Заметка «О "РАЗГОВОРНОЙ" РЕЧИ В СТИХАХ»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 14
Читатели: 2762 +1
Дата:

О "РАЗГОВОРНОЙ" РЕЧИ В СТИХАХ


    Существует такое понятие, как "разговорная речь". Очень часто в стихах мы неумышленно употребляем некоторые ее элементы, совершенно не замечая ошибки. Потому что "впитали" в себя это понятие с детства. Бывает, что только через несколько лет ее замечаешь (это я про себя ). Мало того, это стихотворение не раз публикуется в разных, в том числе и в печатных, изданиях, но, даже пройдя через редакторов, эти ошибки остаются. Интересно, как вы, нет, не боритесь, а пытаетесь бороться с этим трудновыводимым явлением. Уверен, что с каждым автором такое происходило хотя бы раз. Имеются в виду произведения на серьезную тему. Есть еще особый род стихов, в которых разговорная речь уместна и даже необходима, например, для оживления диалогов, для большей достоверности, жизненности, реальности происходящего, а также в шуточных стихах.
    Ваши мнения, мысли, советы...
Реклама
Обсуждение
     15:50 09.01.2012 (1)
Можно, будучи дилетантом в этом вопросе, рискну высказать свои мысли?
В шуточных стихах и в песнях разговорная речь сплошь и рядом. Не буду утомлять перечнем.
А вот в произведениях на серьёзную тему... Ну, например, "Поэт и Гражданин" Некрасова. Ой, Вы, не про диалоги? А про разговорную речь?
Могу и на эту тему порассуждать, если только подскажете, "Иван Тёркин", "Гренада" - это произведения на серьёзную тему или так себе?
     16:52 09.01.2012 (2)
Я упомянул о подобных произведениях. Повторюсь: Есть еще особый род стихов, в которых разговорная речь уместна и даже необходима, например, для оживления диалогов, для большей достоверности, жизненности, реальности происходящего, а также в шуточных стихах.
Дело не в них. Например, сравнительно часто встречаю "вшей": взявши, положивши, потерявши... и т.п.  Не напишешь же, скажем, в стихотворении о любви: Я тебя полюбивши!  Сам я таких слов не "употреблявши" Зато у меня хватает других словечек. Сейчас не могу даже сказать, каких. Такие слова впитываются с молоком. Перенимаются сначала у родителей, потом на улице. Трудно их заметить и очень трудно избавиться. Со стороны подобные огрехи видны хорошо, но свои "родные" в упор не замечаешь. А ведь многие еще и обижаются, когда указываешь на них.
Черт, на эту тему может получиться неплохая статья. Наверное, займусь. Только надо цитатами обзавестись для примеров.
     17:48 09.01.2012
Есть такое дело. Про себя говорю.
Пока добрые читатели не ткнули, даже не замечал, думал, что так и хорошо.
Теперь стараюсь следить, но часть уже не исправишь, а надо бы.
От человека зависит: один чувствует, другой не очень чтобы очень.
Самому надо прикидывать.
     17:46 09.01.2012 (1)
да да да, это примерно как:
подайте пожалуйста справошник
звучит забавно, ёрнически, не серьёзно, но сколько мягкости добавляет своим звучанием  
     18:03 09.01.2012 (1)
"подайте пожалуйста справошник"
Да, в хорошем рассказе или в ироническом (шутливом) стихе эта фраза пошла бы "на ура"
     18:42 09.01.2012 (1)
Сходил покушать. Сел за компьютер. Кажись, чевой-то усёк. Тута я вам не собеседник.

