4 июля 1591 года царь Борис Годунов получил страшное известие о том, что крымский хан Газы II Герай (Гирей), вместо Литвы, куда вроде собирался, двинул свои тумены* на Москву, которая была на данный момент практически беззащитна. Большой Полк, князей Андрея и Григория Волконских, был послан в боевой поход против Шведского королевства и Речи Посполитой.
Столица казалось была обречена. Наскоро собранный на реке Пахре заслон был разгромлен крымчаками наголову. В столице остался небольшой гарнизон стрельцов, туда стягивались ратники из окрестных городков, но это была капля в море. К Большому Полку были посланы гонцы, но успеет ли подмога?
Хан не уверенный точно в Московских силах, разбил лагерь у села Коломенское и стал готовиться к штурму. Опасность обострила, и без того хитрый ум Бориса Годунов и царь срочно велел тайно сыскать верного смелого дворянина и имел с ним беседу при закрытых дверях.
А этой же ночью в Москве поднялся вдруг великий шум с криками и пальбой. Стрельцы и ополченцы били в бубны и калаталки*, орали и палили в воздух из пищалей не жалея берендеек*.
Той же ночью в семейной церкви рода Годуновых, в присутствии самого Бориса, московский дворянин, никому до коле неизвестный, причастился и соборовался, как положено только человеку, который готовится к смерти.
А под утро, к селу Коломенское, где находилась ставка хана Гирея, подъехал знатный всадник в богатых одеждах, это был тот самый дворянин. Он был естественно схвачен ханской стражей и доставлен к хану. Здесь он прикинулся предателем-перебежчиком, стал жаловаться на великие обиды и притеснения понесенные им от царя Бориса и стал униженно проситься на службу Великому хану.
Хан Гирей стал выспрашивать у ренегата о причинах ночного шума в Москве. Тот, сначала вроде замялся а потом поведал, что к царю пришла подмога из Новгорода и Польши, о тридцати тысяч ратных людей и с ними много огненного боя. Перебежчика подвергли мучительным пыткам.
Но и с ногами в костре, и прижигаемый раскаленным железом, герой подтверждал сказанное пока не терял от боли сознание. Хан снял осаду и развернул своих коней назад в Крым. Дальнейшая судьба безымянного героя, спасшего Москву, осталась погребена под покровом Истории. И сколько в нашей истории было таких героев. Имя их Легион.
| Реклама Праздники |