Заметка «О рифме банально замолвите слово»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Баллы: 25
Читатели: 1101 +2
Дата:

О рифме банально замолвите слово

(Записки литературного дилетанта)

Существует поэзия для массового читателя и поэзия для интеллектуалов. Для меня ближе первая, которую я ассоциирую, прежде всего, с Пушкиным, Лермонтовым, Есениным. Ничего не имею и против второй, испытывая подчас не меньшее эстетическое удовольствие от чтения, когда форма и содержание стоят того. Но в этой части есть и поэзия для избранных интеллектуалов, особенных эстетов, заведомо "тех, кто понимает". Здесь хотелось бы отдать должное именно таким авторам и поклонникам их творчества.


Всегда считал их уровень понимания искусства поэтического мастерства недосягаемо высоким для себя, ибо это люди образованные, культурные и довольно начитанные. Произведения подобных авторов изобилуют настолько абстрактными метафорами для простого смертного, что невольно задаёшься вопросом: а куда я попал, где моя шляпа? Насилуя собственное сознание, всё же пытаешься иногда преодолевать своё посредственное восприятие и понять, о чём же, собственно, идёт речь. Бывает, что это удаётся, а бывает и нет, но чаще при этом лоб покрывается испариной, и начинаешь осознавать своё умственное несовершенство, серость и убожество. Снимая шапку в знак уважения к автору, сделав дежурный комментарий или без оного, спешишь откланяться и никогда больше не возвращаться на его странички. Ибо по Сеньке и шапка.

Помимо указанных метафор в этом ракурсе следует заметить и особо непримиримое отношение к "банальной рифме". Оспорить этот тезис нельзя: поднимут на смех, приведут цитаты из словарей и академических справочников, снисходительно промолчат. То есть, фактически культивируется табу на определённое сочетание рифмующихся слов. При этом ещё никто и нигде не провёл между плохими и хорошими рифмами грань, разделяющую их. Как результат, проблема утрируется самими же оппонентами "банальной рифмы": в погоне за небанальностью искусственно превозносится рифма корявая, а подчас и просто неуместная. Многие талантливые авторы, дистанцируясь от "поэтической попсы", боясь показаться слишком простыми (сталкивался не раз), мудрствуют лукаво, неприемля даже созвучия, предпочитают рифмовать чуть ли не в прозе в расчёте на то, что конечный продукт окажется пикантнее и острее, и где-то даже "не для средних умов". А это, естественно, повышает статус в существующем тренде и самооценку стихотворца.
А по мне так, не существует "банальной рифмы" в природе. Есть рифма удачная и неудачная, к месту или не к месту в каждом отдельном случае.

Об однокоренных и глагольных рифмах и говорить не приходится, если отбрасывать всуе всякую мысль, что могут быть исключения даже здесь.

Таковы некоторые мои протестантские соображения по поводу современной поэзии, метафоры и рифмы в ней. Соображения не как поэта, ибо таковым себя не считаю. Поэт должен писать и не видеть себя вне поэзии, даже если он непрофессиональный поэт. Я вижу. Поэтому я лишь любитель и непрофессионал в чистом виде. И поэтому точно не графоман, для которого девиз: "Ни дня без строчки!" Спокойно, спокойно! Я говорю о графоманах, а не о настоящих поэтах. Настоящие пишут Поэзию, а графоманы мнят себя в ней.

Что касается "Fabulae", то всё сказанное относится к ней в том числе. Но чтобы никто не мог бросить в меня камень, скажу неопределённо: на сайте есть много достойных авторов, не производящих свои нетленки как блины на масленицу, которые не всегда на виду и в top рейтинга. Возьму на себя смелость назвать лишь трёх из них, наиболее симпатичных и уважаемых мной. Это Ефим Хазанов, Ирина Ханум, Вера Бутко. И очень, очень хотелось бы продлить этот список, но предоставлю уважаемым комментаторам сделать это самим: назовите трёх авторов "Фабулы", наиболее достойных с вашей точки зрения звания Поэта. Спасибо.

В случае активного участия авторов в опросе, возьмусь подвести итоги в следующем эссе.



Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     00:31 06.05.2018 (1)
1
Во-многом согласен, но не во всём.
Подробнее чуть позже.

 С уважением,  Олег
     00:37 06.05.2018 (1)
1
Привет, Олег! Рад тебя видеть. А то, что не во всём согласен, это нормально. Тем более, что я здесь ничего категорически не утверждаю, а лишь говорю о своём личном восприятии.
     00:43 06.05.2018
1
Это понятно, Слава.
     22:30 05.05.2018 (1)
1
[quote][Насилуя собственное сознание, всё же пытаешься иногда преодолевать своё посредственное восприятие и понять, о чём же, собственно, идёт речь. Бывает, что это удаётся, а бывает и нет, но чаще при этом лоб покрывается испариной, и начинаешь осознавать своё умственное несовершенство, серость и убожество/quote]

Бывает такое, не спорю) Но чем хороша сильная поэзия? Тем ,что образность мира автора.в которой ты что-то находишь своё...и есть хорошее произведение.
Многогранность образная в произведении даёт повод читателю погрузится в чужой мир и представить что-то своё.
Не забывайте. что слова.это не просто слова- это символы, в которых можно путешествовать)
Если нет воображения, нет фантазии,то ясень пень...читать нужно что-то простое,банально понятное.чтоб не напрягать мозги.
На такие стихи всегда хочется сварганить пародьку,ибо каждое не совершенное предложение  даёт разворот на все 180  градусов
и  тупо прёт антагонизм))
     00:22 06.05.2018
Может быть, вы и правы. Но что такое "сильная поэзия"? - Это та, что заставляет думать, "напрягать мозги"? Не возражаю, если при этом не противопоставлять её другой, чувственной поэзии, той, которая доступна многим, а не только избранным. Как, например, среди любителей музыки, песенных жанров достаточно много таких эстетов, которые, предпочитая классику или, скажем, блюз, отрицают попсу в принципе. Но ведь популярная музыка не значит плохая музыка - она просто другая и предназначена для других потребителей. Я ведь не говорю о действительно низкопробных поделках, которые подчас изобилуют на радио.
А хорошие "пародьки" чаще всего напрашиваются на хорошие произведения, не оставляющие равнодушными многих. Я, например, в своём понимании музыки и поэзии всегда шёл от простого к сложному, а не наоборот. И мне кажется, те, кто отрицает такую последовательность, не лишены доли снобизма.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама