Заметка «ВСЕМ ЧИТАТЬ! Вероника Тушнова - о поэзии»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Сборник: = В ПОМОЩЬ СТИХОПАТУ )) =
Автор:
Баллы: 33
Читатели: 1803 +1
Дата:
Заметка «ВСЕМ ЧИТАТЬ!  Вероника Тушнова  - о поэзии» самая оцениваемая(6) работа за сутки
13.08.2022
Предисловие:
`
Думаю, многим стоило бы почитать этот монолог поэта.
Потому что в нём много мудрости -
и женской, и человеческой, и профессиональной.

`

ВСЕМ ЧИТАТЬ! Вероника Тушнова - о поэзии

`

   
              Меня часто спрашивают: «А когда вы начали писать стихи?» И мне всегда бывает трудно ответить на этот вопрос.
    Что понимать под словом «писать стихи»? Складывать фразы в правильно чередующиеся, зарифмованные строки и строфы?
    Если так, то я начала писать в самом раннем детстве, лет в шесть-семь...

            ...Солнышко светит и греет,
            птичек слышны голоса...

              Стихи у меня получались такими же гладкими и аккуратными, как многие из тех, которые я читала  в детских книжках.
    И слова в них те же, и писать их было очень просто и легко. Я иногда брала тетрадку и говорила себе: 

а теперь я напишу про зиму. А теперь про весну. И это всегда удавалось.
              Своим уменьем писать стихи я гордилась, но мысль о том, что, став взрослой, я буду продолжать это увлекательное, но отнюдь не серьёзное занятие, мне и в голову не приходила. Повторяю — писать мне было очень легко.
              Но вот однажды пропал без вести престарелый чёрный кот Буська, и мне захотелось увековечить в стихах это печальное событие. К своему немалому удивлению, я вдруг поняла, что написать об этом гораздо труднее, чем о зиме, весне или ручейке. И вполне понятно: ведь никто до меня не писал об этом. Никто, кроме меня, не знал нашего грузного, облезлого кота, его привычки спать в печке, его хриплого мяуканья, разорванного уха, манеру, привставая, толкать лбом в колени.
              В данном случае я уже не могла пользоваться чужими и удобными и красивыми словами. Приходилось придумывать свои.
    Кроме того, мне было жалко кота и хотелось, чтобы другие пожалели его тоже Всё это налагало ответственность.
              Я писала долго, и стихи получились гораздо хуже, чем обычно. Зато впервые в жизни закралось в меня подозрение, что всё «сочинённое» мной ранее — совсем не хорошо и гордиться этим, пожалуй, не стоит. Во всяком случае, читать прежние стихи вслух мне было неловко и стыдно. С тех пор я начала прятать свои тетрадки подальше от посторонних глаз.
              Было бы неверно сказать, что с этой минуты я стала поэтом. Сколько раз я ещё поддавалась соблазну сложить стихотворение из чужих гладеньких и так хорошо, впритирку ложащихся кирпичиков.
              Я была школьницей старших классов, когда ощутила необходимость написать замечательные стихи о любви. Только несколько лет спустя я смогла оценить действительные размеры постигшей меня неудачи. Стихи-то опять были не мои!
    Их наполняли грёзы, слёзы, луна, страданья. В них были удачные рифмы и редко-редко проскальзывала живая строка, согретая живым и подлинным чувством. И о любви и о страданиях я писала чисто отвлечённо, а поэзия этого не прощает.
              Впоследствии, испытав и любовь, и горе, и разочарование и написав об этом стихи — в достаточной мере тёплые и сердечные, я снова огорчилась: несмотря на «свои» слова, «свою» интонацию — это были всё-таки неудачные стихи. В них говорилось о чувствах и переживаниях, сотни раз описанных до меня, и ничего нового нельзя было в этих стихах обнаружить.
    В них не было мыслей. А ведь мысль — это тот стержень, на котором держится всё стихотворение.
              Не надо понимать этого примитивно. Мысль не должна выпирать из каждой строки, иногда в хороших стихах на первый взгляд она вообще отсутствует. Но это только на первый взгляд. Мысль существует, как говорится, в «подтексте». Читатель настолько проникается настроением, мироощущением автора, что сам делает необходимый и единственно возможный вывод, то есть мысль рождается за пределами стихотворения, и читатель становится как бы соавтором поэта. И такого рода поэзия, где автор щедро делится с читателем правом и радостью открытия, для нас очень дорога. Поэт как бы посылает читателя: иди вот этой тропинкой! А сам отлично знает, куда эта тропинка приведёт.
              Это не значит, что мысль не может быть выражена в стихотворении вполне открыто, в виде афоризма, заключённого в одной-двух строках. Существуют отличные стихи и такого рода. Одно только недопустимо - это чтобы мысль была назойлива, чтобы она насильственно навязывалась, чтобы она плавала на поверхности, а не вытекала органически из всей ткани поэтического произведения.
              Если нет в стихотворении поэтической мысли, вокруг которой группируются поэтические образы, последние начинают рассыпаться, многие из них при всей своей яркости оказываются лишними, немыми. нет в таких стихах своего выраженного отношения автора к изображённым фактам и событиям, стихи получаются безыдейными.
              Настоящая поэзия не может быть безыдейной. Пейзажные стихи, заставляющие читателя ещё раз с ещё большей остротой почувствовать, как он любит родные поля и леса, — это глубоко идейные стихи. Стихи, написанные о важнейших стройках, о героических делах, если они написаны не горячим сердцем поэта, а холодной рукой ремесленника, — безыдейны и вредны!
              Чувства и мысли — вот что такое стихи. И, конечно, мастерство, потому что оно позволяет полнее и свежее выразить и чувства, и мысли.
              Так вот, когда я поняла, что опять пишу плохие стихи, я стала придумывать, а что бы такое оригинальное сказать.
    Надо ли объяснять, что из этого ничего не получилось. Думаю, что по-настоящему я стала писать во время войны.
              Я работала в госпитале с утра до ночи и очень редко бралась за карандаш. Но сколько я передумала и перечувствовала за это время! И что самое удивительное, у меня появилось новое, никогда ещё не испытанное мною чувство: мне вдруг захотелось, чтобы стихи мои узнали, прочли, мне хотелось своими стихами вмешаться в жизнь, что-то изменить в ней.
    Я понимала, как это трудно и ответственно, и всё-таки эта мысль меня не покидала.
              В 1944 году, когда я напечатала свои первые стихи, произошло событие, имевшее для меня громадное значение.
    В «Комсомольской правде» был опубликован цикл моих стихов под названием «Стихи о дочери». Я написала их действительно о своей маленькой дочке, и они мне казались слишком личными. Но их напечатали, и я была этим обрадована и встревожена.
    Но это не главное.
              Главное то, что через некоторое время я стала получать письма со штемпелями полевой почты. Писали их самые разные люди. Были письма, написанные неуклюжим, корявым почерком, со множеством орфографических ошибок (самые для меня дорогие!). Но во всех этих письмах, в тех или иных словах, говорилось одно: «Хорошо, что вы написали о наших детях!»
    Каким счастьем было для меня читать слово «наших»!
              Значит, что же получилось? Я писала стихи о своей девочке, о своей Наташе, а они — бойцы, приславшие мне свои письма, считают, что я писала про их детей! Это была такая удача, о которой я не могла и мечтать.
              Думая об этом, на первый взгляд непонятном явлении, я впервые столкнулась с силой поэтического обобщения.
    Впоследствии я неоднократно получала письма читателей — добрые и сердечные, но ни одно не доставило мне той радости, которую я испытывала, раскрывая треугольные конверты с номерами полевой почты. Как эти незнакомые люди помогли мне на моём творческом пути! Наверное, здесь и надо искать его начало.
              Ну, что же сказать ещё? Война прошла, а жизнь продолжала течь со всеми своими сложностями, тревогами, противоречиями. Вырастало новое поколение. Я написала много новых стихов — удачных и неудачных, снова и снова убеждаясь, как нелегко создать что-то действительно ценное. Я ни минуты не обольщалась надеждой чему-то научить своих молодых читателей. Мне просто хотелось поделиться с ними своими размышлениями о жизни, воспоминаниями своей юности.
    Ведь даже у людей разных поколений есть много общего и дорогого.
              И ещё мне хотелось бы, чтобы это молодое поколение полюбило поэзию, чтобы оно видело в стихах не ряды зарифмованных строк, а живое сердце человека, в котором эти строки родились.

    ©  Вероника Тушнова

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     20:25 17.08.2022 (2)
1
Спасибо за заметку!
Благодаря ей, то есть Вам, я пошел читать дальше. Для начала статью в Википедии, затем читал стихи... Я даже ознакомился с биографией её отца.
Кое-что знал, кое-чего не знал. Но остался с чувством соприкосновения с прекрасным.

Ещё раз спасибо.
     23:05 17.08.2022

хочу предложить Вам статью ещё об одном интересном поэте - Николае Александровиче Зиновьеве.

     20:42 17.08.2022 (1)
1

Вероника Тушнова - большая умничка и замечательный автор!.. 
очень люблю её стихи.. я познакомилась с ними ещё в детстве.
это всем известные:  "А знаешь, все еще будет", "Не отрекаются любя", 
"Сто часов счастья", "Одна сижу на пригорке..."
но некоторые стала с возрастом совсем по-другому воспринимать и ощущать:

Человек живет совсем немного —
несколько десятков лет и зим,
каждый шаг отмеривая строго
сердцем человеческим своим.
Льются реки, плещут волны света,
облака похожи на ягнят…
Травы, шелестящие от ветра,
полчищами поймы полонят.
Выбегает из побегов хилых
сильная блестящая листва,
плачут и смеются на могилах
новые живые существа.
Вспыхивают и сгорают маки.
Истлевает дочерна трава…
В мертвых книгах
крохотные знаки
собраны в бессмертные слова.


     20:42 17.08.2022

Как часто лежу я без сна в темноте,
и всё представляются мне
та светлая речка
и елочки те
в далекой лесной стороне.
Как тихо, наверное, стало в лесу,
раздетые сучья черны,
день убыл — темнеет в четвертом часу,
и окна не освещены.
Ни скрипа, ни шороха в доме пустом,
он весь потемнел и намок,
ступени завалены палым листом,
висит заржавелый замок…
А гуси летят в темноте ледяной,
тревожно и хрипло трубя…
Какое несчастье
случилось со мной —
я жизнь прожила
без тебя.


     18:16 12.08.2022 (1)
1
Замечательная заметка. Жаль, даже прочитав ее, на Фабуле не перестанут
генерировать то, о чем говорится в ней в самом начале, еще и восторгаться
такой писаниной.
     18:28 12.08.2022 (1)

графоман (особенно агрессивный) тем и отличается от всех остальных, что считает 
себя совершенным, уже вполне состоявшимся, а часто даже гениальным.
и значит, не нуждающимся в совершенствовании.. в обучении, в дальнейшем развитии.
и он всегда собой доволен.. а это - просто гибель для творческой личности!

     18:42 12.08.2022 (1)
1
Печально то, что они очень быстро сбиваются в стаи, хваля друг друга
за свои нетленки, и превращают сайт в болото.
     19:26 12.08.2022 (1)
1

Так это на любых сайтах встречается.
Люди, когда они не в меру тщеславны, хотят, если не всемирной 
славы, то хотя бы признания в узком кругу себе подобных.
Просто надо обходить такие стаи стороной.
А ещё лучше - самому организовать "стаю" думающих единомышленников))

     20:34 12.08.2022 (1)
1
Скорее небольшую ячейку, творческим людям неинтересно и даже претит
сбиваться в стаи и целоваться в десны, как это делают графоманы, по причине
их индивидуальности.)
А такие островки суши в этом болоте есть, но они не делают болото неболотом.)
Редакции же на это плевать, хотя, как мне стало недавно известно,
у редахтара поэзии есть возможность удалять тексты авторов из ленты стихов.
То есть есть возможность очищать ленту от графомани, оставляя ее лишь на странице
автора, тем самым делая заметными в ленте достойные стихи.
Вопрос: Почему он такой возможностью не пользуется?
Ответ: Потому что сам графоман и боится обидеть тех,
           кто его и выбрал на эту должность.
     20:56 12.08.2022 (1)
мда... была я тут десять лет назад редахтуром поэзии. 
и даже если бы тогда у меня была такая кнопка, я бы вряд ли активно ею пользовалась.
графоманы то на осторожную, доброжелательную и конструктивную критику обижались
(обязанность у меня такая была - писать критические рецензии всем, кто этого попросит),
а уж на удаление их стихов из ленты и вовсе бы войну мне устроили!!..  
ибо НИ ОДИН ГРАФОМАН НЕ СЧИТАЕТ СЕБЯ ТАКОВЫМ!
и доказывать ему очевидное - терять время, здоровье, нервы, спокойную жизнь.. 
не знаю, как сейчас, но десять лет назад я работала редактором на голом энтузиазме.
"бесплатно.. то есть, дадом" (с) 

     21:16 12.08.2022 (1)
1
Значит надо искать того, кто этой войны не боится.)
И такой был на сайте, но графоманов по определению
больше, и все выборы, в том виде, в каком они здесь проводились,
будут приводить к неизменному результату.
     21:35 12.08.2022 (1)

ну я тоже критиковала в своих рецензиях слабые стихи.
то есть, вызывала огонь на  себя.
а куда было деваться? )) 

     21:47 12.08.2022 (1)
1
Ваша критика была всем видна и потому обидна вдвойне тем,
кто не понимает, что направлена на благо автора.)
Но удаление из ленты прочтений заметно только автору
удаленного текста. Те, кто заходит к нему на страницу,
могут и дальше читать его. Поэтому оно будет уже не так
обидно, на мой взгляд. )
     22:22 12.08.2022 (1)

возможно, Вы и правы.. но тут такая тонкая грань..
когда нет чётких критериев, не всегда просто определить произведение в сильные или слабые.
ну если не считать совсем уж бредовые писульки!.. 
верней, тому, кто определяет, просто, а вот непросто бывает объяснить другим, у кого свои критерии.
и поэтому здесь всегда будут большие обиды.. от тех, чьи стихи посчитали недостойными ленты.
а особенно если к тем, кто решает, есть какое-то недоверие.. неуважение.. сомнение в их компетентности.
потому что в таких случаях всегда возникает пресловутый вопрос: "а судьи кто?" 

     12:58 13.08.2022 (1)
1
Ой, это все разговоры, которые обычно затевают графоманы.
Никто не говорит, что редактор должен быть некомпетентен.
Но о его компетентности надо судить по делам его.
Нормальные авторы правильно поймут такие удаления,
а мнения графоманов здесь должно быть ничтожно.
И потом, они по-прежнему как по графику могут ходить к друг
другу на страницы, читать и хвалить, этого же у них никто не отнимает.)
     13:19 13.08.2022 (1)
1

Оххх!.. Сложное это дело - противопоставление "нормальных авторов " - графоманам.
Я уже писала, что ни один графоман себя таковым не считает. 
И однозначно воспримет подобную дискриминацию его стихов как личное оскорбление.
Хотя Вы правы, по большому счету, именно такой и должна быть политика любого литературного сайта.
Но она должна быть такой изначально. Я знаю сайты, где, прежде чем дать новичку статус 
автора, редколлегия или администрация тщательно оценивает представленные им стихи.
И достойным - дают такой статус, а недостойным (по их мнению) оставляют статус 
участника, который обладает меньшими возможностями, чем статус автора.
Но и посещаемость у таких "рафинированных" сайтов гораздо ниже, чем у тех, у которых нет 
премодерации. Они уже становятся чем-то вроде закрытых элитных клубов-междусобойчиков, 
а не общедоступных ресурсов.
Я так понимаю, у нашей администрации совсем другие задачи. 
Тем более, у неё уже был опыт создания такого клуба в лице ныне благополучно почившей Ингении.

     13:36 13.08.2022 (1)
1
Нет, закрытого клуба не будет, графоманы по-прежнему будут
публиковаться, просто такая политика приведет к тому, что будут
заметнее хорошие стихи, а вся эта пена будет меньше светиться
на главной. Есть такой сайт Литкульт, где тоже свободная регистрация,
но у редакции есть возможность ставить максимальные отрицательные
оценки графомании. Этим они не допускают ее на главную, а при
достижении какого-то значения такой оценки, например - 15, вообще
удаляют. И ничего, никто редакторов не ест с потрохами и сайт активно
посещается даже при минимальных возможностях интерфейса.
А здесь одна говорильня и никакой работы.)
     13:45 13.08.2022 (1)
1

очень хорошая политика у Литкульта!
вот и предложите Мелькору взять её на вооружение.
но, по большому счёту, от плохих стихов в ленте страдают только гости сайта 
и новички, которые ещё не освоились здесь и не разобрались, "кто есть ху".
у старожилов и завсегдатаев уже давно создан свой круг общения - списки избранных 
авторов, в котором они и вращаются, не замечая графоманов и не читая их стихов. 

     17:30 13.08.2022 (1)
1
За новичков и речь. С агрессивными графоманами все ясно,
там ничего не докажешь, и может помочь только ручное
регулирование их активности. А вот новичкам, чтобы они
не пополняли их ряды, глаза должны "мозолить" хорошие
стихи, иначе ведь замкнутый круг. Сейчас, с появлением интернета,
многие начинают писать уже в почтенном возрасте.
Мало того, что у них нет времени, как у автора статьи,
чтобы самим прийти к пониманию - что  такое хорошие стихи,
так еще, заходя на сайт, подобный Фабуле, они видят, что
что-то наподобие:
Я страдаю, я страдаю,
Ты ушла, болит душа,
Каждый вечер вспоминаю,
Как была ты хороша
и тд
висит на главной в самых читаемых и оцениваемых.
Естественно, что они, желая признания (а кто его не желает?)
начинают генерировать подобное. Зачем учиться прятать смыслы
в подтекст, если на ура принимаются понятные стишки, где в
миллионный раз пережевывается одно и тоже.

