Заметка «О песне Цоя "Легенда"»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Читатели: 6383 +1
Дата:

О песне Цоя "Легенда"


Среди связок в горле комом теснится крик.

Но настала пора, и тут уж кричи не кричи.

Лишь потом кто-то долго не сможет забыть,

Как шатаясь, бойцы о траву вытирали мечи,

И как хлопало крыльями чёрное племя ворон.

Как смеялось Небо, а потом прикусило язык.

И дрожала рука у того, кто остался жив.

И внезапно в Вечность вдруг превратился миг.

И горел погребальным костром закат,

И волками смотрели Звёзды из облаков.

Как, раскинув руки, лежали ушедшие в Ночь.

И как спали вповалку живые, не видя снов....



Эй, если Ты есть, ответь со своей высоты!

Посмотри, что Ты сделал своим подставленьем щеки!

Ты медлишь с ответом, но нет времени ждать,

Если я в этом мире гость, то хозяин - не Ты!



А жизнь - только слово.

Есть лишь Любовь, и есть смерть.

Эй, а кто будет петь, если все будут спать?

Смерть стоит того, чтобы жить.

А Любовь стоит того, чтобы ждать".

Вспоминаются слова А.И.Куприна: "Тихое оподление души страшнее казней и баррикад". В нас "теснятся страсти", но из трусости, или же из ложного стыда - боязни нарушить приличия мы молчим даже при виде явного беззакония ... Этот "ком"... "криком теснится в горле", душит нас ... и наступает пора, когда вся эта ложь и подлость вырывается наружу... "и тут уж кричи не кричи"... "Молчанием предаётся Бог" и потому схватка добра и зла неминуема, и за грехи согласия со злом и ложью поплатится и ни в чём неповинная трава, пропитанная человеческой кровью...

А вот и слова о чёрной силе зла: "И как хлопало крыльями чёрное племя ворон" - здесь однозначно о племени "чёрных", как понимал В.Цоя Игорь Тальков.

"Как смеялось Небо, а потом прикусило язык" - это о Слове Небесном, ждавшем во-площения делами праведными человеческими на земле, да так и не дождавшемся, потому и речь о "прикушенном языке" .

"И дрожала рука у тех, кто остался жив" - это, как и в "Романсе", о "руке", неспособной творить и "задрожавшей" от страха пред беззаконием.

"И внезапно в Вечность вдруг превратился миг" - это как в Евангелии, где говорится о том, что Страшный Суд придёт "внезапно" для ослепших от грехов и уставших от согласия с ложью людей. Внезапно в быт и обывательскую "мирную" тишину придёт "Вечность", и случится это "вдруг", как неожиданное пробуждение во время всеобщего сна, и поэтому этот "миг" запомнится навсегда - "миг" станет "Вечностью"! Здесь всё на месте и полно глубочайшего смысла!

"И горел погребальным костром закат.

И волками смотрели Звёзды из облаков.

Как, раскинув руки, лежали ушедшие в Ночь.

И, как спали вповалку живые, не видя снов..."


- А это о том, что люди разделились на принявших бой, которые и после смерти своей остались пред Богом живыми, раскинувшими руки, охватывающими Его мир и не побоявшимися уйти в Несбывшееся - в Ночь с Любовью, и "живыми", продолжающими "спать вповалку, не видя снов"... Это как бы продолжение разговора, начатого в "Спокойной ночи". "Звёзды" - несостоявшиеся человеческие судьбы… Только потому, что люди изменили своей судьбе, смотрят "Звёзды" на них "волками из облаков", где облака, как всегда у Цоя, символизируют лукавые предубеждения, скрывающие свет солнца, и "горит погребальным костром закат" над теми, кто выбрал для себя духовную смерть ещё при жизни.

Страшная картина сотворена из слов и звуков. Медленный торжественный ритм усиливает траурное звучание гармонии из музыки и слов. У В.М.Васнецова есть такое вот чисто русское историческое монументальное полотно "После побоища Игоря Святославича с половцами" (1880, ГТГ), где над трупами в последней схватке на фоне заката клюют, охватывая крыльями друг друга, два Орла. Воины уже заснули смертным сном, а бой добра со злом никогда не закончится, ни на земле, ни в Небе. И всё это есть результат сонного наваждения, нежелания жить праведно, молчаливого согласия, а точнее подлого трусливого смирения с социальным злом.

Эй, если Ты есть, ответь со своей высоты!

Посмотри, что Ты сделал своим подставленьем щеки!

Ты медлишь с ответом, но нет времени ждать,

Если я в этом мире гость, то хозяин - не Ты!

- это ответ на широко известную сентенцию апостола Павла о том, что все верующие люди, лишь гости в подлунном мире, не хозяева этого мира, и "чают не земного отечества, но Небесного". Нет, - отвечает Цой, - всё как раз наоборот, если люди перестанут почитать себя господами - сиречь хозяевами этого вот природного естественного бытия, в котором они Отцом Небесным рождены ради праведного дела Истины на земле, то тогда они, теряя свою свободу и не принимая ответственность пред Родом человеческим, Родиною и Богом, их породившими становятся лишь "гостями" на балу у миродержца века сего.


Конечно же, не случайно, что Виктор, написав в этой песне четверостишие, в котором говорится о Боге, никогда не пел его. Почему? Ведь без понимания этих строк общий смысл и строй песни несколько размывается? Мне кажется, что и сегодня, подобные слова вызывают активное неприятие в среде православного официоза. Я писал уже, что были и богословские причины забвения смысла творчества Виктора Цоя, имея в виду в первую очередь именно эти слова. Ну и что, что Виктор так никогда и не спел их! Эта же богословская и философская нравственная позиция есть и в его других, менее откровенных песнях.

"А жизнь - только Слово.

Есть лишь Любовь, и есть смерть.

Эй, а кто будет петь, если все будут спать?

Смерть стоит того, чтобы жить.

А Любовь стоит того, чтобы ждать".

- эти гениальные строки о том, что жизнь человеческая есть только возможность во-площения, причём эта возможность выражена вполне конкретно в Слове - во-площения Любви, соединяющей ближних в Роде человеческом и роды бытия многоразличные в Единой Воле Всевышнего, или же жизнь - есть возможность разрушения Слова и воплощения индивидуальной и эгоистической воли человеческой, что и есть смерть. И именно потому, что жизнь всего лишь Слово - возможность Любви и только - «Стань песней, живи на губах. Я стану словами» - нельзя спать: "Эй, а кто будет петь, если все будут спать?" Победа над смертью стоит того, чтобы жить. Смерти следует всегда и везде противостоять, и никогда и ни при каких условиях нельзя смиряться пред чужой эгоистической волей. Здесь всё Величие В.Цоя - в принципиальном его ответе тем, кто говорит: "Всякая власть от Бога". Нет, власть от сатаны - отвечает Виктор Цой и только Любовь от Бога, только "Любовь стоит того, чтобы ждать", нельзя спать - это слишком похоже на ожидание смерти, а смерти надо противостоять, не боясь её. Смерть возбуждает праведного человека своим явлением к преодолению её праведной Жизнью. Если бы люди жили искренне, не боясь смерти, то в их жизни не было бы таких кровавых побоищ.


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама