Первой печатной работой девятнадцатилетнего Кантемира стала "Симфония на псалмы"* (1727 г.).
С её изданием связана любопытная история.
В 1726 году автор завершил работу над "Симфонией" и в июле этого же года представил рукопись Екатерине I с просьбой приказать напечатать в петербургской типографии.
Высочайшего волеизъявления пришлось ждать четыре месяца: 2 ноября императрица передала рукопись директору типографии Абрамову, который немедленно пустил её в набор.
Казалось бы, дело наладилось, однако и здесь Кантемиру пришлось ждать... целый год, прежде чем книга увидела свет!
Интересный факт: в XVIII веке книги, печатаемые по именному указу, не являлись собственностью авторов, права на них целиком принадлежали типографии. Поэтому не было ничего удивительного в том, что Кантемир захотел приобрести в личное пользование несколько экземпляров своей "Симфонии". Для этого он прислал в типографию полторы стопы (**) книжной бумаги с просьбой сделать на его имя десять оттисков…
Но печатание книги неожиданно было приостановлено: директор типографии ожидал ответа от Духовной Коллегии, под началом которой он служил — оказалось, Абрамову не сообщили, сколько экземпляров следует напечатать.
Коллегия упорно молчала.
Тогда Абрамов, по-видимому, решивший выслужиться перед начальством, приказал выпустить, ни много ни мало, 1250 экземпляров «Симфонии» (для сравнения — в 1719 году тираж сверхпопулярнейшей, неоднократно переиздававшейся, книги «Юности честное зерцало» составлял 1200 экземпляров). Неплохой старт для начинающего автора!
И вот, наконец, книга Антиоха Кантемира увидела свет (правда, к тому времени с белым светом распрощалась императрица Екатерина I).
Льстивый Абрамов поспешил преподнести по экземпляру «Симфонии» Петру II и его сестре Наталье Алексеевне, а затем раздарил ещё девять экземпляров членам Верховного совета и Синода, упустив, однако, из виду одну существенную деталь, а именно указ императрицы, запрещавший безденежно раздавать книги из типографии.
Антиох Кантемир, не получивший ни одной книги (директор типографии сослался на то, что якобы без специального распоряжения не вправе исполнить его желание), вынужден был обратиться с просьбой в вышестоящие инстанции.
Как ни странно, его просьбу удовлетворили.
Абрамова призвали к ответу. Обнаружилась недостача одиннадцати книг.
Директор типографии был признан виновным, а в качестве наказания определили ему «вместо жалованья выдать теми книгами, которых он множество без указу самовольно напечатал, а за взятую у господина Кантемира на напечатание оных книг бумагу отдать теми книгами по истинной цене, а именно четыре книги без удержания».
Примечания:
* «Симфония на псалмы» (Санкт-Петербург: Синодальная тип., 13 ноября 1727)
** одна стопа — 480 листов бумаги
Источник:
«Сочинения, письма и избранные переводы князя Антиоха Дмитриевича Кантемира», С.-Петербург. Издание И.И. Глазунова. 1867. [электронный источник РГБ]