И призрел Господь на Авеля и на дар его; а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.
И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.
(Быт., гл.4)
И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.
(Быт., гл.4)
____________________
Умеет ли Бог читать в душах людей, или мы для Него такая же загадка, как и Он для нас?
Предполагал ли Он, что Его наставления приведут к такой трагической развязке?
Если Бог догадывался о предрасположенности Каина ко греху, то почему Он не погасил искру зависти в самом начале, позволив вместо этого раздуться сокрушительному пламени всепожирающей ненависти, в котором погиб несчастный Авель?
Может быть, изначальная цель Бога заключалась в том, чтобы вывести неразумного (т.е. несущего в себе зерно греха) Каина на путь познания? «Через муку, через боль //Бог ведёт людей к уму, //К разумению ведёт...».
Однако убийство Авеля (как конечный результат благих намерений) обессмысливает эту цель, потому что пришлось бы тогда обвинить Бога в излишней жёсткости (если не в жестокости) воспитательного воздействия.
Что это за грех, о котором Всевышний намекает Каину, призывая господствовать над ним?
Зависть...
Незаметным зёрнышком ютится она в душе человека, выжидая благоприятные условия для роста. «Я достоин лучшего!» — стоит только подумать человеку — и зёрнышко зависти тут же зашевелится, зарываясь поглубже в душу. «Почему кто-то другой, а не я?» — продолжает человек подпитывать своим недовольством пагубный злак — и вот, зависть уже пускает корни: опутав крепко-накрепко душу, сосут они из неё целебные соки. И теряет человек душевный покой.
А от зависти до гнева — всего один шаг.
Зависть к брату обернулась злобой, та породила гнев, гнев подтолкнул на свершение убийства — круг замкнулся.
Осознал ли Каин чудовищность своего поступка? Вряд ли. «И сказал Каин Господу: наказание моё больше, нежели снести можно». (Быт. 4-13)
N.B. Вообще говоря, на протяжении всего повествования облик Каина производит отталкивающее впечатление.
И это неслучайно.
Не стоит забывать о менталитете древневосточного человека, в мифологическом сознании которого прочно укоренился идеал — «скромного, кроткого, смиренного человека, покорного установленному богами порядку вещей», а также антипод его — «человек высокомерный, гордый и строптивый*».
В этой связи нетрудно сопоставить, кто из двух братьев соответствует идеалу, а кто — нет.
< *А. Авдеев «Традиционные цивилизации Древнего Востока и Средиземноморья».>
Тем интереснее позиция Бога.
Мог ли Господь своим намёком («Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит...») подтолкнуть неразумного, завистливого Каина к решительным действиям? (Справедливости ради, надо заметить, что всякий, в том числе и Каин, понимает слова Бога по-своему).
И тем не менее, чтО делает маленький неразумный ребёнок в ситуации, когда взрослые отчитывают его, да ещё советуют равняться на хорошего брата Васеньку (стоящего рядом, блаженно улыбаясь)? Правильно. Ребёнок берёт игрушку и со всей дури лупит по голове брата Васеньку, который начинает орать благим матом.
Что делает неразумный взрослый человек в похожей ситуации (то есть, искал горячего одобрения Божества, а вместо этого наткнулся на холодную отповедь, да ещё в присутствии младшего брата)? Правильно. Делает то же самое, что и маленький ребёнок из указанного примера выше, с той лишь разницей, что последствия такого «действия» могут быть весьма трагическими.
В зоопсихологии есть специальный термин — «переадресованная агрессия». Когда животное, например, кошка не может отомстить обидчику, превосходящему её по силе, она переносит весь свой нерастраченный гнев на объект более слабый.
За что Каин убил Авеля?
С психологической точки зрения, «переадресовал» брату свою ненависть к Богу.
Почему Бог не спас Авеля? Правомерно ли вообще предъявлять счета Богу: почему бездействовал, почему молчал?
Божья воля и воля человека, по-видимому, разные понятия.
Бог способен повлиять на ход вещей, но изменить волю человека Он намеренно бессилен.
Знаки, посылаемые Богом, далеко не каждый человек в состоянии заметить и расшифровать. Бог может лишь намекнуть при помощи знаков (Божья воля), но окончательное решение принимает сам человек (и гений, и злодей, и умственно отсталый... — все свободны в праве выбора). Однако вместе с выбором человеку достаётся и вся мера ответственности за свои поступки.
__________________
...И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.
(Быт., 4-8)
(Быт., 4-8)
В природе ведь побеждает сильнейший, а не добро.)) А вот для чего Господь нас так "запутал"? Сколько уже написано на эту тему, и ещё будет..))
В тему:
Ядовитым соком Агавы
Растирал он подошвы ног,
Стимулируя силы отравой,
Так он дальше двигаться мог.
И сдвигая миры и плиты,
Перемешивал времена.
Миллиарды были убиты.
Миллиарды сошли с ума.
Может это всё для забавы?
Ну, конечно, не нам судить.
Слава Богу, что сок Агавы,
Он решил втирать, а не пить..