Заметка «Очелье. История поисков истины.»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Баллы: 4
Читатели: 2518 +1
Дата:
Предисловие:
Автор имеет свое мнение обо всем, в том числе о ваших увлечениях, религиозных и политических взглядах, ваших друзьях и, возможно, вас лично. Потому прочтение данного творчества может оскорбить ваши чувства. Если вы предполагаете, что произведение может что-то оскорбить или разжечь - лучше не читайте.

Очелье. История поисков истины.

Очелье. История поисков истины.




Больше года назад я обратил внимание, что некий дедок с православным крестом бегает в "очелье", в то время, как этот головной убор не слишком образованные сторонники клерикализма высмеивают как "долбославскую выдумку". И тогда я решил поинтересоваться, что наши православные "специалисты" вообще об этом думают и как объяснят. Сначала я опубликовал следующий пост:

"Поговорим немного о наших экспертах в области "этнографии без язычества". Коснемся конкретно темы узорных головных повязок в старинном мужском костюме, которые наши православные "эксперты" с подачи какого-то идиота стали называть "очельем", хотя по сути является вариацией наголовня.

Сначала я приведу здесь мнение "экспертов", а ниже приложу одно очень интересное фото. Не в защиту анахронистичной детали одежды, а ради того, чтобы показать уровень уже упомянутых специалистов по этнографии без язычества. И еще одна важная деталь: мы говорим не о том, как правильно называть мужчкую наголовную повязку, а о том, являлась ли она элементом древнего праздничного мужского костюма.

Итак:
1 "очелье" у наших предков было женским головным украшением. узорчатые "очелья" мужчины н носили." Сандро Пантелеев

2 "лично моё мнение, что половина попуасов бегающих с топорами и очельями с коловоротами на теле реально являются неофашистами " Александр Холованов

3 а)"Очелья носили на Руси женщины, реже могли одевать при работах кузнецы по практическим соображениям. Нынешняя мода на резинки от трусов вокруг головы пошла от хиппи. "
Б) "как-то мрачно проводить вечность в лесу с бородатыми фантазёрами с женскими очельями на голове, прыгающими через огонь" Atheas Skilurus

4 "вы фотографий не найдете мужчин в очельях. То, что для того чтобы временно подобрать волосы во время работы - это не очелье.
Это то же самое, что в маске сварщика ходить постоянно или в рабочих рукавицах" Максим Трусов

5 "Да не носили мужики русские ни какого очелья. Это украшение женское. Они носили шнуры кожаные не для того, чтобы себя украсить, а из практических целей , что бы волосы не липли ко лбу во время тяжелой работы. О каких предках речь? Вас хиппи родили что ли ?" Мария Анисимова

6 а)"То же самое в России, то же самое с куклами-оберегами, то же самое с "руссконародной" одеждой, славянскими очельями и прочими новоделами и фикциями!"

б) "Еще один пример воплощения "альтернативной" истории – хайратник или очелье. Это некая повязочка, ленточка, берестяное нечто на голове как у мужчин, так и у женщин, причем независимо от прически. Это якобы отсыл к чему-то праславянскому, но, как мне кажется, больше восходит к культуре хиппи. " Даниил Крапчунов

7 "Если девичьи головные уборы с очельем у восточных и южных славян – обычное явление, то мужские головные уборы в виде повязки, ленты (Наголовень) – как повседневная или обрядовая часть одежды не встречается в описаниях этнографов." Денис Тарасов

Я не имею желания что-то в этом разговоре защищать, опровергать или утверждать. Мне просто интересно как и что наши любители православной этнографии скажут по поводу фото своего престарелого единоверца с расшитым праздничным наголовнем и посохом, на котором вырезан православный же крест. Впрочем, от такого пошиба людей я, наверное, очень многого жду. Скорее всего ничего объяснять не будут, а съедут на хиханьки или атыканья".

Как я и предсказывал, у православных активистов началась истерика. Ну, если отмести вопли о кровавых сектантах, коловратных фашистах и различного рода бу-гагашечки, то информации удалось получить немного. Что типично для клерикальных кружков.

"1) Очень мало информации.
Atheas Skilurus Мария Анисимова Малъ Скрылевъ
как уже говорилось ранее, несколько странно, что мало информации оказалось для людей, способных рассуждать о том или ином явлении язычества по одной только фразе, одному фото или даже по упоминанию о виденном фото или слышанной фразе.

2) Это не христианин.
Дмитрий Валериевич Анна Александрова Юля Лейбенсон
Очень странно слышать такое заключение от экспертов по религии, авторитетно приичсляющих к язычеству любое явление или человека при наличии даже весьма спорной атрибутики или вообще любого бессвязного утверждения.

3) Самтыдуракпроклятыйдолбославбоженькуоскорбилбохнакажет.
Павел Штакин Иван Александрович Сергей Сотников Сергей Терентьев
Ожидалось. Подтверждает минусовой уровень познаний наших "экспертов"

4)Фотошоп.
Даниил Крапчунов
Кстати нет. тем паче, что затирать фотошопом часы патриарха или прибавлять верующих на площади - прекрасная православная традиция.

5) Рррэбята, я не прррротив хайррррратников.
Сандро Пантелеев
аргумент в стиле галустяновского борадача так же не дает объяснения фотографии православного дедка в "долбославском очелье". А вот попытка "включить заднюю" от эксперта, ранее категорично высказывавшегося насчет наголовных повязок... Впрочем, мне ли не знать, как он любит "включать заднюю"?

6)На самом деле это - язычник, поскольку фото взято у язычников
Никита Кутявин
Угу, взявший в руки посох с символом самой презираемой язычниками религии. Дешевая попытка перевести на любимое "проклятыедолбославыбоженькуоскорбилбохнакажет", в которой, судя по всему, данный эксперт более подкован, нежели в народном костюме и религиозной символике. Ну, а фото, кстати, в интеренете пиарится больше в сопровождении постов с православной лирикой или проповедническими речами.

7) Это новодел.
Марина Колесник Михаил Бондарев
Ну, хорошо, если смволика на фото новодельная, наверное стоит признать православный крест на посохе старика выдуманным уже в 20-м веке. тем более, что не представлено ни одного объяснения, по каким признакам, кроме "мы так считаем" фото можно считать сделанным в 21 веке, а тесьму фабричной.

8) Проклятыйдолбославизбилнашего сандронадоперегнатьнаэто. И прочий флуд с уходом от темы.
Максим Трусов Марина Колесник Степан Кузьменко Мария Чампалова

9) Ряд попыток действительно разобраться откуда могла взяться повязка, но увы - не дающих конкретного ответа. Как и ответа, что это за "неудобное" фото и откуда оно взялось.
Леонид Бахревский Максим Трусов Юля Лейбенсон

Вобщем, безрезультатно. Можно сделать вывод: в этнографии и истории народного костюма уровень почти всех из вышеперечисленных здесь и всех указанных в посте-исходнике - близок к нулю. Но "экспертных" заявлений и "разоблачительных статей" от этой "могучей кучки" на тему "вредоносного долбославия" мы, наверняка, еще наслушаемся, как и раньше - по десятку в день и без надежной источниковой базы"

А чуть позже мне пришлось покопаться в истории Скандинавии.И вот тут-то и нашлись расшитые наголовные повязки, как деталь мужского костюма.

"Между тем, расшитая мужская наголовная повязка (не путать с простой рабочей тесьмой-наголовнем и женским очельем) могла быть элементом костюма приладожских земель, заимствованным у скандинавов.

1) Гуннар подарил конунгу хороший боевой корабль и много другого добра, а конунг подарил ему одежду со своего плеча, расшитые золотом рукавицы, повязку на лоб с золотой тесьмой и меховую шапку из Гардарики.
Gunnar gaf konungi langskip gott og marga dýrgripi aðra er hann hafði fengið í hernaði. Konungur gaf honum tignarklæði sín og glófa gullfjallaða og skarband, og gullhnútar á, og hatt gerskan.

2) Скарпхедин усмехнулся в ответ. На нем был синий плащ и полосатые синие штаны, а на ногах высокие черные сапоги. Пояс у пего был серебряный, а в руках он держал секиру, которой убил Траина и которую называл Великанша Битвы, и небольшой щит. Голова у него была повязана шелковой лентой, украшенной золотом, а волосы зачесаны за уши. Вид у него был на редкость воинственный, и все, даже те, кто его никогда не видел, узнавали его.
Skarphéðinn glotti við og var svo búinn að hann var í blám kyrtli og í blárendum brókum og uppháva svarta skúa á fótum. Hann hafði silfurbelti um sig og öxi þá í hendi er hann hafði drepið Þráin með og hann kallaði Rimmugýgi og törgubuklara og silkihlað um höfuð og greitt hárið aftur um eyrun. Hann var allra manna hermannlegastur og kenndu því hann allir ósénn. Hann gekk sem honum var skipað og hvorki fyrr né síðar.

3)Затем они отправились на запад, через Секирную Реку, к землянке Крепостце. Перед землянкой они увидели много людей. Среди них был человек в пурпурном плаще, накинутом на плечи, с золотой повязкой на голове и с секирой, увитой серебряной нитью, в руке. Бьярни сказал:
— Нам повезло. Вот он сам, Эйольв, сын Бёльверка.

Síðan fóru þeir í braut og vestur yfir Öxará og svo til Hlaðbúðar. Þeir sáu margt manna úti fyrir búðinni. Þar var einn maður sá er hafði skarlatsskikkju á herðum sér og gullhlað um höfuð og öxi silfurrekna í hendi.
Bjarni mælti: „Hér ber vel til. Hér er hann nú Eyjólfur Bölverksson ef þú vilt finna hann Flosi.“

Сага о Ньяле (описание событий с 980 по 1010 годы, написана в 13 веке).

Во всех случаях украшенная наголованя повязка:
а) Драгоценность, которую дарят даже конунги в знак особых заслуг;
б) Элемент мужского костюма. Причем носимый, как правило, воинами.

В первом случае используется выражение "повязка с золотым узлом" - skarband, og gullhnútar (здесь, кстати, перевод может быть неточным).

Во втором случае "шелковая лента для головы" - "silkihlað um höfuð"

В третьем случае "золотая повязка на голове" обозначена словосочетанием "gullhlað um höfuð", где "höfuð" - повязка, как элемент головного убора. Кстати, упоминается в "Видениях Гюльви", как элемент так же и женской одежды ("Fimmta er Fulla. Hon er enn mær ok ferr laushár ok gullband um höfuð" - "Пятая — Фулла, она тоже дева. Ходит она с распущенными волосами, и на голове у нее золотая повязка").

Эту версию наши антиязыческие друзья, ввиду их типичного уровня ("бугагашечкитупыедолбославы") даже не рассматривали."

Казалось бы - извинились бы наши православные активисты за свою исконно-клерикальную глупость, да и забыли бы все их позор. Впрочем, им в деле возрождения "истиной веры" не до какой-то истины - нужно церковь поднимать! Вот и продолжаются до сего дня смешные истерики о "долбославских очельях", с которых уже давно смеются не над "долбославами", а над проколовшимися клерикальными экспертами.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     17:56 24.02.2018 (1)
Где обещанная картинка? Много слов без дела.
     18:54 24.02.2018 (1)
в начале статьи
     23:24 24.02.2018
Посмотрела.  Спор не стоит выеденного яйца. Все горячатся, все неправы.  Хочется - носи очелье. Запрета нет. а носили его раньше или нет... какая разница? рабочий люд носил. и волосы удерживаются, и пот промокается. Наверное, узоры указывали на принадлежность к какому-то роду.
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама