Заметка «И ЕЩЁ РАЗ – О РЕДАКТОРСТВЕ»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Баллы: 23
Читатели: 1786 +2
Дата:

И ЕЩЁ РАЗ – О РЕДАКТОРСТВЕ

Настало время, когда вещи названы своими именами.
Таланты – талантами, рейтингисты – рейтингистами, самозванцы – самозванцами.

Если мне предоставится возможность художественного руководства сайта, в своей команде я видел бы и некоторых конкурентов по голосованию. Тех, кто способен быть, если и не очень компетентным, то – хотя бы честным в оценке авторских произведений.
Владимир Яремчук соответствует требованиям к рецензентам сайта, он – честный и уважаемый старожил сайта.
Повторю открыто и без обиняков:
Александр О. (Актёр), рьяно взявшийся за это трудное дело, требующее безупречного литературного слуха, на роль критика не годится.
Он не видит ляпсусов, но хвалит тексты с грубыми ошибками.
Приведу фрагмент «рецензии», по поводу которого Александр обратился ко мне в споре с Денисом, ещё раз:


Ногою в мяч, мячом в ворота
    И над трибунами волной
    Тугих страстей водовороты
    Терзают стадион больной...

    Очень многообещающее начало. Стиль приятный. 


– Это всё, что написал «критик».
Вот мой ответ на воззвание «критика»:


Дорогие мои, я готов рассудить ситуацию, но - в несколько более широком ключе, если позволите.

Во-первых, давайте соблюдать терминологию, которую не мы придумали и ввели в теорию.


[quote]В этой пушкинской строке, написанной ямбом, аж 3 пирихия - это строка "критика" из воззвания ко мне



Читаем определение:

ПИРРИХИЙ (греч. pyrrichios) - в силлабо-тоническом стихосложении пропуск ударения в стопе ямба или хорея ("На берегу пустынных волн", А. С. Пушкин).
Два Р - не одно Р, так нас запозорят читатели.
По части пиррихия - мне видится более характерным пример пушкинского сонета

"Мадонна":

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель —

Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.


Голову даю на отсечение, что авторы, допускающие формальные пропуски ударений в строке, при написании стихов, тем не менее, это ударение слышат.
Просто слова при ритмическом произношении получаются как бы двуударные.
Трудно произнести членораздельно такие, например, слова, как ТРАНКВИЛИЗАТОР, не проставив в своей голове дополнительное ударение на первом слоге.
А в слове ПРЕСТИДИЖИТАЦИЯ отчётливо слышны аж три ударения.
А теория стихосложения говорит о том, что всегда в выигрыше строка с более длинными словами, то есть количество слов в строке должно стремиться к минимуму. Иначе произношение - тяжелее, часты сдвигологии - фонетические слияния слов.
Так что пиррихий по сути пишущего, а не холодно наблюдающего за процессом с берега, - не есть ритмический сбой, а всего лишь специальный приём при написании - простановка  дополнительных ударений.
Это я всем как обожатель русского ямба говорю ответственно.
Стихам позапрошлого века это было свойственно, хотя уже тогда пушкинское стихотворное слово активно начинало тянуться к разговорной речи.
Посмотрим теперь на разбираемый пример:
    Ногою в мяч, мячом в ворота
    И над трибунами волной
    Тугих страстей водовороты
    Терзают стадион больной...

Так вот этот пример лишний раз подтверждает моё воззрение на пиррихий: Денису явно слышится второе ударение в слове СТАДИОН.
Здесь формально - ритмическое отклонение, которое и называется пиррихием,
этот термин и введён для определения подобных отклонений,
но фактически - вполне допустимая строка.
Поэтому спор вышел несколько напрасным: раз рецензент выделил фрагмент как пример употребления пиррихия,
значит, он тоже слышит этот ДОПУСТИМЫЙ ритмический сбой,
а принимать его как допустимый или нет ДЛЯ СЕБЯ - это дело каждого конкретного читателя.
В учебной рецензии, возможно, стоило бы притянуть к примеру раздел теории, как я это делаю для своих учеников,
но в рецензии общего плана - это не столь обязательно.
Так что правы ОБА.

Но на что я - прежде всего - обратил бы внимание автора стихотворения, так это на логическую "гладкость" текста в первой строке и на последнее определение.
С него и начну. Стадион БОЛЬНОЙ. Видимо, автору хотелось сказать, что зрители "болеют" за свои команды и за красивую игру, но этого не случилось.
Больной и болеющий - понятия совершенно разные.
Да,  глагол БОЛЕТЬ применяется идентично в обоих смыслах, но в определениях (прилагательных, причастиях) - формы применения разнятся.
Это нужно строго чувствовать.
При этом мало сказать БОЛЕЮЩИЙ СТАДИОН, поскольку в этой лексеме прямой смысл болезни - неумолимо пробивается,
а как верно утверждает теория, ПРЯМОЙ СМЫСЛ СКАЗАННОГО В ВОСПРИЯТИИ - ПЕРВИЧЕН. Оно и очевидно.
Поэтому автору придётся призадуматься, как избавиться от прямого смысла определения, добавив периферию.

Теперь - о первой строке.
Ногою в мяч, мячом в ворота
  Футболисты всё-таки бьют ногой не В МЯЧ, а ПО МЯЧУ. Так принято говорить в русском языке, хотя формально грубой ошибки и нет.
Но по-русски - В МЯЧ играют, а бьют - именно - ПО МЯЧУ.
На то и ЛИТЕРАТУРНЫЙ язык, чтобы писать строго в соответствии с идиоматикой.
Ну, а дальше - явная нестыковка текста.
Автор хотел изобразить поэтапную гиперболу развития ситуации, построив это действие на аналогии действий первой строки:
Ногою в мяч,
мячом в ворота
Всё бы было гладко, будь ворота - упругой плоскостью или стеной,
а не рамкой, которую нужно пересечь мячу, нарушив воображаемую плоскость. Сетка ставится не ради фиксации гола, а просто - чтобы мяч не улетал дальше.
Так вот в первом случае мы имеем упругий удар без нарушения пространства мяча, а во втором - конкретное нарушение пространства ворот,
поэтому простым перечислением через запятую - подать эти события - не вполне литературно.
Для любительского текста это вполне сошло бы, а вот для профессионального - увы.

Тем не менее, по общему смыслу строфа очень хороша, динамична и зрелищна.
Автор, несомненно, талантлив, нужно лишь быть повнимательнее.
Важно быть строгим при написании - к своему внутреннему редактору.

Пожалуй, по строфе - всё.
Автору стихов - терпеливого труда и успехов!

[/quote]


Если критик хвалит текст, пропуская ошибки, он либо – НЕКОМПЕТЕНТЕН, либо – НЕЧЕСТЕН. Для чего нужны необоснованные похвалы? Для расположения автора к себе. Не дороговата ли цена расположения?!
Или всё же здесь доминирует некомпетентность?

Лжекритика убивает таланты.

Повторю ещё раз: поставленный литературный процесс ни в коей мере не ущемляет возможности социального общения, но делает сайт намного интереснее и полезнее.
Разве кто-то может противиться реальному выдвижению талантов!?

Я в очередной раз призываю авторов, сидящих в сторонке и наблюдающих за голосованием, – к активной позиции. Двести с небольшим человек не вправе определять судьбу всего многотысячного сайта, задуманного как ЛИТЕРАТУРНЫЙ.
Без кворума нет легитимности голосования.
Со своей стороны попробую максимально инициировать голосование всеми возможными способами. Жаль, что пост в моём Дневнике на ПОЭМБУКе провисел всего 10 минут: админ заблокировал его как нарушающий правила сайта, там – жёсткий запрет на упоминание других литсайтов.



Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     17:05 27.12.2018 (1)
-2
Пустобрех
     17:59 27.12.2018 (1)
2
Это комментарий - по поводу аватарки, возле которой расположен?
Полностью согласен!
     18:37 27.12.2018 (1)
господа, не лучше ли делом что-то доказывать, чем перебрехиваться в заметках?.. -)
     20:19 27.12.2018
2
Виктор, доказательство - именно в заметке,
а когда парировать нечем...
Умные ведут себя умно)
     15:43 23.12.2018 (1)
Сталина на вас нет - дети в Африке голодают а они тут с жиру на фабуле бесятся профессионалы блин 
паталогически не приемлю професссионалов от литературы
Профессионал строитель -знаю 
профессионал военный -знаю
даже крестьян профессионалов- допускаю
но писатель или поэт - это извращение здравого смысла 
ps зарабатывание денег на литературном поприще -это из другой оперы 
     15:59 23.12.2018 (1)
1
Да, есть и шоу-литература,
и это действительно - другая опера.

Но литературный язык - существует, и на нём как раз и пишут профессиональные литераторы.
     16:03 23.12.2018 (1)
у меня сложилось впечатление о книгах профессиональных литераторов - какие то они одноразовые один раз прочитать ещё можно 
при этом тут же напрочь забывается то что прочитал а второй раз уже не хочется - неинтересно
     18:13 23.12.2018 (1)
1
А я вот и Мандельштама порой перечитываю, и Пастернака, и Заболоцкого, и Кузнецова...
И пока - хочется.
     18:26 23.12.2018 (1)
сколько людей столько и мнений - ваше право считать так а не иначе но навязывать своё мнение вероятно 
нельзя.
Не помню кто-то сказал так:Не считай себя умным до тех пор пока тебя не назовут другие
     21:19 23.12.2018
1
Вот это - в точку.
Не говори, что ты сильный, найдётся - сильнее тебя.
Гость      12:08 23.12.2018 (1)
Комментарий удален
     12:13 23.12.2018 (1)
3
Позволите не смотреть?)
Гость      12:25 23.12.2018 (2)
Комментарий удален
     14:47 23.12.2018 (1)
2
Так, к слову, никого ни в чём не осуждая и не оправдывая...

"Этот бичо не имеет литературного образования"
Да здесь ни у кого нет литературного образования.

"окончил технических ВУЗ."
Здесь половина окончила технические ВУЗЫ, и что?

"Любитель-графоман"
Мы ВСЕ здесь любители-графоманы, исключений нет.

"Увлекся стихами"
Здесь все увлекаются стихами. Это недостаток?

P.S. Просветите, что такое бичо? К сожалению, иностранными языками не владею. Это по-грузински?






Гость      14:54 23.12.2018 (1)
Комментарий удален
     15:03 23.12.2018 (2)
3
Попробуйте, объясните.
Профессионалы - это что-то из ремесла, а не из искусства. Вы только что сами подтвердили моё утверждение.

Бунин - профессионал. Достоевский - профессионал (прости меня, Господи, за такое). 
Слышали когда-нибудь подобные выражения?
Они не профессионалы. Просто гении.
Или, допустим, Довлатов или Трифонов. Профессионалы? Думаю, таких оскорблений они не заслуживают. Может не гении, но творцы, люди искусства, Писатели.
Гость      15:11 23.12.2018 (1)
Комментарий удален
     15:46 23.12.2018
1
Думаю, я Вас понял.
Пелевин и Сорокин, Донцова и Устинова - профессионалы. Литераторы-профессионалы, пишут МНОГО, зарабатывают своим трудом, своим РЕМЕСЛОМ.
Но они (лично моё мнение, которое я никому не навязываю), не писатели, они не творят Искусство.
Народ произведения их труда потребляет, ценит и любит. 
Любят же люди еду в Макдональдсе, хоть это и чистая отрава...
     15:04 23.12.2018 (1)
2
Ну, умница Вы...
Но это ж... Совсем из других сфер затронули... Что ж Вы, право...
     15:47 23.12.2018 (1)
Спасибо. Вообще не ожидал от Вас.
     18:23 23.12.2018
1
Формально Вы правы,
но так в литературном мире не говорят.
Писатель-профессионал - тот, кто профессионально знает предмет своего творчества, владеет литературным языком.
Недаром говорят, что нельзя научить, как писать нужно, но можно научить, как нельзя писать.
Вот профессиональный литератор - как раз тот, который знает, как писать нельзя.

А насчёт МНОГО - так это уже шоу-писатели, они могут быть и не профессионалами, но держать при себе редактора,
писателя-профессионала, который сделает из любительского текста - профессиональный.
     13:43 23.12.2018 (1)
2
Так и на здоровье бы!
Только зачем не за своё браться?
Гость      13:45 23.12.2018 (1)
Комментарий удален
     14:02 23.12.2018 (1)
2
Но ведь прежде, чем войти в горящую избу, нужно бы сначала коня на скаку остановить)
Гость      14:12 23.12.2018 (1)
Комментарий удален
     14:17 23.12.2018 (1)
Нам станет холодно или жарко?
     14:23 23.12.2018 (1)
1
Думаю, не замёрзнете:
вам придётся и за конём гоняться, и в избу входить - самим)
     14:28 23.12.2018 (1)
Жар костей не ломит. Мне просто надоело вариться в собственном соку. Писать или не писать - вот как по Шекспиру почти. 
     14:29 23.12.2018 (1)
2
это лучше, чем в соку мультперсонажа)
     14:33 23.12.2018 (1)
Все мы где-то из детства.
Гость      14:40 23.12.2018 (1)
Комментарий удален
     15:07 23.12.2018
Странно. Никто больше пародий на тебя не писал. И ты должен помнить, дружинник Трубин.
     12:13 23.12.2018 (3)
1
Вы желаете быть объективным?
Ну так вот: на наличие пиррихия в тексте вам обоим и тебе и Актеру указал Александр Красилов. 
Разве не так?
По сути вы проиграли спор, равно как и Актёр.
Редактором достоин стать Красилов.
Или Яремчук,  который вполне хорошо разбирается в поэзии.
Гость      14:05 23.12.2018 (1)
Комментарий удален
     14:13 23.12.2018
Я не видел ваших " разборов" стихов.
     12:21 23.12.2018
2
Николай, Вы не въехали.
В обращении ко мне Актёра - именно сам Александр О.(Актёр) и назвал ритмический сбой пиррихием,
а спор был у него с Денисом - насчёт того, есть ли сбой в строке.
То есть - спросил, есть ли сбой, в то время как сам подтвердил его наличие.
То есть спор он Денису проиграл априори, но попытался перевести стрелку на слово ОШИБКА, которое он безосновательно ввёл в вопрос ко мне.
О том, что он спор проиграл, вопросов нет.
А Красилов на роль редактора не выдвигается.

Будьте внимательнее.
     12:19 23.12.2018 (2)
Справедливости ради, первым про пиррихий сказал Виктор Ка в беседе со мной.
На что я ему ответил
На мой взгляд, пиррихий - это пропуск ударения, по любому сбой с заданного изначально ритма всего стихотворения.
Изначально речь шла именно о сбое, а не о том можно или нет так писать, я так и сказал - можно, можно всяко.
А после уже подключился Красилов.
     13:58 23.12.2018
1
Я на пиррихии не указывал.
Это термин недостаточно точный.
Но для приблизительного определения он удовлетворителен.
Но всё-таки я предпочитаю пользоваться теми подходами, о которых Виктор сказал дальше, а именно: выделением сильных и слабых мест метра.
     12:24 23.12.2018 (1)
Возможно и так Сергей! Не буду спорить.
Но то что спорщикам на пиррихий указали со стороны я точно знаю.
Поэтому считаю они оба проиграли спор!
     13:45 23.12.2018 (1)
2
Николай, да не о наличии пиррихия был спор,
а о наличии сбоя в ритмике.
Пиррихий - всего лишь определение данного конкретного вида сбоя.

Вопрос стоял о наличии сбоя, что отрицал Актёр.
А сбой - есть, как ни крути.
Денис выиграл спор.
     13:58 23.12.2018 (2)
Ритмические перебои и сбой ритма это разные вещи.
В данном случае идёт речь о ритмических перебоях а не о сбое ритма.
Так?!
     14:11 23.12.2018 (1)
1
Нет, Николай, не так.
Это - одно и то же.
     14:15 23.12.2018 (1)
Возможно для вас сыр и сырный продукт одно и тоже а для меня это разные продукты.
     14:32 23.12.2018 (1)
1
А сыр и сырный продукт - вещи разные, потому как принятое в пищевой промышленности наименование "сырный продукт" - понятие более широкое.
А вот ритм сердца и сердечная ритмика - одно и то же,
как и ритмика в стихосложении.
Как и 
смертный час и час смерти,
как и 
календарный год и год по календарю.

Таков наш Великий русский язык.
     14:50 23.12.2018 (1)
Возьму к примеру: " смертный час и час смерти"
Час смерти - указание на определённый момент времени.
Смертный час - это указание на событие или происшествие.
Я ли не прав?
     16:01 23.12.2018 (1)
1
Когда придёт Ваш смертный час, Вы едва ли посмотрите на часы)

Николай, оставьте, Вас уже и Александр Красилов просил.
Не отвечать Вам - невежливо, а отвечать уже сил никаких нет.
     16:11 23.12.2018
" Когда придёт Ваш смертный час, Вы едва ли посмотрите на часы)"
Все правильно вы подтвердили.
Смертный час это указание на события а не на определённый час времени.
Вы же вроде филолог, должны понимать элементарные понятия!
А на Красилова не ссылайтесь.
За свои слова каждый отвечает сам.
     14:02 23.12.2018 (1)
Николай Николаич!...
Мы сейчас уже пойдём по второму кругу...
Давайте уже как-то завершать...
Наговорились вчера досыта.
     14:10 23.12.2018 (1)
Один вопрос: Почему вы не выставили свою кандидатуру в редакторы?
     14:12 23.12.2018
1
Можно мне ответить?
Потому, что Красилов - мудрый человек.
Гость      12:13 23.12.2018 (1)
Комментарий удален
     14:34 23.12.2018
Калиф на час. Оно того стоит?
     10:51 23.12.2018 (2)
1
По поводу стадиона "больного" и "болеющего". А как правильно "буйно помешанный" или "буйно мешающийся"?

     11:03 23.12.2018 (1)
1
Это Вы - о ком?
Осторожнее, ведь кто-то может принять помешательство на свой счёт - и тогда - несдобровать!)
     11:07 23.12.2018 (1)
В "спортлото" напишут?
     11:16 23.12.2018
1
Ага, и Мутко тоже.
Ему как раз теперь делать нечего!)
     11:01 23.12.2018
1
Но и болельщиков к больным приравнивать смешно
     10:42 23.12.2018 (2)
1
Всегда удивляюсь такому многословию, и думается... а лучше бы в сторону литературы направить...
     11:30 23.12.2018 (1)
-1
словоблудие...
     11:35 23.12.2018 (1)
1
лишь бы не афанасфикция)
     11:37 23.12.2018 (2)
ахахаха. после лопата смеяться, правильно?
     12:00 23.12.2018
1
после граблей, на которые наступишь
     11:41 23.12.2018
та и до анорексии недалеко.
     11:01 23.12.2018 (1)
1
Без доказательного обоснования нет убедительной науки, увы.
     11:12 23.12.2018 (1)
1
     11:14 23.12.2018 (1)
1
     11:24 23.12.2018
1
     12:51 23.12.2018 (2)
2
Справедливости ради скажу, что Александр О. - не самый худший рецензент, но редактором его я бы не назначил из-за слабого знания русского языка.
     13:45 23.12.2018
Отнюдь.
Именно Александр О. русский-то язык и знает.
И фигли-мигли в нём не придумывает.
     13:41 23.12.2018 (1)
2
Предела вниз - не существует?)))
     13:47 23.12.2018 (1)
Всё, что ниже плинтуса, не интересно. Но заманчиво.
     13:47 23.12.2018 (1)
Там тараканы.
     14:00 23.12.2018
1
Значит, плинтус прибит плохо.
В другой раз меня зовите - только что ремонт закончил. Впервые потолочный клеил. Работа на уровне стихосложения)
Гость      11:25 23.12.2018 (1)
Комментарий удален
     11:33 23.12.2018 (1)
1
А Вы не стесняйтесь спрашивать.
Учёба получается - именно в диалоговом общении.
Гость      11:36 23.12.2018 (1)
Комментарий удален
     11:55 23.12.2018
1
Это искусство манипуляции иллюзиониста,
но само слово здесь не играет роли, это просто пример.
Можно привести и милитаризацию, и любое длинное слово, при произношении которого слышится несколько сильных слогов, то есть - ударений.
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама