобы из чего возникает его призыв идти вперёд.
"У меня есть дом, только нет ключей" - Речь о "Доме" без дверей, то есть о Царствии Небесном вошедшем в самую глубину сердца В.Цоя, а от Царствия "ключей" нет и быть не может. Может быть здесь и скрытая полемика с католиками и по сей день верящими, что апостол Пётр владеет ключом от рая.
"У меня есть Солнце, но оно среди туч", т.е. есть у меня Бог, но он сокрыт ложью и лукавством предустановленных библейских и прочих предубеждений.
"Есть голова, только нет плечей", т.е. есть разум, но нет возможности действуя, охватить рассудком внешнее пространство.
"Но я вижу, как тучи режет солнечный луч", т.е. всё равно я вижу Божию Силу и Свет, побеждающий "тучи" - искусственные предубеждения.
"У меня есть Слово, но в нём нет букв", т.е. точнее нет буквенного состава адекватного смыслу Слова - его внутренней семеме, но тем не менее я интуитивно ведаю что мне, как и когда говорить.
"У меня есть лес, но нет топоров", т.е. я не собираюсь рубить лес (зелёную жизнь, вспомним и отношение В.Цоя к "траве", как символу жизни); топоры - практические навыки ко злу и лжи, мне не нужны.
"У меня есть время, но нет сил ждать" - У Виктора было ясное и беспрецедентно точное понимание социально-исторического времени, но не было сил ждать, казалось бы и необходимых, но страшных по своей сути изменений.
"И ещё есть ночь, но в ней нет снов", т.е. есть Свобода и Покой внутренней жизни в единстве с тайною мироздания, но нет наваждения и ложных надежд.
«У меня есть река, только нет моста», здесь тот же смысл, что в «Камчатке» - «река» это жизнь в движении человеческих отношений, слов (ре-чь, ре-чька), а соединения с ближними – «моста» нет.
«У меня есть мыши, но нет кота», т.е. есть желающие поживиться за чужой счёт, завистники и прихлебатели, но нет людей, способных защитить своего друга.
«У меня есть парус, но ветра нет», «парус» есть идеалы и желание правды, но в сонном обывательском окружении нет движения мыслей и чувств – «ветра», а потом Виктор скажет: «Вместо белого чёрный парус, с ним не проплыть, не попав под плеть»…
«И ещё есть краски, только нет холста», т.е. есть талант, но он никому не нужен.
«У меня на кухне – из крана вода», т.е. из Виктора лилась живая вода проповеди ( вода – отношения) безсмысленно – в пустоту.
«У меня есть рана, но нет бинта», т.е. некому помочь Виктору прикрыть его открытое для человеческой боли сердце.
«У меня есть братья, но нет родных» - это о том, что ближние В. Цою знакомые его, которых он сам готов был считать братьями, не родны ему не только по убеждениям, но и по рождению в другой общественной среде – они чужие.
«И есть рука, и она пуста», т.е. в руке В.Цоя нет угодных его не родным «братьям» вожделенных материальных благ (для сравнения в песне «Сашка»: «Он глядит в свою ладонь»).
А в припеве как обобщение всего высказанного выше:
«И есть ещё белые-белые дни,
Белые горы и белый лёд», что означает у В.Цоя бесцветные и безсмысленные дни, безсмысленные и ненужные испытания, холодные и лукавые отношения…
А вот в последних словах припева:
«Но всё, что мне нужно, -
Это несколько слов
И место для шага вперёд» - главное, пожалуй, даже не «несколько слов», данные как призыв к исполнению праведной Воли от Бога и ближних, но наличие незанятого никем места впереди. «Место для шага вперёд» может быть только у грядущего к Богу, живущего согласно со своей Судьбой праведного человека, освободившего себя и ближних от сопротивления нечистой силы.
| Помогли сайту Реклама Праздники |