Заметка «О РЕЛИГИИ»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 4.3
Баллы: 1
Читатели: 423 +2
Дата:

О РЕЛИГИИ

Вопрос: зачем нужна религия?
Ответ: для ищущих — это помощь на пути познания самого себя и окружающего мира,  для невежд —  средство сбежать от проблем, для властвующих — инструмент управления невежественными массами.
Вопрос: зачем мне, атеисту, нужна религиозная грамотность?
Ответ: чтобы сволочи-сектанты не вбили в твою голову разную дурь, а политиканы-проститутки, прикрываясь религией, не смогли сделать из тебя "разменную монету" в своих интригах.

Слово «религия», по-видимому, произошло от латинского глагола religаre, то есть воссоединять, и в буквальном смысле означает воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом. В современном научном понимании религия представляет собой сложную многоуровневую иерархическую систему, включающую в себя: основателя или пророка; источник вероучения (свод моральных норм и типов поведения, обрядов и культовых действий); объединение людей в организации (церковь) и собственно верующих.

О религии писать что-либо всегда опасно (можно ненароком обидеть верующих), но нужно, поскольку ужасающая религиозная безграмотность россиян поражает всякое воображение. Религию часто путают с Верой. Мы будем говорить о религии, но не о Вере, полагая, что Вера — дело сугубо личное, а религия — общественное и культурологическое явление.

В настоящее время существует три мировых религии: христианство (общее число верующих — около 2,4 миллиарда человек); буддизм (около 0,5 миллиарда верующих) и ислам (около 1,6 миллиарда верующих). В отличие от национальных и национально-государственных (локальных)  религий, в которых вероисповедная связь между людьми совпадает с этническими и политическими связями эти  религии объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей.

Помимо мировых религий, насчитывается около сотни локальных. Некоторые из них возникли самостоятельно, вне зависимости от мировых религий (иудаизм, зороастризм, даосизм, конфуцианство, индуизм и др.), а большая часть — в результате раскола мировых и дальнейшего размежевания локальных религий (католицизм, православие, протестантизм, вахабизм, шиваизм, вишнуизм и др.).

Возникает естественный вопрос: почему существует так много религий? Множественность религий есть проявленный результат религиозных конфликтов, то есть конфликтов между людьми, следующими учениям разных пророков. Их нельзя путать с политическими, военными и другими конфликтами, в которых действия сторон зачастую лишь прикрываются религией. Например, так называемые «религиозные войны», происходившие между католиками и гугенотами во Франции в VI веке, не могут быть отнесены к религиозным конфликтам. Это были чисто политические конфликты, так как в действительности шла борьба за власть, однако стороны прикрывали свои действия религиозными мотивами. Известные из истории крестовые походы в период средневековья также имели чисто экономические и социальные цели, которые лишь маскировались религиозными лозунгами борьбы против «неверных» (мусульман) и освобождения «святой земли» (Палестины).

Главная причина религиозных конфликтов заключена в противоречии между коллективным и индивидуальным осознанием бытия вообще и общественного в частности. Только в исключительных случаях индивид осознаёт тенденцию общественного развития и никогда не постигает её в полном объёме. Знания о бытии распределены в социуме, и их носителем не может быть только одна личность, как бы мудра она ни была. Великое счастье — понять хотя бы главное в общественном развитии и следовать этому главному. Того, кто постигает идею и цель развития бытия и общества, пропагандирует и возвещает открывшуюся ему истину, называют пророком. Основатели мировых религий Христос, Мухаммед, Будда — великие пророки, но они люди (в биологическом смысле) и уже в силу этого не могли вместить в себя всю информацию о бытии в полном объеме (даже если она была им ниспослана свыше). Поэтому любая религия как система взглядов ее основателя не является полной и охватывает только часть бытия. Эти части имеют непересекающиеся области, и это служит основанием тому, что в различных вероучениях по-разному и зачастую противоречиво представляется сущность бытия и проповедуется его смысл. Различия усугубляются еще и тем, что индивид не всегда может до конца постичь вероучение своего пророка. Это приводит к появлению в рамках одной религии множества противоречивых направлений.

Отличительной чертой действительно религиозных конфликтов является несиловой способ их урегулирования. Ни в одном истинно религиозном учении нет призыва к насилию. Оно всегда гуманно, исходит из потребностей человека и обращено к душе каждого. Такие исторические факты, как преследование иноверцев, охота на «ведьм» и другие кровавые события, происходившие на религиозной почве, свидетельствуют лишь об отклонениях от действительной веры и ничего общего с истинно религиозными учениями не имеют. В этом плане следует различать: религию как вероучение; религию как толкование учения апостолами; религию как специализированный социальный институт (церковь), созданный людьми вокруг вероучения, и религию как веру, то есть восприятие верующими учения пророка и следование его догмам. В обществе всегда будут существовать конфликты как между указанными слоями одной религии, так и между слоями различных религий, однако, как показывает история, в своем подавляющем большинстве конфликты, которые принято называть религиозными, порождены и инициированы экономическими, политическими, финансовыми и другими противоречиями в религиозных институтах. Соответственно, так их и надо называть.

Говоря о религиях, нельзя не упомянуть о таком явлении, как сектантство. Сектантство как социальное явление было всегда (адвентисты, баптисты, духоборы, молокане, пятидесятники и другие). Однако в последнее время в этой области наблюдается определенный подъем. Сатанисты, синтоисты, белое братство, различного рода восточные школы типа аум-синрикё и многие другие все более активно вторгаются в нашу жизнь, вытесняя традиционные религии. Специалисты, изучающие эту область социальных отношений, выделяют около двадцати признаков сектантства. Укажем на некоторые из них:
- в секте всегда есть лидер (учитель, гуру, основатель), требующий подчинения себе всех остальных ее членов, преследующий свои личные цели или являющийся человеком с психическими отклонениями;
- деятельность секты сопровождается покровом мистики и таинственности, истинные цели открыто не провозглашаются, а наоборот — маскируются;
- идеология, лежащая в основе деятельности секты, антагонистична и конфронтационна по отношению к традиционным вероучениям и обращена к низменным человеческим чувствам;
- по мере втягивания в секту от людей требуют все больших жертв (ухода из семьи, материальных, денежных взносов и даже добровольного лишения жизни);
-концептуальные основы деятельности секты представляют собой конгломерат философских, религиозных и научных знаний, замешанных на парапсихологии, астрологии и гипнозе.

Итак, в отличие от истинного вероучения, сектантство — внутренне противоречивое явление. В нем изначально заложены духовные, психологические, личностные, экономические, политические и другие противоречия, которые рано или поздно перерастают в системные кризисы. Поэтому подавляющее большинство сект представляют собой «бабочек-однодневок», погибающих еще при жизни своих основателей. Распространенность и постоянство сектантства как явления связано с периодическими кризисами в духовной жизни общества. В результате этих кризисов в сознании людей образуются своеобразные «духовные ниши», которые немедленно заполняются сектантскими доктринами. В обществе всегда будет существовать конфликт между традиционной религией и сектантством. Функция этих конфликтов состоит в том, что, с одной стороны, они ликвидируют застойные явления в традиционных религиозных институтах, а с другой — не позволяют их деятелям уйти слишком далеко в сторону от учения своего пророка.
Реклама
Реклама