Заметка «О рифме банально замолвите слово»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 4.8
Баллы: 25
Читатели: 1151 +1
Дата:

О рифме банально замолвите слово

(Записки литературного дилетанта)

Существует поэзия для массового читателя и поэзия для интеллектуалов. Для меня ближе первая, которую я ассоциирую, прежде всего, с Пушкиным, Лермонтовым, Есениным. Ничего не имею и против второй, испытывая подчас не меньшее эстетическое удовольствие от чтения, когда форма и содержание стоят того. Но в этой части есть и поэзия для избранных интеллектуалов, особенных эстетов, заведомо "тех, кто понимает". Здесь хотелось бы отдать должное именно таким авторам и поклонникам их творчества.


Всегда считал их уровень понимания искусства поэтического мастерства недосягаемо высоким для себя, ибо это люди образованные, культурные и довольно начитанные. Произведения подобных авторов изобилуют настолько абстрактными метафорами для простого смертного, что невольно задаёшься вопросом: а куда я попал, где моя шляпа? Насилуя собственное сознание, всё же пытаешься иногда преодолевать своё посредственное восприятие и понять, о чём же, собственно, идёт речь. Бывает, что это удаётся, а бывает и нет, но чаще при этом лоб покрывается испариной, и начинаешь осознавать своё умственное несовершенство, серость и убожество. Снимая шапку в знак уважения к автору, сделав дежурный комментарий или без оного, спешишь откланяться и никогда больше не возвращаться на его странички. Ибо по Сеньке и шапка.

Помимо указанных метафор в этом ракурсе следует заметить и особо непримиримое отношение к "банальной рифме". Оспорить этот тезис нельзя: поднимут на смех, приведут цитаты из словарей и академических справочников, снисходительно промолчат. То есть, фактически культивируется табу на определённое сочетание рифмующихся слов. При этом ещё никто и нигде не провёл между плохими и хорошими рифмами грань, разделяющую их. Как результат, проблема утрируется самими же оппонентами "банальной рифмы": в погоне за небанальностью искусственно превозносится рифма корявая, а подчас и просто неуместная. Многие талантливые авторы, дистанцируясь от "поэтической попсы", боясь показаться слишком простыми (сталкивался не раз), мудрствуют лукаво, неприемля даже созвучия, предпочитают рифмовать чуть ли не в прозе в расчёте на то, что конечный продукт окажется пикантнее и острее, и где-то даже "не для средних умов". А это, естественно, повышает статус в существующем тренде и самооценку стихотворца.
А по мне так, не существует "банальной рифмы" в природе. Есть рифма удачная и неудачная, к месту или не к месту в каждом отдельном случае.

Об однокоренных и глагольных рифмах и говорить не приходится, если отбрасывать всуе всякую мысль, что могут быть исключения даже здесь.

Таковы некоторые мои протестантские соображения по поводу современной поэзии, метафоры и рифмы в ней. Соображения не как поэта, ибо таковым себя не считаю. Поэт должен писать и не видеть себя вне поэзии, даже если он непрофессиональный поэт. Я вижу. Поэтому я лишь любитель и непрофессионал в чистом виде. И поэтому точно не графоман, для которого девиз: "Ни дня без строчки!" Спокойно, спокойно! Я говорю о графоманах, а не о настоящих поэтах. Настоящие пишут Поэзию, а графоманы мнят себя в ней.

Что касается "Fabulae", то всё сказанное относится к ней в том числе. Но чтобы никто не мог бросить в меня камень, скажу неопределённо: на сайте есть много достойных авторов, не производящих свои нетленки как блины на масленицу, которые не всегда на виду и в top рейтинга. Возьму на себя смелость назвать лишь трёх из них, наиболее симпатичных и уважаемых мной. Это Ефим Хазанов, Ирина Ханум, Вера Бутко. И очень, очень хотелось бы продлить этот список, но предоставлю уважаемым комментаторам сделать это самим: назовите трёх авторов "Фабулы", наиболее достойных с вашей точки зрения звания Поэта. Спасибо.

В случае активного участия авторов в опросе, возьмусь подвести итоги в следующем эссе.


Реклама
Обсуждение
     23:20 03.09.2019 (1)
Вздыхаю......
Я непоэтка...
Я только учусь.....
С улыбкой и добром...
     23:47 03.09.2019
Лично к Вам, Нина, сказанное в заметке не имеет никакого отношения. Тем более, что Ваша лирика мне очень нравится, несмотря на Вашу скромность.
     19:22 06.05.2018 (1)
1
В список настоящих поэтов хотела бы добавить Тихона Осторожнера, Романа Смирнова, Тю, У.Лис(С) и (ой, боюсь-боюсь!) Александра Красилова

     23:24 06.05.2018 (1)
2
Спасибо, дорогая Иванка, за участие в опросе. А чего бояться-то... я тоже нахожу Александра неординарным и даже талантливым поэтом, основываясь на его ранних работах. Правда, в последнее время мне не попадалось на глаза что-то существенное у него. Но это может быть уже дело вкуса и личных предпочтений.
     16:11 07.05.2018 (1)
1
Думаю, Вы догадались, почему написала "боюсь": из-за его оппонентов.
А покорена я была вот этим стихотворением (хоть и не из последних):

https://fabulae.ru/poems_b.php?id=61521

     23:04 07.05.2018
2
Стихотворение "Благословляйте женщин...", конечно, несколько высокопарно (имхо), но вполне достойная работа. А я как раз и есть один из его оппонентов, но не из тех, для кого спорить - главное. Я из тех, для кого главное - находить хорошее в людях, даже в своих оппонентах.
     01:46 06.05.2018 (2)
2
Всё Вы правильно написали, Вячеслав.
     23:17 06.05.2018 (1)
1
Александр, я Вас не узнаю. Ваша политкорректность, конечно, льстит, но меня терзают смутные сомнения: а Вы ли это...
Тем не менее, спасибо, что подали свой голос. 
     23:50 06.05.2018 (2)
2
Потому что дело и в самом деле не в рифмах.


                                     Н. Заболоцкий
"Голос в телефоне"

Раньше был он звонкий, точно птица,
Как родник, струился и звенел,
Точно весь в сиянии излиться
По стальному проводу хотел.

А потом, как дальнее рыданье,
Как прощанье с радостью души,
Стал звучать он, полный покаянья,
И пропал в неведомой глуши.

Сгинул он в каком-то диком поле,
Беспощадной вьюгой занесен...
И кричит душа моя от боли,
И молчит мой черный телефон.

                                        1957
     00:03 07.05.2018 (1)
Да, замечательные строки. И заметьте: никакой головоломки, двусмыслия, того, что называется "бабушка надвое сказала", как часто бывает и у поэтов. А как за душу берёт...
     00:10 07.05.2018
1
Прочитайте рифмующиеся слова.

птица
звенел
излиться
хотел

рыданье
души
покаянья
глуши

поле...
занесен...
боли
телефон.


Видите? Это стихотворение внутри стихотворения. Пружина его. Сжатая.
Вот это и есть гениальность.
     23:55 06.05.2018 (1)
1
Очарованный... Околдованный... Вы точно влюблены...
...Да, именно, дело совсем в другом (не в рифмах - и если их принимать /как тут где-то в коммах увидел - мол, хорошая рифма аж 4 буквы совпадают/).

Дело в обэриут(ах!)
     00:16 07.05.2018 (1)
1
Да.
Стихотворение это скреплено навеки.
Пмимо того, что я написал о смысловом содержании рифм (выше), можно увидеть и ещё одно стихотворение:

Раньше был он звонкий, точно птица,
Как родник, струился и звенел,
Точно весь в сиянии излиться
По стальному проводу хотел.

А потом, как дальнее рыданье,
Как прощанье с радостью души,
Стал звучать он, полный покаянья,
И пропал в неведомой глуши.

Сгинул он в каком-то диком поле,
Беспощадной вьюгой занесен...
И кричит душа моя от боли,
И молчит мой черный телефон.

