Предисловие: Мой личный взгляд на историю. Северный Таиланд – это часть легендарного Золотого Треугольника, и когда-то - независимое государство Ланна. Северный Таиланд немного иной, чем остальная часть Таиланда, но с другой стороны, не смотря на некоторые сепаратистские замашки, совсем не похож на Каталонию при Испании или на Шотландию при Англии. Он ближе и историей и духом к югу Таиланда-Сиама. Но вот с историей, как мне кажется, не всё так просто! Северный Таиланд - Ланна.
Северный Таиланд - Ланна.
Владислав Батарин
Северный Таиланд – это часть легендарного Золотого Треугольника, и когда-то - независимое государство Ланна. Северный Таиланд немного иной, чем остальная часть Таиланда, но с другой стороны, не смотря на некоторые сепаратистские замашки, совсем не похож на Каталонию при Испании или на Шотландию при Англии. Он ближе и историей и духом к югу Таиланда-Сиама. Но вот с историей, как мне кажется, не всё так просто! Есть ощущение, что история Севера Сиама включает в себе несколько наслоений. И собственную местную историю, и историю, как части единого Таиланда, и полумифическую уже историю когда-то Великой Монгольской (Ордынской) Империи с центром где-то на Севере Евразии. При этом этот центр всё время пытаются найти здесь в Юго-Восточной Азии, но из-за целого ряда несовпадений: мифический центр перемещается из Сукхотая (Суккотая) в Аюттхайю, то в Чиангмай (ЧиангМай), то в Чианграй (ЧиангРай). Иногда, кажется, что описывается в истории Ланны полумифический центр не один, а два (похоже на когда-то два реальных или иногда не очень реальных центра в Орде: Великий Новгород (Москва) и Казань, Москва и Стамбул-Константинополь, Москва и Тверь, …), что порой вносит дополнительную путаницу при анализе истории севера Сиама и при возможном переносе общеордынской истории с географией на территорию Юго-Восточной Азии.
Золотой треугольник
Фото на сайте
http://new.chronologia.org/volume13/batarin_tay_lanna.php
: Золотой треугольник
Считается, что первой цивилизацией, которая оказала влияние на Север Таиланда-Сиама, стало монское государство - Харипунджая (тут остановимся на интересном мнении: «Хараппа» – х-Ара-ппа содержится исходный корень-образ языка русов «ар-, яр-», в котором и заключается всё, что связано с земледелием, плодородием, жизненной энергией-«ярью» и мужской воспроизводящей силой. Этот корень присутствует в топонимах многих городов царства: Чанг-ар, Чжух-ар, Мехрг-ар, Гхагг-ар, Руп-ар, Махешв-ар и т.д. Этот корень русы пронесли от Яр-ихо (Иерихона) – через В-ар-ку (Шумер, Сурия), Х-ар-аппу и Ар-каим – до Пешав-ара и Бело-яра [Ю.Петухов, 2006]), которое было основано в Лампхуне, как считается, в конце VIII - начале IX в. н.э. (вполне возможно, что местные моны не имеют ПРЯМОГО отношения к древним монам, также, как и современные монголы - к монголам Батыя. Являясь частью Великой Орды, они взяли общее название всех народов той Орды). Поддерживая крепкие связи с монскими королевствами на юге, это государство (Харипунджая) долго оставалось культурным и религиозным центром Севера (здесь мы видим появление двух центров, одного - религиозного). Тайцы пришли сюда уже после монов, мигрировав из Китая (может и не Чины совсем, а Скитии-Китая-Руси?), и основали маленькие княжества в северных районах. (В [1]- в статье про Бангкок я писал: «Есть одна интересная особенность в менталитете тайцев - это «святое отношение к белой коже». Говорящие на местном диалекте санскрита (а скажем индийский санскрит по мнению языковедов ОЧЕНЬ близок именно к русскому), тайцы трепетно относятся к наличию белой кожи: они традиционно сами не загорают и ценят белизну кожи. Сказывается древняя легенда о том, что предки тайцев, пришедшие из Чины, которых вытеснила Орда на юг, были белокожими. Тайцы были прекрасными воинами и быстро вошли в военную элиту местных государств и в дальнейшем основали собственное государство. Возможно, корни многих событий местной истории и местных обычаев надо искать в той «древней» истории противоречий между Ордой (мы сегодня с большой уверенностью осознаём: та Орда была не дикая и не чисто азиатская) и её не подчинившейся тайской частью»).
В 1238 году образовалось первое независимое тайское королевство Сукхотай (в это же время на Руси происходят похожие события, мы видим: 1238-1239 – это поход Батыя на Русь – и, по сути (согласно исследованиям авторов Новой Хронологии), - объединение Руси под началом Новгородской Орды. В феврале 1238 года захвачено Владимиро-Суздальское княжество. Весной 1238 года монголы, не дойдя до Новгорода, повернули назад в степи. В 1239 году армия хана Батыя вернулась на Русь). В эти времена был создан тайский алфавит (тот же санскрит, а близкое родство санскрита и старорусского хорошо разобрано в работах Ю. Петухова), и тогда, как считается, возникло традиционное тайское искусство.
Главным среди тайских переселенцев был король Нгон Янга (Ngon Yang) - Меш рай-Менграй (возможно, если рассмотреть согласную основу слова:МНГР(л) – то есть просто - МОНГОЛ? Или: Меш-Москва + Ра-Волга?), который вскоре после основания государства Суккотай, начал организовывать такое же объединённое государство на Севере (возможно, по аналогии: появление второго центра в паре: Москва-Казань,..или же, это просто - дубль событий, связанный с созданием Новгородской Орды). Менграй – с 1261 года н. э. основатель новой династии. (В это время на Руси укрепляется Ордынская династия (Рюрики)). В 1292 г. Менграй основал на юго-западе город Чианграй и перенес туда столицу (похожие события: перемещения столицы из Костромы в Ярославль и затем во Владимир в пределах государства «Великий Новгород»). После увеличения территории княжества, Менграй в 1296 г. основывает город Чиангмай (переводится, как «Новый город»!), который стал столицей государства Ланнатхай («Страна миллиона рисовых полей тайцев» или всё же- «ланна» от английского - просто «земля-страна» или даже «остров»? Островом, к тому же, называли и АнЛАНтиду и даже Россию, где были полноводные реки). Менграй, связанный родственными узами со всеми правителями соседних тайских княжеств (так в это же время были связаны: и византийские и русско-ордынские правители) и единственный из тайских князей, происходящий по прямой линии от правителей старого Чиангсена, добился признания себя как верховного правителя всех тайцев в регионе. Он объединил, помирил между собой или завоевал окрестные тайские княжества и был коронован, как первый король государства Ланнатхай (аналогично образовалась и Русская Новгородская Орда). Это государство также называется королевством Чиангмай (то есть и у них - НОВГОРОДСКОЕ!).
Умирая, Менграй учредил новую династию, которой суждено было увидеть двухвековой период расцвета и культуры и искусства (как и династия Рюриков-ордынцев на Руси).
Идем дальше по истории Ланны. Время, официально с 1441 по 1487, характерно правлением слабых королей (возможно, что здесь есть аналогия с историей Казанского ханства?), в то время как королевство Аюттхайя (как и Новгородская Русь в то время) захватывала территории на Севере (на Руси: «на Юге»). Окончательно прекратили существование династии Менграй бирманцы (что напоминает смену династии в Казани или отстранение её от власти Иваном Грозным), которые захватили Чиенгмай в 1558 г. (Не есть ли это: осада и взятие Казани, предпринятые русскими войсками под руководством Ивана Грозного в 1552 году) и при помощи союзных им правителей контролировали территорию Ланны на протяжении следующих двух веков (похожая история есть и во взаимоотношениях Москвы и Казани).
Интересно также посмотреть ОФИЦИАЛЬНУЮ ИСТОРИЮ ЧИНЫ-КИТАЯ, сравнивая её с тайской на предмет возможных пересечений. Они видны, часто даже при беглом взгляде! Но кто сказал, что сама история Чины не дублирует историю «античного» Китая – соседа с Севера.
В 1767 г. бирманцы уничтожили тайскую столицу Аюттхайю (Но это уже другая история. После этого, возможно, у Сиама началось полностью своя история). Тайцы после долгих противостояний с «бирманцами» и британцами присоединили Северный Таиланд, используя военную силу, экономическую экспансию и переселение тайцев на север с юга.
(Европейская хроника времен начала королевской династии в Ланне (хронология дана по Скалигеру): в Византийской империи -вступил на престол Михаил VIII Палеолог (1261-1282). Династия Палеологов удерживает власть вплоть до падения империи (1453).Михаил VIII Палеолог отвоевал у латинян Константинополь и восстановил Византийскую империю (1261).1262 - войны на Кавказе между ханами Хулагу и Берке, а 1264-1267 - вторая баронская война в Англии. Возможно, что это - события одного порядка).
Напрашивается возможный вывод: ИСТОРИЯ Севера Орды (европейской части), несколько искаженная, дошла до Юго-Восточной Азии (в данном случае - до Севера Сиама) уже в скалигеровской хронологии - поздняя. Истории Севера Сиама и Аюттхайи (другая моя статья) содержат значительные части общей Ордынской истории, часто пересекающиеся. История Севера Сиама в значительной части – 1 часть от общей Ордынской истории, Аюттхайский период истории Сиама – 2 часть.
ХРАМ WAT PHRA THAT DOI SUTHEP. ЧИАНГ МАЙ (ЧИЕНГМАЙ).
фото Северный Таиланд - Ланна на сайте http://new.chronologia.org/volume13/batarin_tay_lanna.php
Очень известный храм, находится почти у самой вершины горы Дои Сутеп (Doi Suthep). В своё время подняться к нему было очень трудно – пешком через джунгли по 5-6 часов, а проехать транспорте невозможно. Лишь где то в первой трети 20 века усилиями религиозных тайцев была сделана дорога почти на самую вершину. Храм на горе, непреступное высокое расположение которого на горе чем-то даже напоминает Метеоры в Греции, считается очень важным религиозным местом в Таиланде. Храм в очень хорошем состоянии, таблички с именами спонсоров в стенках лестницы, отреставрирован, много иностранных туристов и тайцев. Автобус подвозит почти прямо к змеевидной лестнице. Примерно 300 ступеней: от стоянки до основания храма, лестница с балюстрадой из длинных нагов (мистический змей). (Наги – это священные водяные змеи, которые, как считается, приносят удачу, так как соединяют землю и небо). Небольшой подъем (не сложнее Ново-Афонского) и вы входите внутрь Храма. На вершине - два золотых льва. При входе поют молодые тайки в национальных костюмах, полное ощущение восточной экзотики, древности и восточной красоты. Во внутреннем дворе – большая красивая золотая чеди (или ступа). Церемониальные зонтики были добавлены в 16 столетии н.э.
Кратко перескажу миф об основании храма, выделяя отдельные моменты. (Более полно миф описывается в инете, скажем: [3]. Его любят также долго рассказывать гиды, если вы посетите Северный Таиланд).
История храма, по сути, делится на две части: 1. Нахождение Святыни и 2. Основание Храма.
Как считается, где-то в 14 веке н.э. приехал один цейлонский монах (Sumanathera), чтобы распространить Буддизм Теравады (это самая консервативная и возможно самая ранняя школа Буддизма, для неё характерно применение рационалистического подхода и сравнительная простота ритуала.[4]) в Королевстве Сукхотай. Во сне монаху было видение: божество, которое приказало ему идти в древний город, среди руин которого на месте старой заросшей кустарником пагоды, в земле должна быть урна со святыми мощами Будды. Божество приказало монаху раскопать эти реликвии и держать их в надлежащем месте. Остановимся в пересказе первой половины мифа, связанной с обретением святых реликвий.
Примерно в это время на Руси с 1362 г. (по скалигеровской шкале) начал править Дмитрий Донской, которого авторы Новой хронологии связывают с известным Римским-Византийским императором – Святым Константином. Мы также знаем о видение Креста святыми Елены и
| |