Заметка «О ДЖАЙНИЗМЕ»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Читатели: 773 +1
Дата:
«Джайнский флаг»
Предисловие:
Продолжаем ликвидировать религиозную безграмотность - занятие девятое.

О ДЖАЙНИЗМЕ

Джайнизм — одно из древнейших религиозно-философских учений Индии, возникшее в VI в. до н.э. практически одновременно с буддизмом. Оба вероучения сходны по своему содержанию и возникли как реформаторские течения в индуизме, противостоящие брахманизму и отрицающие авторитетность Вед.

Основателем джайнизма считается Махавира («великий герой»), прозванный также Джина («победитель»). Махавира происходил из касты правителей и вёл роскошную, полную излишеств жизнь до 30 лет, когда он пришёл к мысли о самоусовершенствовании. Проведя 12 лет в умерщвлении плоти и медитации, Махавира при жизни достиг состояния нирваны — совершенного состояния души, освобожденной от вещественных оков и бесконечной череды рождений и смертей (сансары). Последние тридцать лет жизни он провёл в виде некоего всеведущего существа, обучая своих последователей. К концу жизни Махавира основал несколько больших монашеских общин, одна из которых сохранила его учение и продолжала существовать после его смерти. Очевидно, что Махавира не принимал постулатов индуизма, иначе он не стал бы создавать своего учения. Известно, по крайней мере, шесть положений индуизма времен Махавиры, которые тот отвергал.
1. Он не был согласен с неотвратимостью закона кармы, считая, что человек может с помощью самодисциплины и аскетизма избежать последствий кармы и уже при жизни достичь нирваны.
2. Он был несогласен с конечным исчезновением личности человека в брахмане и утверждал независимость и постоянство существования человеческой личности.
3. Он был против кастовой системы, подчеркивая ценность каждого человека, его право на равенство с себе подобными.
4. Он боролся против привилегий священников-брахманов, которые стремились к упрочению своего положения в обществе.
5. Он не соглашался с политеизмом (многобожием) в индуизме.
6. И наконец, ему был чужд обряд жертвоприношений животных, которое широко практиковалось в его дни. Он развил учение о неприменении насилия к животным.

Глобальная цель всех джайнов — стать джинами, подобно Махавире. Только так, считают они, можно освободиться от страданий в процессе земной жизни и избавится от бесконечного цикла перевоплощений. Джайнизм, как и буддизм, можно назвать атеистической религией в том смысле, что это учение отрицает существование Верховного Существа или Создателя. Кроме того, джайны не верят в сверхъестественное. Индусских богов они признают как существ могущественных не более чем человек. Отрицая сверхъестественное, джайнизм предлагает гуманистический взгляд на спасение. Человек должен полагаться на свои силы и способности. Неразумно надеяться на помощь извне. Нескончаемых страданий жизни, бесконечных перевоплощений можно избежать лишь с помощью самодисциплины и аскетического образа жизни. Согласно учению джайнов, вселенная никем не создана, существует вечно и состоит из независимых и вечных начал — живого и неживого. Живое есть душа, а неживое — это вещество. Джайны верят, что все сущее (насекомые, растения, огонь, вода, земля и др.) обладают живыми душами. Каждая живая душа постоянно связана с неживым веществом через карму, бестелесную, неощутимую субстанцию. Спасение — это процесс отделения души от вещества, освобождения живого от неживого. Достигается такое отделение только избавлением души от уже существующей кармы и недопущением проникновения новой. Монашеская организация джайнов предназначена как раз для того, чтобы предотвратить проникновение новой кармы с помощью специальных обрядов и «трех жемчужин» джайнизма: правильного знания, правильной веры и правильного поведения. Правильное знание — понимание философии джайнов. Правильная вера — доверие ко всему, что написано в священных книгах джайнов. Правильное поведение включает в себя несколько принципов, важнейшие из которых — непричинение зла и аскетический образ жизни.

В джайнизме принцип непричинения зла доведен до такого абсурда, что он стал «визитной карточкой» этой религии. Монахи-джайны подметают перед собой дорогу, чтобы не убить случайно какое-нибудь насекомое. Они процеживают всю воду, которую пьют, и внимательно исследуют всю пищу перед тем, как её съесть. Джайны строго придерживаются вегетарианства, но и при этом выражают сожаление, ибо фрукты, овощи и орехи, по их мнению, тоже обладают живой душой. Поэтому каждый день они каются в совершённых грехах и стараются грешить как можно меньше, поедая только неспособные чувствовать «живые существа». Так как почти любая работа связана с непреднамеренным убийством чего-то живого, джайны, серьёзно относящиеся к своим убеждениям, выбирают профессии, отвечающие их требованиям (например, банковского служащего или страхового агента). Есть и другие принципы правильного поведения: целомудрие, правдивость, безразличие к событиям и ценностям материального мира; джайны не крадут и не берут на себя обязательств. Джайнский монах не должен подолгу жить на одном месте. Он должен бродить по стране в простой одежде или обнажённый. Монахам запрещалось носить волосы, причём их нужно не просто выбривать, а вырывать с корнем.

Основными «божествами» в джайнизме являются Джины, Ариханты и Тиртханкары — люди, которые побороли внутренние страсти и приобрели божественное (чистое) сознание. Джайнизм признает, что существуют якши (божества мужского пола) и якшини (божества женского рода), которые относятся к категории «блуждающих» божеств, обладающих некоторыми сверхъестественными возможностями, включая способность изменять размер и форму. По джайнской легенде якшам и якшиням поручено следить за благополучием джинов: по этой причине они окружают каждого джину во время его земной жизни. Эта легенда нашла своё отражение в джайнском искусстве: изображения этих божеств присутствуют в каждом храме и рядом с любой статуей джины. Они неизменно изображаются в паре: якша — справа от джины, а якшиня — слева. Даже несмотря на то, что они наделены высшими силами, якши и якшини также блуждают в цикле рождений и смертей, как и большинство обыкновенных душ.

Джайнские центры паломничества располагаются на всей территории Индии, но наиболее значимым является место рождения Махавиры около города Патны (штат северный Бихар).

В иконографии джайнизма используется различная символика (цветок лотоса, трон, луна, раковина, змея, слон и т.д.), но самый характерный и наиболее значимый для джайнизма символ — свастика. У свастики как символа много значений, у большинства древних народов — это символ движения жизни, Солнца, света и благополучия. В ждайнизме свастике придается иной смысл: четыре ее сегмента обозначают четыре уровня существования души: бог, человек, животное и костное (неживое). Отличительной чертой джайнской свастики является изображение этого символа с тремя небольшими кружками вверху (знак «трех жемчужин» джайнизма), над которыми присутствует изогнутая в виде полумесяца линия — символ освобождения. Свастика выкладывается цветным или белым рисом в храмах, рисуется на стенах и полах, печатается на книгах по джайнизму и присутствует практически на всех культовых предметах.

Джайнизм, в отличие от буддизма и индуизма, никогда не получал широкого распространения в Индии и за ее пределами, хотя и пользовался в разные периоды истории определенной поддержкой некоторых правящих династий. Оказывал поддержку джайнизму и знаменитый император Ашока. В современной Индии последователей джайнизма насчитывается не более трех миллионов человек, что составляет около 0,4% от всех верующих. Они основали, однако, «Всемирную миссию джайнов», организацию, задачей которой является распространение джайнизма в других странах, главным образом, с помощью литературы. Священные книги джайнизма называются Шветамбарами. Впервые они были записаны в VI в. до н.э. на основе устных преданий и постоянно дополнялись и переделывались. Только спустя восемь столетий, они были приведены к той канонической форме, которая и дошла до нас.

Нельзя сказать, что каноны джайнизма легли в основу большого числа религиозных культов. По сравнению с индуизмом джайнизм предлагает людям очень короткий путь к достижению нирваны. Но путь этот столь труден, что доступен лишь избранным. Большинство же, верящих в то, что этот путь правилен, обречены на ожидание и поиски компромисса между каноном и своими возможностями ему следовать.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама