Георгий Портнов – ленинградский композитор.
Пожалуй, можно сказать именно так: ленинградский, а не санкт-петербургский. Бóльшая часть его жизни и творчества связана с нашей северной столицей именно в её советский период.
Георгий Анатольевич Портнов родился в 1928 году в Ашхабаде, но с 1948 года он – ленинградец. Здесь он закончил музыкальное училище и консерваторию, здесь живёт и работает по настоящее время.
Известность Георгия Портнова не столь велика как, скажем, его коллег композиторов-ленинградцев-петербуржцев Андрея Петрова, Станислава Пожлакова, Александра Колкера или Сергея Слонимского, но есть, по крайней мере, две песни, популярные в своё время, услышав которые Вы, возможно, скажете, что не забыли о них и сейчас. Правда… композитора этих песен мало кто знает.
Первая из этих песен – танго «Волны». Написанное к кинофильму «Старые стены» («Ленфильм», 1973 г.), оно является блестящей стилизацией лучших образцов этого жанра 30-40-х годов. И право, трудно поверить, что принадлежит оно перу нашего современника, а не Оскара Строка или, например, Александра Цфасмана.
Существуют записи этого танго, сделанные Майей Кристалинской, Сергеем Захаровым, Людмилой Гурченко. Вы можете сравнить, насколько различны их интерпретации: грустно-лирическое, и даже... строгое исполнение Майи Кристалинской; благородное сожаление об окончившемся романе, бархатное, как и полагается баритону, исполнение Сергея Захарова; и наконец – иронический гротеск «обольстительницы», настоящее «жестокое» танго незабываемой Людмилы Гурченко.
Вот они, эти танго:
Танго «Волны» исполняет Майя Кристалинская
Танго «Волны» исполняет Сергей Захаров
Танго «Волны» исполняет Людмила Гурченко
Танго «Волны» исполняет Сергей Захаров
Танго «Волны» исполняет Людмила Гурченко
Слова для этой песни написал Ким Рыжов, также – ленинградец.
И опять-таки, к сожалению, его имя, как и имя Георгия Портнова, не слишком известно, а между тем тексты к музыкальным номерам из знаменитого двухсерийного фильма «Труффальдино из Бергамо» – это всё его тексты. И популярность фильма во многом связана с песнями, прозвучавшими в нём.
На слова Кима Рыжова написана (Александром Колкером) и «Карелия», ставшая лирическим гимном всех путешественников 60-70-х годов на север нашей Родины.
Вернёмся к Георгию Портнову.
Второе произведение, о котором мне хочется вам напомнить (хотя хронологически оно было написано раньше, чем танго «Волны»), – это проникновенная по мелодике, пронизанная радостным ощущением и светом надежды того самого – помните? – «оттепельного» времени, песня «Неужели это мне одной».
Известность она получила в исполнении двух артисток – Ларисы Мондрус и Майи Кристалинской. И если в голосе Ларисы Мондрус – очень прозрачном, ярком, летящем – мы слышим интонации искреннего беспредельного счастья, то исполнение Майи Кристалинской с характерным чуть приглушённым (sfumato) звучанием, как всегда, окрашено присущим ей оттенком светлой грусти.
Мне удалось найти две записи Майи Кристалинской. Обе являются фрагментами «Голубого огонька». Записи разделены пятилетним промежутком. По качеству вторая – лучше, но зато первая даёт возможность погрузиться в атмосферу того времени, рассмотреть лица людей 60-х годов – не такая уж это далёкая эпоха. Вы увидите и знаменитые «бабетты» на головах пришедших в студию столичных модниц, и те самые «строгие» очки, которые когда-то указательным пальцем поправлял на носу собиратель кавказского фольклора Шурик. И кто-то романтически вздохнёт. И это неплохо.
Итак, песню «Неужели это мне одной» исполняют:
Песня «Неужели это мне одной» входила и в репертуар Лидии Клемент. Но запись её исполнения, к сожалению, не сохранилась.
Ну вот. Пожалуй, всё.
Рад, если ваше знакомство с этими песнями или воспоминания о них были приятными.
Подходит к концу Год культуры в Российской Федерации.
Песня, как составная часть нашей великой российской культуры, не кончается никогда.