Заметка «За то, что я вас всех благодарю... (о поэте Б. Рыжем)»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Сборник: #ТриумфРемесленника_эссе
Автор:
Баллы: 29
Читатели: 1003 +2
Дата:

За то, что я вас всех благодарю... (о поэте Б. Рыжем)



Я жил как все —
во сне, в кошмаре —
и лучшей доли не желал.
В дублёнке серой на базаре
ботинками не торговал,
но не божественные лики,
а лица урок, продавщиц
давали повод для музы′ки
моей, для шелеста страниц.
Ни славы, милые, ни денег
я не хотел из ваших рук...
Любой собаке — современник,
последней падле — брат и друг.

(Борис Рыжий)


Борис Рыжий — поэт от Бога. Таких никогда не понимают при жизни — за исключением двух-трех людей. Таких стараются унижать тонко и незаметно. Борис всегда остро чувствовал такие вещи...

Он прожил 26 лет и 8 месяцев. После его смерти было много как искренних, так и фальшивых слез, муссировался диагноз — ах, ведь он пил, он был ходячий суицид…

Думаю, в смерти таких как Борис Рыжий — огромная заслуга литераторов. Не секрет что живых поэтов литераторам (в отличие от читателей, которым нечего делить с поэтом) любить трудно, мертвых — даже выгодно в каком-то смысле. Не помню кто эту мысль сказал… мысль едкая, но к сожалению содержит в себе неприятную правду.

Уж кому как не собратьям по перу дано убивать — молчанием, снобизмом, явной или скрытой завистью, выражающейся в тонкой отраве легкого пренебрежения. Даже показным сочувствием, в которое любит рядится скрытое самодовольство иили злорадство. Да оно и понятно — премий на всех не хватит, публикаций, спонсоров… чего там еще… в общем всяких лилипутских благ и значков, говорящих об официальном признании — по эту сторону жизни. Кстати, как правило (есть, есть счастливые исключения!) официально признанные поэты стараются признавать таких же как они, а настоящих поэтов, пророков — среди них очень мало. Практически нет. Живых же поэтов — боятся, недолюбливают, и уж вряд ли протянут руку, случись что… Увы, увы, антологии, изданные под властными дирижерскими палочками "маститых" и "официально признанных " говорят об этом. Ну это так, к слову...

После смерти Бориса Рыжего некий довольно маститый старший "собрат" воспоминания написал. Так сказать, обозначил причастность к этой короткой чужой жизни. Имен называть не хочется. Ни к чему это. Мне показалось, что в них, в этих странных, искаженных личными пристрастиями и неприятиями, внешне "доброжелательных" воспоминаниях "о себе" в первую очередь — сквозила тайная нелюбовь. И стремление обелить в первую очередь себя, слегка очерняя — невзначай, так, походу — того, кто послужил поводом для этих мемуаров. Ну как-то сверху вниз, что ли… К слову, сам Борис очень любил и высоко ценил автора этих странных воспоминаний...

Стихи Бориса Рыжего. Горькие, "слишком тяжелые", как принято говорить некоторыми литераторами. Как будто в поэзии эта искренняя тяжесть является чем-то предосудительным… Может, такие стихи и нужны в первую очередь — чтобы душа не глохла, сердце шерстью не покрывалось от сытой и благополучной жизни, которая — как говорится, без греха..


Не надо ничего,
оставьте стол и дом
и осенью, того,
рябину за окном.

Не надо ни хрена —
рябину у окна
оставьте, ну и на
столе стакан вина.

Не надо ни хера,
помимо сигарет,
и чтоб включал с утра
Вертинского сосед.

Пускай о розах, бля,
он мямлит из стены —
я прост, как три рубля,
вы лучше, вы сложны.

Но, право, стол и дом,
рябину, боль в плече,
и память о былом,
и вообще, вобще.

***

Благодарю за всё. За тишину.
За свет звезды, что спорит с темнотою.
Благодарю за сына, за жену.
За музыку блатную за стеною.

За то благодарю, что скверный гость,
я всё-таки довольно сносно встречен -
и для плаща в прихожей вбили гвоздь,
и целый мир взвалили мне на плечи.

Благодарю за детские стихи.
Не за вниманье вовсе, за терпенье.
За осень. За ненастье. За грехи.
За неземное это сожаленье.

За Бога и за ангелов его.
За то, что сердце верит, разум знает.
Благодарю за то, что ничего
подобного на свете не бывает.

За всё, за всё. За то, что не могу,
чужое горе помня, жить красиво.
Я перед жизнью в тягостном долгу,
и только смерть щедра и молчалива.

За всё, за всё. За мутную зарю.
За хлеб. За соль. Тепло родного крова.
За то, что я вас всех благодарю,
за то, что вы не слышите ни слова.

Март 1996



Послесловие:

_________________________________________

Изданные книги поэта:
И все такое. СПб.: «Пушкинский фонд», 2000.
На холодном ветру. СПб.: «Пушкинский фонд», 2001.
Стихи. 1993-2001. СПб.: «Пушкинский фонд», 2003.
Оправдание жизни. Екатеринбург: «У-Фактория», 2004.
Типа песня. М.: «Эксмо», 2006.

P.S. Замечу так — к слову — при жизни была издана всего одна книга. В 2000 году. А в 2001 его не стало...
Сайт поэта: borisryzhy.ru




Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Гость      12:36 08.09.2018 (1)
Комментарий удален
     15:43 08.09.2018 (1)
Если честно - не помню рокерских песен с текстами такого уровня. если подскажете конкретные группы и песни - буду благодарен. сейчас смотрю народ запел Рыжего. а в 90е - честно говоря, не помню я таких песен. может, был невнимательный просто. в 90е помню только ДДТ, Нау, Пикник... что там еще интересного было... БГ... но я не следил, конечно, поэтому мог упустить что-то.
Гость      17:33 08.09.2018 (1)
Комментарий удален
     03:11 10.09.2018 (1)
Неприкаянностью - да, Вы точное слово подобрали. ну это не удивительно. Рыжий как раз и выразил наиболее емко вот эту атмосферу и интонацию своей эпохи. тяжелой эпохи. 
Гость      08:11 10.09.2018 (1)
Комментарий удален
     09:58 10.09.2018 (1)
Выразить эпоху можно через всё. даже через "О й Вань смотри какие клоуны".
Насчет "стоит - не стоит". поэты не выбирают, погружаться - не погружаться. они вообще как-то с судьбой не торгуются - не способны наверно, бестолковые. ну я настоящих поэтов имею в виду.
Гость      10:11 10.09.2018 (1)
Комментарий удален
     11:17 10.09.2018 (1)
Вот=) не каждый. да, что у поэтов есть такое. они видят мир прозорливее что ли. а насчет духовной силы - нет, я не думаю что они духовно слабее. просто на них и черная сила бросается как на лакомый кусок. сколько добрых практичных людей им судьбы ломают. иногда вроде и незаметно... кто плюнет. кто доносик настрочит.  неспроста...
Гость      11:23 10.09.2018 (1)
Комментарий удален
     11:44 10.09.2018 (1)
ну не знаю. я не слышал чтобы хороший поэт ныл и жаловался. зато знаю хороших поэтов которым плевать на это. по большому счету.мне кажется это еще рассказчики такие... ах, не издавали, запрещали... блаблабла. мертвых обычно ведь любить легко. можно пургу любую нести.
Рыжего как раз издавать начали, например, там премии и все такое.
но ведь он умер не от "непонятости" там какой-то. он запил и сильно запил. это фатальные какие-то вещи. депрессия - так вся страна была тогда где... у помоек. Рыжий не бедствовал. семья была весьма... интересной.
это другое. не то что баечники рассказывают, любители подкормиться пиаром на чужой смерти. а вот то что поэты берут на себя груз непомерный - это феномен не изученный. но это факт. не избавиться настоящему поэту от этой тяжести. ну есть такие люди. то ли это просветление, то ли - наоборот. не знаю я.
насчет "главное издаваться"... честно, дикое какое-то утверждение. читателей все конечно хотят. но сейчас это вообще не имеет значения. бумага... сеть... я не знаю хороших авторов, которые бы об этом печалились как-то. или задалбывали в беседах своими стихами. может не попадались мне такие люди. попадались - но это были как правило авторы не самые интересные. слабые скорее.
Гость      13:44 10.09.2018 (1)
Комментарий удален
     14:00 10.09.2018 (1)
1
Вы могли бы привести цитату? Я если честно не встречал автобиографии Рыжего. Писал ли он такую автобиографию? И потом... в 1999 году уже "Антибукер" ему дали. он с 74 года.25 лет. когда бы он успел "страдать" от того что не издают. в такие годы никого особо не издавали.
Мне кажется, это выдумки тех, кто любит "добавить для жалости" какие-то сомнительные детали. обычно такие люди исходят из собственных фантазий и желаний. приписывают своё - другим. так часто бывает.

А пил он не потому. Пил - потому что компании были соответственные, вся страна тогда рехнулась, если помните. Пить "потому что его не издают и он страдает..." - ну это как-то совсем не вяжется с Рыжим. его интервью, кстати - посмотрите. это совсем другой был человек. Пил потому что бестолковый, душа болела - а почему... не всегда ведь можно четко осознавать такие вещи. душа болит по разным причинам. но не потому что "не издают".
Гость      14:04 10.09.2018 (2)
Комментарий удален
     14:12 10.09.2018
1
Ну я ж говорю - писали какие-то окололитературные энтузиасты с примитивными представлениями о том чем вообще поэты живут. у поэтов душа болит и все. потому что в мире все сложно. просто острее они чувствуют это. нужно быть сильным и неприятным человеком чтобы не втянуться в эту жизнь богемную - где вся нечисть тусуется и наливает...  разныве штуки, вызывающие зависимость.
Гость      14:10 10.09.2018 (1)
Комментарий удален
     14:42 10.09.2018 (1)
Интересно читать поэтов. о поэтах, или о чем-то другом. а все эти википедии... ненадежные источники просто.
"это чтение" никак не характеризует Рыжего. это скорее напоминание литературной среде о том, что прежде чем умереть, поэты некоторое время живут в этой литературной среде. рядом. при жизни их не любят, а после смерти сочиняют байки. лепят свое подобие. приписывая свои собственные грешки. так что поэты - они как золотари. вечно чужие грехи на себе тащут. до самой смерти. и после нее.
Гость      15:04 10.09.2018 (1)
Комментарий удален
     15:40 10.09.2018
1
Ну мы все не должны болеть. Однако болеем. так и у поэтов - душа всегда болит, тонко чувствует все. улавливает как антенна. но все равно светится. не смотря на все грехи и прегрешения - и наши, и их.
а в остальном вы правы, конечно.
не надо тыкать носом людей никуда. исцелять надо. без любви к людям нечего и рот раскрывать всем нам, пишущим буквы=))
сто процентов.
     22:13 06.09.2018 (1)

Не любите Рейна?
     00:44 07.09.2018 (1)
Честно? нет. не люблю. но это не отменяет того факта, что он мастер в поэзии... просто не люблю - это вкусовые мои пристрастия. объективно - он поэт. просто - не мой.
     00:53 07.09.2018 (1)
Но о Рыжем Вы написали мощно.
А фильм Алёны ван дер Хорст смотрели?
     03:30 07.09.2018 (1)
Саша, Вы просто человек-клад. Но не нашел я этот фильм. Если есть не битая ссылка - дайте мне её. Спасибо заранее.
     08:01 07.09.2018 (1)
Раньше он был на ютюбе, теперь - исчез. Авторские права, видимо.
Осталась только запись его обсуждения в программе "Смотрим, обсуждаем".
     11:16 07.09.2018 (2)
да, я тоже вот так и не нашел. может кто то скачал себе в свое время. жалко...
     17:23 07.09.2018 (1)
Видимо, скачать его можно только платно. Или купить на DVD.
В википедийной статье о Борисе Рыжем есть ссылка на голландский сайт фильма Алёны ван дер Хорст и там предлагается DVD за 30 евро. Ну, это какбэ не очень дёшево. Да и механизм заказа мне не очень понятен.
     17:33 07.09.2018
Не наши люди. а именно те, кто на именах потом бабло зашибает=)
хороший поэт - это мертвый поэт, особа выгодная всем со всех сторон. от издателей до киношников, от любителей посудачить и байки про себя рассказать - до просто бессовестных людей, которые любят рассказывать гадости про умерших поэтов.
     16:26 07.09.2018 (2)
Я несколько лет назад посмотрела эту передачу, посвященную 39-и летию Бориса.
Там и его сын Артём в студии:

     17:29 07.09.2018 (1)
1
Друг у него хороший, резко отличается от остальных уровнем обсуждения темы. вот он говорит о творчестве, о мире поэта. настоящий друг видимо был. 
Рыжий продолжает традицию Есенина - не многим удается творчески ее развить. а подражания - не интересны.
Спасибо, с интересом посмотрел передачу эту. 
     17:38 07.09.2018
Да, друг  его - хороший мужик. И сын  - тоже, умный парень.
Спасибо Вам за создание этой темы про Бориса Рыжего!
И как раз актуально получилось - к его Дню Рождения - 8-го сентября)

А Есенин - да... он у меня ассоциируется даже немного с Есениным...
     16:58 07.09.2018
Ира спасибо=)
     02:07 07.09.2018 (2)
Благодарю Вас за очень интересное знакомство! Посмотрел видео с реальным интересом. Вердикт: парень был подлинно гениальный. Все признаки гениальности его стихов налицо: потрясающая лёгкость строки, невероятные искренность и естественность, абсолютная доступность для понимания любым грамотным человеком, сильнейший драйв. Очень горько, что покончил с собой! Запросто мог бы стать гордостью России...
Гость      11:36 07.09.2018 (1)
Комментарий удален
     15:50 07.09.2018 (1)
Вы о чем?
Бориса как-то не парил этот вопрос. Как и вопросы - кто олигарх, кто не олигарх.
он никогда не ныл что его не издают. он погиб как раз когда его уже начали издавать.
при чем тут "полуолигархи" ваши к поэзии?

Бориса Рыжего, поэта с тончайшим поэтическим слухом и чуткостью к тому, что происходит в мире, давно нет на свете. для поэтического искусства это большая потеря.
так что нечего на могилу плевать ему. хватит и живых - которых господа "литераторы"  готовы сожрать с потрохами и втоптать по шляпу в асфальт.

прекращайте. нехорошо. он был скромным парнем - видео посмотрите. а был из очень крутой семьи, никакого снобизма в нем не было. это и по стихам видно.



Гость      16:19 07.09.2018 (1)
Комментарий удален
     16:51 07.09.2018
Пути Господни неисповедимы. Бесы лучших губят и истребляют. Но не нам судить об этом. Своими грехами надо заниматься, их достаточно в жизни каждого из нас.
Я предлагаю закончить этот спор. 
     03:20 07.09.2018
Борис Костинский  : Да, очень жалко, что он ушел. Потрясающе талантливый парень был. под каждым вашим определением - подпишусь.
спасибо за искренний отклик.
Гость      19:19 06.09.2018 (1)
Комментарий удален
     19:26 06.09.2018 (1)
1
да он и есть большой поэт. стихов много написал. почти нет проходных. все - сильные тексты.
Гость      19:31 06.09.2018 (1)
Комментарий удален
     19:40 06.09.2018 (1)
Ефим, у меня тексты - все что состоит из букв.
А у Бориса все на месте. где-то нам покажется, мы бы иначе сказали, написали. но мы - это мы. а автор - это святое.
у него нигде нет корявости, неумелости.
есть зрелый стиль. приемы.
а огрехов я не вижу у него.
нарушения стандартных правил - да, но все звучит, гармония, а это значит - нарушения правил не есть ошибки, это - исключения. т.е. - выразительный прием.
ну вот как-то так я воспринимаю его стихи.
слух поэтический у него безупречный.
     19:42 06.09.2018 (1)
А жизнь - да. пожил бы подольше. и вообще. большое горе что именно сам. в этом самая большая печаль. 
Гость      19:47 06.09.2018 (1)
Комментарий удален
     20:11 06.09.2018 (1)
Согласен. и да. пристрастен.
как мне жалко что его нет.
Сегодня такую песню услышал хорошую. делюсь. хотя может это  не новость...
но я ее не слышал.

Там, там, там...



Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое

Мы - дети Любви, пропавшие в дебрях
Дремучих славянских лесов,
С крестом на груди, с повадками зверя
И с дерзостью бешеных псов.
Опричник и вор, святой да охальник,
Учитель да пьяный палач -
Трех коней гоним по лесу вскачь.

Мы верим в Христа, в счастливое завтра
И в лешего с бабой ягой,
Жалеем слонов с далекой Суматры
И ближних пинаем ногой.
Мы терпим нужду, томимся богатством
И ищем потерянный след
В ту страну, где не бывает бед...

Там, там, там вечное лето,
Там, там, там вольная жизнь,
Там Господь каждому даст конфету
И позовет в свой коммунизм.

Мы ценим других, читая некролог
У серой могильной плиты,
И топчем живых - мол, век наш недолог,
На всех не найдешь доброты.
Мы наших врагов венчаем на царство
И ждем благодати с небес,
Там потом будет не так, как здесь...

Сергей Трофимов



Гость      20:24 06.09.2018 (2)
Комментарий удален
     20:50 06.09.2018
А мне не показалось так. видеоряд не удачный. а текст написан с большой любовью. горько немного. как о детях. 
мы и правда неразумны часто как дети.
живых не ценим, над мертвыми горюем.
это так по нашему) по человечьи)
где тут самобичевание.
тут любовь, любовь.=)
     20:31 06.09.2018 (1)
Вот тут вы Ефим не правы!
Это не самобичеваниеи не страсть к выпячивание своих бед и ошибок, это стремление к избавлению от пороков окружающих нас.
Нельзя избавится от проблемы не осознав и не озвучив ее.
     20:57 06.09.2018 (1)
Порок внутри, а не в окружении. окружение может только искушать.
избавиться раз и навсегда от порока невозможно.
но делать это надо постоянно.
просто - гигиена духа. души.
     07:26 07.09.2018 (1)
Пусть даже так. Но никак не самобичевание и выпячивание своих бед и ошибок.
     11:18 07.09.2018 (1)
Да, согласен, нельзя забывать что все мы люди-человеки портимся, и надо время от времени все-таки производить инвентаризацию - че за дрянь внутри и снаружи скопилась. 
     11:27 07.09.2018 (1)
Вот!
А кому как не поэтам, этой инвентаризацией заниматься!
     15:39 07.09.2018
Согласен.
Гость      23:08 06.09.2018 (1)
Комментарий удален
     00:43 07.09.2018
Да ну...  спорить даже не стану. не о чем спорить. вы круче и намного. уверен.
     20:31 06.09.2018 (1)
2
Безусловно,Борис Рыжий гениальный поэт.
И он гениально и трагически воплотил боль переходных времен и крушение прежних идеалов на смену которым пришли новые,худшие.
Его смерть глубоко не случайна.
Он умер вместе с временем, в котором жил.
Его воздух вдруг закончился.
Непризнание современников и козни собратьев здесь не при чем.
Поэты управляются космосом. имхо 
     20:52 06.09.2018
Есть рациональное зерно в ваших словах.
один мудрый человек сказал мне перед смертью: умирает не тот кто постарел, а тот кто созрел для смерти.
хотя я противник суицида. нельзя этого делать человекам. 
спасибо за комментарий.
     19:26 06.09.2018 (1)
Неплохие стихи...И в каждом чувствуется обречённость...
     19:33 06.09.2018
1
Я там вторую заметку опубликовал. как бы рецензия, отклик на его стихотворение. гениальтное стихотворение.
меня эти стихи удивляют. перечитываешь - и открывается иной смысл какой-то.
яркий поэт был.
     19:19 06.09.2018 (1)
1
Спасибо. Очень люблю Бориса Рыжего. Он был Поэт. И человек без кожи...
Таким людям в этом мире жить невыносимо, порой.
..


Уток хлебом кормила с руки -
так проста - у холодной Невы.
Было, кажется, пасмурно и
так ей холодно было - увы.
Отражались в воде облака,
падал снег, и казалось иным -
белых ангелов кормит она -
с грустью ангельской - хлебом своим.

Так пройдут за годами года,
и, быть может, - безмозглый дурак -
в октябре я случайно туда
забреду и увижу: всё так
же грустна, молода и проста -
кормит карликов-ангелов - ах.
Очарован, не брошусь с моста,
но умру у неё на руках.


(с)
     19:28 06.09.2018
1
Да. человек без кожи. в точку.
великолепный поэт.
     19:04 06.09.2018 (1)
Зачем он покончил с собой?
Он был моим земляком...
     19:06 06.09.2018 (1)
Запил... Психика уже была тонкая слишком. 
Такое бывает с талантливыми людьми. К сожалению.
     19:08 06.09.2018 (1)
Я в курсе обстоятельств его жизни и смерти.
Спасибо за память, тёзка...
     19:11 06.09.2018 (1)
" Трагедия поэта в том, что он поэт"
                 ( Борис Рыжий)
                  
     19:26 06.09.2018
Да.
     19:13 06.09.2018 (1)
Замечательная заметка! 
     19:25 06.09.2018
Замечательный поэт был... заметка обычная. просто о необычном человеке.
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама