Недавно столкнулся с вялотекущей полемикой относительно авторства «Тихого Дона» на сайте радио «Эхо Москвы». Она (полемика) была в разные периоды еще при жизни Михаила Александровича. Но особенно ярко вспыхнула после смерти автора романа – одного из лучших в мировой литературе.
Завистники суетливой сворой накинулись топтать память покойного, не понимая самой сути литературного творчества и путая криминалистику с литературной критикой, историю с идеологией, факты с вымыслами, Божий дар с глазуньей.
Каждому пишущему человеку совсем не лишне было бы задуматься на тему здравого смысла, порядочности и профессионализма литератора, его ответственности за сказанное и печатное им слово. Как оно, это слово, отзовется.
Известно, что Сталин благоволил к Шолохову. Вообще был латентным (по выбору) меценатом науки и искусства. Оставил в живых Платонова, Булгакова. Брата репрессированного Вавилова назначил главой академии наук и т. д.
Известно, какой эффективностью обладала сталинская ВЧК. И при этом заявлять, что Сталин не знал или допускал плагиат Шолохова и покрывал, если не глупость, то отсутствие всякой логики – это точно. И еще. Нобелевским лауреатом Шолохов стал спустя много лет после выхода романа в свет. Отнюдь не по политическим соображениям. Мы не станем проводить напрашивающиеся сами собой параллели.
Некий Александр в комментариях сайта «Эха» рассуждает: «Кто кроме Кобы (партийная кличка Сталина – С.Д) посмел бы пикнуть об истинном авторе "Тихого Дона", но когда тиран сдох ничто не могло помешать поискам. И реальный автор известен, это: " Вениамин Алексеевич Краснушкин, литератор, писавший под псевдонимом Виктор Севский. Он родился в 1891 году в станице Филоновской в зажиточной казачьей семье, глава которой выслужил дворянство. Образование получил в Московском университете. С 1908 года — профессиональный литератор. Редактировал газету. У него было более тысячи публикаций в местных и центральных изданиях, в том числе роман «Кровавая слава» (1911 г.) и биографическая книга «Генерал Корнилов» (1919 г.) Работая в Петербурге, написал статью «Внук Тургенева» — это о Бунине. В 1913 году начал писать роман о роковом любовном треугольнике (Степан, Григорий, Аксинья). Но вскоре началась война, и замысел романа расширился, потом - революция, Гражданская война. В 1920-м автор с незаконченной рукописью романа был захвачен красными в Ростове-на-Дону. Его расстреляли, а рукопись кто-то в ВЧК прочитал и оценил. Вскоре малограмотному казаку Шолохову поручили стать автором гениального романа. (http://www.echo.msk.ru/blog/serguei_parkhomenko/1164952-echo/#cmnt-18717976).
Вменяемый ответ оппоненту: «Александр, по Вашему мнению, Сталин был такой дурак, что со своей ЧК, контролирующей 100% населения страны все 24 часа в сутки, просто тупо пригрел графомана?
И кто это при жизни Шолохова, кроме эмигрантов, считал его графоманом? Что-то я не слышал об этом из уст зарубежных писателей. Даже от Ивана Бунина. А уж ему было бы чего бояться. Разночтения были - идеологические, но талант Шолохова признают японцы, никоим образом не запуганные Сталиным и СССР. Как и Чехова, как и Толстого, как и Достоевского.
Что-что, а с кадрами усатый умел работать. В том числе и с творческими».
Приглашаю порассуждать на обозначенную тему. Ниже мои кратко изложенные доводы.
Начнем с того, что Шолохов не был выходцем из донских, либо каких других казаков. Вообще, Верхний Дон - это больше Средняя полоса России с русским крестьянским населением. Воронеж, Саратов, Самара, Пенза в районах, примыкающих к границам Войска Донского. Хлеборобы. Рыбаки. Ремесленники. Оттого восстания и вспыхивали на Верхнем Дону. Не хотели зажиточные казаки-хлеборобы делиться хлебом с голоштанными. С другой стороны, среди них было много иногородних - выходцев из мастеровых, рабочих семей промышленных районов Средней полосы России. Оттого и конфликты между белыми и красными казаками на Хопре были свирепее, чем на широте Мертвого Донца вблизи Новочеркасска и Ростова на Дону, где преобладали кошевые казаки, служивые, спавшие в обнимку с шашками-женами и готовые по первому свистку атамана идти защищать царя-батюшку, помахивая нагайками в ростовских паровозных депо.
Своеобразие романа Шолохова не только в его необыкновенной поэтике и ужасе гражданской войны, но и в извечном примирении российского мужика со смертью (Бог дал, Бог взял, на миру и смерть красна), его романтическая тоска по красивой хоть и роковой любви (Григорий - Аксинья), былинным богатырям, не тонущим в воде, не горящим в огне до поры до времени (Григорий), вере в надежду на хорошую жизнь на земле, справедливость, социальное устройство без царя-дурака и его разложившегося окружения - дворянства. Тоска по Белозеру, начиная с Болотникова, Разина, Пугачева... Эта радищевщина исходила не от служивого Нижнего Дона с платовской столицей в Новочеркасске, а с Верховьев Дона, окруженного революционными промышленными центрами России... (см. выше).
Следовательно, потуги по поводу авторства казака Краснушкина не выдерживают критики. Именно Шолохов - иногородний Шолохов – грамотный выходец с промышленных регионов предреволюционной России, не связанный дедовскми зашоренными традиционными взглядами на мир, впитав былинную поэтику Тихого Дона (как Малой родины) и совместив ее с культурой пушкинской России (Большой Родины) , мог написать и написал этот гениальный роман...
Что до Корнилова, то эта одиозная личность, став диктатором России, утопила бы в крови миллионы голоштанных. Атаманы-генералы Шкуро, Марков, Семенов, Краснов, барон Унгерн получили свое по заслугам...
Символично сгорели Григорий и Аксинья в пламени Гражданской войны… Отпели им соловьи Тихого Дона. Народ страны сделал выбор не в пользу царя. Да и самопровозглашенные временные правители Белой России - Колчак, Юденич, Врангель, Деникин уже не хотели царя.
Тоска по Белому озеру, без бояр и красных комиссаров так и осталась красивой легендой некогда вольного Дона... Даже сейчас, спустя 30 лет после смерти автора Тихого Дона - Михаила Александровича Шолохова...
| Помогли сайту Реклама Праздники |