PS: Поскольку разговорной речи у меня полно(калёным железом не выжечь), занимаюсь безопасным баловством в юмористической прозе. Тама безопасненее. Фиг кто поймёт, сознательно я употребил разговорную речь, али нет. Особенно удобно употреблять разговорную речь в прямой речи ЛГ. Дескать, это не автор, это герой такой необразованный.
     18:50 09.01.2012
Ты все правильно "усёк" Кстати, тематика моих стихотворений тоже мне позволяет применять "разговорный жанр" и часто я это делаю умышленно
     16:27 09.01.2012 (1)
Я считаю, что автор, все же, должен обладать каким-то особым чутьем и употреблять
разговорную речь там, где это уместно. Если есть сомнения (уместно или не уместно), можно
обратиться к другому автору, авторитет которого достаточно признан, и посоветоваться насчет
употребления разговорных слов в данном тексте. Или прислушаться к редакторам и рецензентам.
В любом случае, считаю, что окончательное решение в этом вопросе должно быть за автором.
     17:14 09.01.2012 (1)
Нет, Милли, чутье тут почти ни причем. Ведь эти слова мы вставляем незаметно для себя, потому что сжились с ними.
Спасибо!
     18:01 09.01.2012 (1)
Евгений, я Вас давно уже знаю, много читала на
розовом сайте. Очень рада встретить Вас здесь.
Ну, в общем, я за то, чтобы за словом, все-таки, следить  
Мне очень редко делают такие замечания, например. И если мы творим
поэзию, то к словам, как к инструменту, должны относиться трепетно.
Существует литературный русский язык, который мы (все, кто пишет)
просто обязаны знать хорошо. Ведь недаром же художники скрупулезно подбирают кисти
и краски, композиторы предпочитают добротные муз. инструменты, выполненные известными
мастерами. Наш инструмент - слово, и надо научиться различать литературный язык и
обиходную речь. В этом и состоит мастерство - употреблять те или иные слова по назначению
в определенном контексте. Вот такое мое мнение.  
Если Вы напишете статью, с удовольствием почитала бы. Особенно, если с примерами
Спасибо за розочку - она прекрасна
     18:30 09.01.2012
Спасибо, Милли, что помните меня! Я сейчас на Розовом только если что-то новое напишу.
За словом следить конечно надо, но не всегда это получается
     17:41 09.01.2012 (1)
Очень часто в стихах мы неумышленно употребляем некоторые ее элементы, совершенно не замечая ошибки.
ошибка как раз состоит в том, что неумышленно
Причём, это и есть основная ошибка, и не только касательно разговорной речи.
Всё стихотворение, да и проза, каждое слово должны быть умышленны, когда это будет, то не будет и ошибок. :)
По крайней мере, интонационных и смысловых, поскольку "технические ошибки" - ошибки ритма, происходят уже из звучания, а это несколько иная тема.
Вот когда каждое слово умышленно, когда каждое слово возникает в ответ на устремлённость в выражении идеи, являющейся корневой для произведения, и мысленно пробуется "на вкус" - соответствие задуманному, тогда и уместно, своевременно и в меру будет. :)

Разговорная, упрощённая речь несёт свою, совершенно конкретную интонацию, мягкость звучания, или точность суждения, а посему, помещённая целенаправленно, осознанно - будет к месту.

Если же при умышленным подборе слова она всплывёт случайно, пусть и по привычке, но опробованная на вкус, вызываемым смысловым оттенком, интонацией, содержанием, не подойдёт для выражения искомого, то и будет отвергнута, не смотря на привычно-неосознанное употребление по жизни.
Таким образом, поэзия и меняет человека, создающего её, повышая осознанность происходящего и производимого.
     18:22 09.01.2012
"ошибка как раз состоит в том, что неумышленно"
И от таких ошибок, повторяю, очень трудно застраховаться. Тем не менее, когда пишешь что-то стоящее, лучше о них не думать, иначе может получиться не стихотворение, а некий образец. Но(!), закончив, обязательно проверить все виды ошибок, включая ту, о которой мы говорим.
И все же самая внимательная проверка не всегда срабатывает Во многом "помогает" еще и собственная рассеянность (как у меня )
Спасибо, Арджуна!
Реклама