 

     18:59 13.08.2022 (1)
1

да не только для новичков.
стихи на главной - это в некотором роде лицо сайта, показатель его литературного 
уровня.. и жаль, если этот уровень на поверку оказывается не глубиной океана,
а пустой грязной пеной на его поверхности.
но для того, чтобы разглядеть в контенте сайта океанические глубины,
админу (особенно если он сам стихов не пишет) необходимо иметь сильную
команду постоянных и активных редакторов, которые хорошо разбираются в поэзии.
и доверить им это ответственное дело сортировки произведений в ленте.
и выбирать на главную на самом деле сильные стихи, а не те, которые общими усилиями 
тянет вверх стая активных графоманов - любителей "кукушко-петуховых" отношений.

     20:46 13.08.2022 (1)
1
+100500 на сетевом сленге.)
Насколько я могу судить, возможность удалять произведения из
ленты появилась у редакторов(не их помощников) не так давно, хотя говорилось о ней еще перед первыми выборами редактора. И говорилось
именно, что эта функция должна использоваться для удаления
слабых произведений. А что происходит на деле? Редахтар поэзии
гоняется по всем разделам сайта за произведениями, которые
в ироничном ключе критикуют его работу, и удаляет их.
А грязная пена как плавала на поверхности, так и плавает,
никем не тронутая.)
     21:12 13.08.2022

ну, видимо, редактор не уверен в свих силах, раз рубит на корню критику в свой адрес.
я просто смотрю, какие стихи редколлегия иногда рекомендует к прочтению
в разделе "Оценки редколлегии стихов за сутки" , и мне становится грустно...  

     23:56 12.08.2022 (1)
1
Как трогательно...
     00:06 13.08.2022

согласна.. 
автор - очень достойная женщина, человек и поэт.

     22:38 12.08.2022 (1)
1
Поучительная, полезная статья при всём том, что В. Тушнова пишет о себе и никого не поучает
     22:49 12.08.2022
1

этим она нас и покоряет, что просто делится своим опытом, своей историей.
без излишних нотаций и нравоучений.

     17:00 12.08.2022 (1)
1
Дельно и толково
     17:04 12.08.2022

автор хорошо знаком с предметом, о котором пишет. 

     14:18 02.07.2012 (1)
Спасибо за публикацию, Ирина! Умно написано. Тушнова одна из немногих поэтов, чьи лучшие стихи на меня произвёли впечатление.
     00:18 10.07.2012
Да, она очень талантлива.
А теперь выяснилось, что ещё и умна.  
.
     07:04 01.07.2012 (1)
Спасибо Вам, Ирина!
Действительно актуальный монолог великой поэтессы!
С творчеством Вероники Тушновой познакомилась в юности и с тех пор постоянно перечитываю ее стихи,
многие знаю наизусть.
Каждому слову поэтессы веришь - ведь в ее стихах и мысли, и чувства, и даже ощущения перекликаются с тем, что есть в твоей душе, порой очень глубоко - где-то на самом "донышке".
Именно поэтому советы (или размышления?) Тушновой особоценны - то, о чем она написала в этой статье есть в каждом ее стихотворении.
     20:36 01.07.2012
Я тоже очень люблю её стихи. Они мне по-женски и по-человечески близки.
А пронзительно-отчаянное "Не отрекаются любя" считаю лучшей песней всех времён
и народов. И лучшей песней Пугачёвой.

Восхитительные стихи Вероники Тушновой явились результатом её большого таланта,
тонкого лиризма и личной любовной трагедии последних лет жизни поэтессы.
.
     13:24 01.07.2012 (1)
Замечательно написано! Получила огромное удовольствие от прочитанного.
     19:26 01.07.2012
Мне это очень приятно.
Я давно ощущаю то же самое, о чём написала Вероника Михайловна.
Но так замечательно сказать могла только она.
     22:06 30.06.2012 (1)
1
Ирина! Просто спасибо и всё! Безо всяких дурацких смайликов.
     22:12 30.06.2012
Ну почему же!  
От смайликов Ваше "спасибо" не станет для меня менее ценным, Александр.
.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама