Заметка «ПАМЯТИ ВИЛЬФРЕДО ПАРЕТО»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 4.5
Читатели: 443 +2
Дата:

ПАМЯТИ ВИЛЬФРЕДО ПАРЕТО

В реальной экономике, как, впрочем, и в нашей жизни, оптимального не найти. Вернее, найти-то можно, но это будет голимая утопия. А что же тогда следует искать?

На этот вопрос удалось ответить итальянскому ученому, профессору экономики Лозаннского университета Вильфредо Парето, родившемуся 15 июля 1848 года в Париже. В свое время советские партийные функционеры от науки запретили упоминать имя этого человека в каком-либо контексте, кроме как в негативном. Они невзлюбили его по трем причинам. Во-первых, Парето утверждал, что экономика является не болтологической, а строго математической наукой. Во-вторых, его научные взгляды произвели сильнейшее впечатление на Муссолини, который, воспылав любовью к профессору, присвоил ему титул сенатора. В-третьих, они не поняли всей исключительной глубины теоретических положений, выдвинутых этим, как они считали, апологетом национал-социализма. В общем, коммунисты пришли к выводу, что взгляды Парето не соответствуют марксизму-ленинизму, и, как это у них водится, незамедлительно приклеили к нему ярлык «фашистского прихвостня», посчитав тем самым, что поставили жирный крест, как на Парето, так и на его теориях. Но жизнь удивительная штука — все, нужное и полезное, она не спешит предать забвению.

Принцип оптимальности по Парето — в своем качественном и нестрогом выражении звучит так: можно делать всё, что не запрещено. Более пунктуально: наилучшим является то, что ни для кого не будет наихудшим. Точная формулировка оптимальности по Парето такова. Пусть несколько субъектов, полагая, что худой мир лучше доброй ссоры, собрались не переговоры для совместной выработки некого коллективного решения. Каждый из них имеет свою выгоду, и в своем поведении не руководствуется никакими иными соображениями, кроме желания сделать эту выгоду как можно большей. Предположим, что обсуждаются два варианта коллективного решения: выбрать решение «А» или решение «Б». Вообще говоря, одним субъектам выгоднее решение «А», другим — «Б». Если же случится так, что решение «А» кому-то выгоднее, чем «Б», а решение «Б» для всех не лучше, чем «А», то нет смысла договариваться о выборе решения «Б». В этом случае говорят, что решение «А» доминирует над решением «Б». Коллективные решения, которые не доминируются никакими другими, то есть не могут быть отвергнуты на основании этих соображений, называются оптимальными по Парето. Всё! Дальше, сколько не старайся, ничего лучшего не найдёшь.

Закон Парето (иногда его называют «закон 80/20») подобно принципу «золотого сечения» отражает наиболее устойчивое и гармоничное соотношение параметров экономических и социальных явлений, в частности: - 20% населения владеют 80% капиталов (формулировка самого В. Парето); - 80% стоимости запасов на складе составляет 20% номенклатуры этих запасов; - 80% прибыли от продаж приносят 20% покупателей; - 20% усилий приносят 80% результата; - за 20% рабочего времени работники выполняют 80% порученного объема работы; - 20% людей выпивают 80% пива; - 80% работы выполняют 20% работников.
Согласно закону Парето все население России в ближайшие 10-15 лет самоорганизуется и поделится на три класса: низший, средний и элитный. Класс низшего уровня составит 16% всего населения. Это все те, кто в силу разных причин лишены права на труд и пребывают за чертой бедности. Их надо кормить и развлекать, чтобы они не раздражались, не объединялись в пролетарские сообщества и не баламутили общество. Средний класс (64% населения) — в будущем «становой хребет» и «пролетарии» России: от них по потребностям, а им по труду. Остальные 20% населения — это элита, которая будет реально управлять страной, и владеть 80% всех капиталов и других активов. Такие вот перспективы согласно закону Парето ожидают нас в обозримом будущем, естественно, если не случится мировой апокалипсис, или ещё что-нибудь такое, что поставит весь мир с ног на голову.

Умер Парето 20 августа 1923 года и похоронен в Селиньи близ Женевы. Его труды у нас по-прежнему в забвении. А если не в забвении, то уж точно не поняты. Что, впрочем, одно и тоже.
Реклама
Реклама