И тут-то всё, что болталось в голове в виде отдельных несвязанных между собой фрагментов и образов, вдруг выстроилось в строгую логическую цепочку, стало простым и очевидным, обрело цвет, суть и форму. И я вдруг понял, что это всегда лежало на поверхности. Более того, я об этом ни раз слышал, читал, а теперь сам же придумал.
Ну, а коль придумал, поделюсь. Чего уж там. Причёсывать текст не стану, не обессудьте. Как пришло в голову, так и изложу, сумбурно.
История, как известно из учебников, развивается по спирали. А всё новое, как известно из житейской мудрости, это хорошо забытое старое. Различные формы управления сменяют друг друга с известной (а вернее неизвестной) цикличностью, население Земли растёт, возможностей для перемещения и обмена информацией становится больше. Миграции приводят к ассимиляции, языки и культуры смешиваются и на фоне этого основные тенденции развития (или не развития) становятся для отдельных стран и даже континентов, культур, схожими и прогнозируемыми. Нам уже не интересно следить путь отдельно взятой страны в новой и новейшей истории в отрыве от общего контекста мирового поступательного (ли) движения.
Если дать самую краткую характеристику прошедшему веку, можно сказать, что первая его половина была отмечена самой ужасающей диктатурой, в то время, как вторая половина была посвящена борьбе как с самой диктатурой, так и с её последствиями. Давайте припомним основных кровавых упырей, заливших кровью нашу планету. Италия - Муссолини, Германия - Гитлер, Россия - Сталин, Чили - Пиночет, Китай - Мао, Камбоджа - Пол Пот. Может и ещё были, даже наверное. Но эти - самые "яркие".
Вопрос - так отчего современный мир вдруг стал так дорожить демократическими принципами и свободами, отчего заговорил о правах человека? Не из страха ли перед попыткой реабилитации диктатуры? Наверное. Мы все сегодня видим малосимпатичные перегибы на фоне борьбы за свободу личности в Европе, выражающиеся в ювеналке, "диктатуре" меньшинства, толерантности. Вот уж истинно, кто обжёгся на молоке, дует на воду.
Давайте теперь разберёмся, что объединяло все диктатуры, какова была основная идея и чем она отличалась от идеи демократической, либеральной. (Знаю, такие понятия как демократия, то бишь власть народа и либерализм - свободолюбие, настолько извращены и оклеветаны нынче, что несут уже стойкий негативный оттенок, но что поделаешь. Не менять же теперь на другие.) При любой диктатуре (явной или не очень) действует формула - "личное приносится в жертву общему" (общему "благу", общей идее, общим принципам). В свободном же, демократическом государстве формула эта выглядит иначе - "личность, свобода личности - вот главная ценность". Иными словами - "личность для государства" - диктатура; "государство для личности" - демократия (очень приблизительно конечно!). Итак теперь мы имеем ключи (чуть не сказал: от квартиры, где деньги лежат), при помощи которых можно приоткрыть немного дверцу, что была ранее плотно закрыта. Алгоритм прост как сама простота. Берём любой самый расхожий лозунг, самой любой державы и примеряем к нему наши ключики, один, а после второй. И если призыв будет лечь костьми за..., пострадать во имя..., подтянуть ремешок, чтобы..., отказаться от, ради..., пожертвовать для... (естественно, ситуация рассматривается не в случае вторжения иностранных захватчиков или инопланетян на территорию государства!!!), то надо держать ухо востро! Ежели лозунги государства касаются гарантии личных свобод, защиты своих граждан, попавших в беду, новых социальных программ и других приятных плюшек, то можно вздохнуть с облегчением.
Отлично понимаю, что есть категория граждан, что мечтает о диктатуре. Им кажется, что они могли бы самореализоваться в роли палачей и конвойных и поступить "по справедливости" с теми, кому сегодня завидуют. Да только при диктатурах конвойный с зеком слишком часто меняются местами.
Вот такая сумбурная заметка получилась.
| Помогли сайту Реклама Праздники |
но зато освобождает от ответственности за твою судьбу, и второе превалирует
(перевешивает). "Не надо думать, с нами тот, кто все за нас решит" - в этом причина
живучести диктатур.