Заметка «Ещё раз про Сонет»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Баллы: 17
Читатели: 778 +1
Дата:

Ещё раз про Сонет

Почему современные авторы, пишущие Сонеты, совершенно не думают, как правильно их писать? Не обращают внимания ни на форму, ни на enjambement, т.е. перенос слов, связанных по мысли с другой строкой? Что, вот такие они необразованные в смысле теории стиха или не желающие образовываться? На самом деле! Сначала почитайте, как там и что – в Сонетах этих, а потом уж садитесь сочинять.
В качестве примера Сонеты Александра Алейника

А если меня спросят, я отвечу:
больше всего на свете я любил
попасть под майский дождь в Москве,
там Пушкин
уставился на девушек цветущих:
к их влажной коже прилипают блузки,
уже прозрачные от капель отягченных
им свойственным весною ароматом,
что делит с ними мокнущий бульвар,
и площадь грезит прелестью их тел,
и в смехе их -- притворное смущенье,
туманящее бронзовый покой
внезапно заблестевшего поэта,
на них взирающего через ямы глаз...
Послесловие:
Не знаю, почему мне могут нравиться так безграмотно написанные Сонеты?!?

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     17:28 13.09.2012 (2)
Что-то я совсем того... не разберу сослепу, а где, собственно говоря, сонеты?
Вижу только бред концептуальный ярко выраженный с корявым замахом на экспрессию и эксцентрично-самостное: "я так вижу - так и пишу", что по форме, что по содержанию.
     23:36 13.09.2012 (1)
Максим,откуда такая категоричность?-Бог с ним с сонетом.-По ссылке я не ходил,но-то,что на странице у Марты-почему "бред"?
Может быть обоснуете?
     10:10 14.09.2012 (1)
2
Здравствуйте, Борис!

Да нет, Марта молодец, очень тонко иронизирует, приводя в пример "сонет" Александра Алейника.
А устроить "сеанс чёрной магии с разоблачением" можно!

Я вообще в последнее время не в настроении, и говорю то, что думаю! :)

"Сеанс магии", собственно говоря, уже состоялся, поэтому сразу приступим к разоблачениям.

Стихотворение Алейника, мягко говоря, очень неважнецкое, однако автор всячески пытается выдать собачье мясо за баранину, используя старые проверенные трюки.

Трюк первый. "Если на клетке слона прочтёшь надпись «буйвол», не верь глазам своим"
Сонет - он вроде дедушки Мороза. Никто его толком не видел, но все слышали о нём много хорошего. Когда автор говорит: "Я написал сонет", тем самым он заведомо настраивает читателя на то, что сейчас он усладится чем-то таким высоким и прекрасным. Автор до начала повествования внаглую предъявляет сертификат качества и получает плюсик. Обычный читатель, узрев сей опус под соусом высокой поэзии, скорее подумает, что это он, читатель, серость и ничего не смыслит в сонетах, и, стыдливо промолчав, не станет кричать: "А король-то голый!"
Ответственно заявляю, что дедушка Мороз, да, существует, а приведённое стихотворение - не сонет совершенно!
Сонет неспроста является твёрдой формой. И правила сложения сонетов существуют не потому, что так когда-то решили и договорились, а являются результатом долгого пути проб и ошибок. Именно форма: пяти или шестистопный ямб, строгость рифм, четырнадцать строк, законченность мысли и т.д. в единстве с содержанием и придают сонету ту красоту и высоту.
У Алейника из всех признаков мы видим только четырнадцать строк, причём разбито стихотворение на строки совершенно искусственно. Можно было и на двадцать строк разбить, чего уж там!

Трюк второй. "Если не знаешь правильный ответ - отвечай: Пушкин!"
Ну разумеется, неоднократное упоминание столь милого сердцу русскому Александра Сергеевича не может не вызвать тёплый отклик в читателе, вызвать благость и умиление! В читатели вызываются нужные ассоциации, весьма ловко ретуширующие явные недостатки стихотворения. Но давайте остановимся, снимем розовую пенку со стихотворения и более пристально посмотрим на тот "романтический" образ Пушкина, который преподносит нам Алейник:
там Пушкин
уставился на девушек цветущих:


туманящее бронзовый покой
внезапно заблестевшего поэта,
на них взирающего через ямы глаз...

"Уставился" (очень "поэтично" ) "через ямы глаз" (да, такие глубоко запавшие обезьяньи глазки). Нет, господа, при всём его сластолюбии - это решительно не Пушкин, а серийный маньяк-убийца какой-то! От такого памятника милые барышни должны с визгом шарахаться, да и у суровых мужчин вполне могут нервы сдать!

Трюк третий Фильм "Эммануэль" не имеет ни смысла, ни сюжета, ни хорошей актёрской игры. Однако, кого ни спросишь - все смотрели! :)

Действительно, одним из самых распространённых способов украшения стихотворения является придание ему лёгкой эротичной окраски. А в нынешние непутёвые времена специалисты по впариванию собачьего мяса под видом баранины даже целый жанр поэтический придумали - "высокая эротика" (в котором на поверку каждое второе стихотворение - низкая порнография :). Но здесь именно случай ненавязчивой такой лёгкой эротики:
к их влажной коже прилипают блузки,
уже прозрачные от капель отягченных


и площадь грезит прелестью их тел,
и в смехе их -- притворное смущенье,


Думаю, мужчины поймут, о чём я... :) Но честное слово - "Эммануэль" в этом плане гораздо честней, и не создаёт обманчивой иллюзии, что дескать "не описание девичьих прелестей, а благоухание цветущих роз возбУдили сей трепет вдохновенный" :)))

И что останется, если мы отбросим всё наносное, что автор искусно и искусственно пытается нам впарить? Уберём претензию на сонет, Пушкина, эротику? Останется очень поредственное клишированное стихотворение, изобилующее ударными сбоями, неоправданным нарушением размерности, откровенными стилистическими ляпами и двусмысленностью, как например:

к их влажной коже прилипают блузки,
уже прозрачные от капель отягченных
им свойственным весною ароматом,
что делит с ними мокнущий бульвар,
и площадь грезит прелестью их тел,
и в смехе их -- притворное смущенье,


Если пробраться сквозь лабиринт речевых оборотов, мы увидим: "блузки (прозрачны) от капель. Капли отягчены (?!!) ароматом. Аромат  делит с каплями бульвар. Площадь грезит прелестью их (капель) тел. В смехе капель - притворное смущение... Тушите свет!
Хотя на самом деле автор-то сам себя запутал, и имел в виду не капли, а девушек. И в этом контексте:
и площадь грезит прелестью их тел

звучит не менее зловеще, чем "маньяк" Пушкин. Представляете картину? Чистый триллер. Сексапильные девушки идут по площади. Вся площадь смотрит на них вожделенно и похотливо, а тут ещё и Пушкин на них "уставился через ямы глаз"! :) Причём, А.С. внезапно начинает блестеть, видимо для того, чтобы блеском приманить жертв поближе:
и в смехе их -- притворное смущенье,
туманящее бронзовый покой
внезапно заблестевшего поэта,


И теперь становится ясно, почему девушки так смеются, притворно смущаясь. Это признаки животного ужаса и надвигающейся истерики!

Занавес!
     10:29 14.09.2012 (1)
Не, Максим... Сдаётся мне, что текст моего тёзки далеко не бред.
     10:37 14.09.2012 (1)
Я не настаиваю, Александр.
Разумеется, тут не может быть однозначного мнения. Поэзия - штука тонкая...
По большей части я всего лишь рассказал о тех типичных приёмах и уловках, к которым весьма часто прибегают авторы, чтобы приукрасить свои работы.
     10:53 14.09.2012 (2)
Только жалко, Максим, что Вы опубликовали разбор в виде комментария, а не в виде отдельной заметки. В последнем случае, может быть, кто-то присоединился бы и к этому обсуждению. Хотя, конечно, заметка по поводу стихотворения из другой заметки - это уж как-то совсем далеко уйдёт разговор...
     12:19 14.09.2012
Заметку вывесил, Александр!
Милости прошу!
Страсти вокруг сонетов
     11:19 14.09.2012 (1)
В принципе, могу и опубликовать.
С удовольствием понаблюдаю за реакцией общественности. Тем более, что я не филолог и не литературовед, могу чего-то и не понимать в "горних высях"...
     11:27 14.09.2012 (1)
Если исходить из того, что А. Алейник не фабульный автор (или бывал здесь он?), то, особого оживляжа это, наверное, не вызовет... Хотя поговорить о том (пусть и в очередной раз), чтО есть поэзия, дОлжно ли придерживаться традиционалистских тенденций, нужны ли формы и рамки, как они соотносятся с содержанием (в плане первичности, например) - всё это было бы интересно... Хотя опять-таки футболить друг другу "Приходи ко мне в обед! Сало есть, а пива нет" - "Я, конечно же, приду. Я и водовку найду!" - это, безусловно, веселее...
     12:30 14.09.2012
Хотя опять-таки футболить друг другу "Приходи ко мне в обед! Сало есть, а пива нет" - "Я, конечно же, приду. Я и водовку найду!" - это, безусловно, веселее...


Дык, уже ради этого стоит собраться!
     23:01 13.09.2012
-1
Макс правду сказал.
.
     23:00 13.09.2012
-1
было бы времени вагон
и из такого материала
вышла б лёганькая, свежая пародь.

сам текст уже почти пародь.
пару штрихов и усё.
.
     14:10 13.09.2012
Наверное потому что в них присутствует Поэзия.-Она создает формы (правила)-не наоборот.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама