Слова песенных шедевров запоминаются «на раз». Обычно их поешь про себя, когда они откуда-то зазвучат – с какого-нибудь носителя, повторяя слово в слово, но иногда забывая начало куплета... Тихое подпевание помогает совпасть. Совпасть по настроению – с непохожими ни на кого, по цвету – с серебристою мечтой, чтобы, прищурившись, без сожаления с ней расстаться. Разочарование в этом случае не будет сильным:
«Бригантина»
Надоело говорить и спорить,
И любить усталые глаза...
В флибустьерском дальнем море
Бригантина подымает паруса...
Капитан, обветренный, как скалы,
Вышел в море, не дождавшись нас...
На прощанье подымай бокалы
Золотого терпкого вина.
Пьем за яростных, за непохожих,
За презревших грошевой уют.
Вьется по ветру веселый Роджер,
Люди Флинта песенку поют.
Так прощаемся мы с серебристою,
Самою заветною мечтой,
Флибустьеры и авантюристы
По крови, упругой и густой.
И в беде, и в радости, и в горе
Только чуточку прищурь глаза.
В флибустьерском дальнем море
Бригантина подымает паруса.
Вьется по ветру веселый Роджер,
Люди Флинта песенку поют,
И, звеня бокалами, мы тоже
Запеваем песенку свою.
Надоело говорить и спорить,
И любить усталые глаза...
В флибустьерском дальнем море
Бригантина подымает паруса...
1937
Павел Коган... Неужели тот самый, написавший о грозе и нелюбимом овале?
Косым, стремительным углом
И ветром, режущим глаза,
Переломившейся ветлой
На землю падала гроза.
И, громом возвестив весну,
Она звенела по траве,
С размаху вышибая дверь
В стремительность и крутизну.
И вниз. К обрыву. Под уклон.
К воде. К беседке из надежд,
Где столько вымокло одежд,
Надежд и песен утекло.
Далеко, может быть, в края,
Где девушка живет моя.
Но, сосен мирные ряды
Высокой силой раскачав,
Вдруг задохнулась и в кусты
Упала выводком галчат.
И люди вышли из квартир,
Устало высохла трава.
И снова тишь.
И снова мир.
Как равнодушье, как овал.
Я с детства не любил овал!
Я с детства угол рисовал!
20 января 1936
Поэт-романтик. Так о нем потом скажут. Один из тех редких человеческих экземпляров, у которых слово не расходится с делом, а бронь из-за плохого зрения не служит препятствием для гибели в перестрелке в 24 года.
Девушка взяла в ладони море,
Море испарилось на руках.
Только соль осталась, но на север
Медленные плыли облака.
А когда весенний дождь упал
На сады, на крыши, на посевы,
Капли те бродячие впитал
Белый тополиный корень.
Потому, наверно, ночью длинной
Снится город девушке моей,
Потому от веток тополиных
Пахнет черноморской тишиной.
1938
Его стихи напечатают, прочтут и споют позднее, в 60-х. Разумеется, неслучайно на «оттепель» придется его успех, о котором он не узнает:
Я, наверно, родился поздно
Или рано.
Мне — не понять.
Эти слишком домашние звезды
Не тревожат меня, не манят.
Не разбить им и не нарушить
Надоевшей своей синевой,
Устоявшийся на равнодушии,
Утомительный мой покой.
Отмахнусь.
На простор. На улицу.
Что же делать —
Гостить так гостить.
Надо быть молодцом,
Не сутулиться,
Не печалиться, не грустить.
Шутки, что ли? Ну что же, вроде них.
Только кто мне расскажет про то,
Как мне быть без друзей и родины
Перед этою пустотой?
Губы дрогнут. Но, крепко сжавши их,
Я нагнуся, шагну, засвищу.
От тоски, от обиды, от ржавчины
Чуть-чуть голову опущу.
И пойду, чтоб вдыхать этот воздух,
Чтоб метаться и тосковать.
Я, наверно, родился поздно
Или рано. Мне не понять.
1935
Автор музыки «Бригантины», Георгий Лепский, на 60 лет переживет друга, напишет более 200 песен и с неутомимостью презревшего городской уют будет водить школьников в туристические походы по Белоруссии, Карелии и Подмосковью.
У земли весенняя обнова,
только мне идти по ноябрю.
Кто меня полюбит горевого,
я тому туманы подарю.
Я тому отдам чужие страны
и в морях далеких корабли,
я тому скажу, шальной и странный,
то, что никому не говорил.
Я тому отдам мои тревоги,
легкие неясные мечты,
дальние зовущие дороги,
грустные апрельские цветы...
1935
Александру Зарецкому, потерявшему кураж
Правда, кроме "Бригантины", мне у Когана ничего не запомнилось. А ту я и раньше помнил. Школьная песенка.
Самое интересное, что она есть в интернет-сборниках Визбора. Да, там несколько правок. Но, на мой взгляд, неудачных.
У Когана: "Пьем за яростных, за непохожих"
У Визбора: "Пьём за яростных, за непокорных". Обанальничал.
Впрочем, вдруг Коган и не было. И всех тех мальчиков-поэтов, погибших на фронте, придумали, чтобы заполнить некий послесталинский вакуум. Уж больно всё в лад.
Кульчицкий: " Не до ордена. Была бы Родина с ежедневными Бородино".
А это у Когана вообще подавали бунтом на корабле:
"Я с детства не любил овал!
Я с детства угол рисовал!"
Но годы написания бунтом был именно овал, а острый угол - линией партии.