     17:02 07.05.2018 (1)
1
Я бы поспорил с Вами, но... (из комма выше)

Вот это и есть гениальность.

Если подтверждать гениальность (гениальность, вообще) Вашими критериями, то - да!! И вообще, понятие "гениальность" до сих не имеет чётких определений: т.е ОТ (скажем) пушкинского использования... и последователей на разный манер типа "хоп - круто".!. а ноне определитель даже смартфон:  у кого круче, то и гений...


Все Ваши примеры - доказательства (возможной!! работы) над стихом, но не более! По-вашему, к примеру, типа любой палиндром - это гениально! Я называю эту тонкую "резьбу" - зодчеством - (фуфлом, иными словами). Я не индеец, и не покупаюсь на энти фитюльки... Точка!
На мой взор, очень опрометчиво Вы эти примеры поставили определением "гениальности". Это, скорее (я точно не помню) но где-то в эти даты написания стиха от него ушла жена - делать нечего: вот и занимался значит...

Я оч. люблю Заболоцкого, но более раннего... (когда поэт просто открывал мир для себя... открытия были - по мне, вот то и есть гениальность)

зы:
меня эти стихи за душу НЕ берут... (напротив комментатору выше)
Эти стихи никак не могут взять за душу.
IMHOсь
     17:49 07.05.2018 (1)
1
Ну... Может быть, может быть...
     17:57 07.05.2018
А шо, Вас взяли???
Меня вот эти строки взяли:
Я помню чудное мгновенье
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Странно!! эти стихи посвящены какой-то Керн. ...не меня должны вроде как брать-то... Но берут.
Странно!

Я помню чудное мгновенье

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.


Ухватываете пружину (на века!!) склейки стиха? (тут правда бесконечно можно искать гениальные склейки, но это же только плюс, да)
     14:50 06.05.2018 (2)
1
Александр! Текст (контекст) неможно правильно или нЕправильно (в принципе) написать!
Текст возможно изложить "по теме" "по делу" и пр.
Вы напомнили чеховского повара из коротенького рассказа, в котором, значит, Митрий читал челяди на кухоньке Библию с пояснительными вкраплениями церковного ДьячкА Стаса:
Митрий насилу закончил чтение. Читал долго... вязко... по складам... Поднял к небу перст, и молвил:
- Правильно написано!

Я понимаю, Вы, возможно, влюбились!! Весна же... Но возьмите себя в руки...
Гость      17:05 07.05.2018 (1)
Комментарий удален
     17:20 07.05.2018 (1)
Здравствуйте Елена!
Поздравляю!
...когда где-то вокруг тебя витает любовь, это счастие. Привычка влюбляться (коя посылается и посылается свыше) это тоже счастие! ибо так завещал великий Пушкин.
...и что же, Вы ему отвечаете взаимью?..
...

вы успели измениться, или остались тем же

очень возможно, что изменился... но с другой стороны остался весь как и прежде.
Гость      17:22 07.05.2018 (1)
Комментарий удален
     17:35 07.05.2018 (1)
Вы о шизофрении) ??
Гость      17:43 07.05.2018 (1)
Комментарий удален
     18:23 07.05.2018
Не знаю, может быть...
только вот если в человеке есть, как Вы толкуете, константа! то как раз она и не даёт измениться однажды рождённому в мир человеку.
Человек не может измениться!! Каким родился, таким и помре...
Конеш, смены настроения и пр. возможны... но ведь это только подтверждает правило.?.
     00:11 07.05.2018 (1)
1
 Что за призывы? Мистер Цнин, вы - старичок-с? Почему влюбляться плохо и непременно нужно брать себя в руки? Зачем? Отчего не дать  свободу чувствам?
 Поэт, писатель обязан быть влюбленным, чтобы  писать правильно и красиво.
 Кому нужны высчитанные строки сухаря?
 Свободу влюбленным! Весна - время любви  "и даже пень в апрельский день..."!
     17:09 07.05.2018
Мы с Александром ровесники... поэтому я и шучу этак иной раз... на энтих правах значит...
Во "взять себя в руки" имелось соовсем другое...
(вероятно, и такое пояснение будет неясным)
Короче: любоF любовью, но мысли внедряй людям стройно и доходчиво...
...шутка!! (здесь по всем формам должна бы быть фотка Никулина))
     21:47 06.05.2018 (1)
Верные мысли, но хотелось бы более расширенных, углублённых рассуждений на тему, поднятую вами.

А читать вашу прозу (как и эту заметку), Вячеслав, - в удовольствие: владение языком, лёгкий слог, всё лишнее "отжато", ясность изложения...
     23:37 06.05.2018 (1)
Натали, я уже красный, как помидор... нельзя так, особенно прилюдно. Да ничего путнего я и не сказал в заметке, просто поднял тему. Но за признание сердечно благодарен.
     09:55 07.05.2018
-1
     08:34 06.05.2018 (1)
2
Истоки поэзии настолько древни, что кажется уже все рифмы банальные.
Только сидишь и думаешь -"а это уже было у кого-то", "а это - штамп".
И тогда начинают писать "по-хлебниковски", или появляются всякие "шляпниковы". И тогда уже рифма-не рифма, а "неологизм", "авторское слово". И дифирамбы "новоделу"! - Гений, талант, новое в поэзии, так ещё никто не писал!!!

Гуляет тень под осокурью
Лизнув распластаный большак,
Пыль поднимая скачет пулью
Над рысаком лихой казак,- НАД РЫСАКОМ - ЭТО КАК?
Э.Шляпников

Или, вот это поэзия?
http://www.stihi.ru/2013/07/19/7397

А по мне так, это - издевательство над русским языком.

Насчёт глагольных рифм, тоже - говорят "Учитесь у классиков"! Учимся:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела.
А нынче… Погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Да, как пишут критики, можно употреблять глагольные рифмы, но чтобы они что-то там "подчёркивали", "уточняли", "были к месту"...
Но если лёд блестит, то он "блестит", если ель зеленеет, то она "зеленеет", и по-другому не скажешь. Отсюда - повторение и "это уже было".
Ну, никак не обойтись без "банальных" рифм!

По поводу "назовите трёх авторов "Фабулы", наиболее достойных с вашей точки зрения звания Поэта." - их так много на сайте, что мне легче назвать НЕАВТОРОВ Фабулы, тех кому надо запретить брать в руки перо, под страхом смерти!

     22:58 06.05.2018 (1)
Таня, очень показательны Ваши примеры. И смех и грех, что называется. А вот запрещать никому бы не стал. Таких авторов, кого Вы имеете ввиду, лучше игнорировать. Но это моё личное мнение. Спасибо за участие в обсуждении. Моя заметка не идеальна, но хотелось бы почаще обращать внимание авторов на необходимость проговаривать проблемы современной поэзии, дабы в ней не развивались застойные явления.
     23:11 06.05.2018 (1)
1
Ох, сколько я на Фабуле, столько и ратую за то, чтобы было больше литературных тем, обсуждений книжных новинок, воспоминаний о поэтах и писателях, знакомство с новыми авторами, обсуждений любых литературных событий.
Но увы...
     23:55 06.05.2018
Вода камень точит. Как бы то ни было, мне показалось в комментариях, что авторы заинтересованы. Только в одном я нашёл флуд.
     14:40 06.05.2018 (1)
1
Очень дельный текст! Очень. Его бы нелишне поместить где нибудь на видном месте (хоть это и бессмысленно) однако, банальная соцсеть стала бы похожа на литсайт.
Почему?
...как выражается (о текстах) Д.Быков "есть о чём говорить" - я добавляю ...и неизбежно полезен будет разговор...
     23:12 06.05.2018 (1)
1
Спасибо, Александр, что видите актуальнось поднятых в заметке проблем. Собственно, я и хотел этим показать не столько своё отношение, сколько поговорить серьёзно касательно проблем современной поэзии, о которых мы говорим слишком мало.
     23:31 06.05.2018
1
да бросьте Вы... Вам мне говорить спасибо не за что... Я же не стишок Ваш оценил.
Текст действительно по делу: посыл ... я и оценил. Так что, скорее, Вам - спасибо!
...и совсем другое (оч. хорошее) дело, когда подобные (возникшие в глубине "я") вопросы, размышления приходят естественным (осознанным) образом к конкретному  пишущему человеку...
Такое вот моё IMHO.
     21:19 06.05.2018 (1)
Назову, но трижды троих, а следом, возможно утрою:
Из уже названных:Тю, Р.Смирнов, Е.Хазанов.
Из неназванных:
-Е.Бородина, И.Тумакаев, А.Калашникова;
-Алиса, Бэлла, Г.Дадукина;
-Серафима, Моцарелла, А.Лукашева;
-Б.Ясный, И.Лайтман, А.Переломов;
-Ацтек, М.Ликин, Л.Кликич;
-Т.Гурская, П.Голушко, Marcus de Night;
-И.Залетаева, А.Рекко, А.Носков;
-В.Верхонин, pan Kowalsky, Гулевич;

Перечисление произвольно, в списке находятся авторы с разным стажем пребывания, как посещающие сайт, так и его, к сожалению, оставившие. Список не претендует на полноту, но выбор троих из него - миссия, на мой взгляд, невыполнимая...
     23:30 06.05.2018
1
Ok! Не всех авторов из Вашего списка знаю. Но к тем, кого знаю, отношусь с большим уважением. Есть над чем поработать. Думаю, что "Фабула" должна знать своих героев.
     09:53 06.05.2018 (1)
1
Читай  стихи Дяди Пети , да обрящешь небанальные рифмы, а местами даже смысл...
     23:06 06.05.2018
Дядюшка, я очень ранимый человек, и твои стихи читаю очень дозированно: боюсь стать слишком эмоциональным. Но искренне, безо всякого лицемерия, отдаю должное твоему поэтическому таланту. Спасибо за рекомендацию.
     23:09 05.05.2018 (1)
1
банальная рифма все же существует, но ее можно обыграть небанальным контекстом, чтобы она не бросалась в глаза... то же самое относится  и к неточным рифмам, о которых вы упомянули... -)
     23:43 05.05.2018 (1)
Виктор, я бы не хотел, чтобы мои слова о не существовании "банальной рифмы" воспринимались буквально. Проблема, конечно, есть, раз она обсуждается. Я лишь хотел акцентировать внимание, что определение "банальная" не бесспорно и наверняка не абсолютно точное для такого типа рифм. А бездумное (автоматическое) сбрасывание со счетов таких рифм уводит иного стихотворца в другую крайность: не поиск меньшего зла, а замену "шила на мыло". Но если Вы скажете, что это моё не очень скромное мнение, то возражать не стану, так как на истину, всё же, не претендую.
Что касается "обыграть небанальным текстом", то пожалуй, соглашусь, если при этом не забывать, что обыграть можно многое, в том числе совершенно безграмотный текст, отсутствие всякой логики и смысла, то бишь белиберду, многословие и т.д.
Спасибо за Ваше мнение.
     01:38 06.05.2018 (1)
1
нет, бывают, конечно,  случаи ( и они не так редки), что авторы, боясь обвинения в штампованности, банальности рифм, стараются любыми способами избежать этого обвинения и сами не замечают того, что их тексты  становятся искусственными и похожими друг друга этой самой "незаштампованностью"... -) 
тут я соглашусь, что они забывают о самом главном - гармонии... со смыслами - сложнее... если говорить все-таки об авторах, а не о людях занимающихся стихоплетством, то смысл они обычно стараются заложить... пусть даже иногда не до конца понимая - какой... -)
другое дело, как у них получается, чтобы он считывался...
     22:12 06.05.2018
Да, наверное Вы правы, Виктор.
     06:40 06.05.2018
Мой школьный учитель всегда говорил:
- Поэтов делю я на блох и горилл.
Взгляни он на "Фабулу" со стороны,
Сказал бы: - Поэты, примерно, равны.
Отнюдь не гориллы, не асы строки,
А так, стиходелы, сиречь хомяки.
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама