Когда-то в сети появилась довольно верная карикатура - как долбославы представляют себе своих предков и как оно на самом деле было. В представлении долбославов, предки сидят в позах лотоса и медитируют на пашню, на реку, на печь, на лес и пр. А в реальности они не разгибаясь пашут, рубят, ловят рыбу, работают по дому.
Очевидно, священник Максимов и фальсификатор Крапчунов этой карикатуры не видели. А если видели, ее к себе не применяли. Иначе не пропагандировали бы бредовой идеи о том, что масленица - это осмысление народом библейского сюжета изгнания из рая. Аргументы их такие : масленицу не везде жгли, блины - не символ солнца, а символ священной у христиан кутьи, на масленицу люди обнажались, как Адам с Евой в раю, и вообще сам порядок праздника - сначала разгул и сытость, как в раю, потом - пост, как жизнь на земле после грехопадания и изгнания.
Вот давайте представим две эти картины - масленица, как продукт языческого и бытового мировоззрения, и масленица, как продукт отвлеченно-аллегорического православного мировоззрения. И вы сами скажете, какой ближе к реальности.
1. Крестьянин в прокопченной от дыма одежде вышел из курной избы и сел на завалинку, всячески оберегая ноги от мокрого мартовского снега. В голове такой ход мыслей:
- Достало! Все надоело! Этот вечный зимний холод! Эти длинные ночи и короткие дни! Это вечное сидение кучей народа в курной избе - в дыме и темноте! Надоело экономить каждое зерно для каши! Надоело слушать одни и те же песни и байки! Надоело ходить в вечно мокрой от домашней сырости одежке! Надоело уже пятый месяц смотреть на белизну! Надоело загонять животных к себе в клеть, чтобы не померзли и спать с ними! Да уже все, вообще все сделано за досужее время - соха с бороной починены, лаптей наплетено, дома все подновлено, инструмент весь слажен. Безделье тоже надоело! Кости болят от постоянного сиденья! КАК ЖЕ НАДОЕЛИ ЭТА ЗИМА, ЭТА НОЧЬ, ЭТОТ ХОЛОД, ЭТА СКУПОСТЬ В ЕДЕ, СКУКА И СИДЕНЬЕ!
Мимо в санях провозят напричащавшегося попа. Крестьянин продолжает думать:
- А эти - сами не пашут, не сеют, а десятину им плати! И пост еще скоро объявят. Вообще хоть удавись от скуки и уныния тогда.
А солнышко пригревает бороду, снег под его светом, как огонь горит.
- А гори эта зима огнем! Вот прямо огнем! Соберу гнилую солому да одежку ветхую, да как ветхую зиму и сожгу! Вон, Захарка-знахарь куклу так сжег, так его враг Васька через седьмицу и помер! И у меня зима помрет! Да помяну ее, лютую - блинов, как на поминки напеку! А блины сладкие, круглые, горячие, тестом пахнут! Погляжу на них, да летнее солнце хоть вспомню. И отъемся за неделю. Отъемся так, что бока треснут! За всю скудную зиму, да за весь поповий грядущий пост! И ребят позову - будем гулять да песни петь! Хоть разомнемся да душу отведем!
И бежит крестьянин к соседу, а тот его на полуслове прерывает - сам крестьянствует, у самого та же голодуха, скученность, скука, та же зима надоела. И собирают народ, все крестьянствуют, всем одно надоело. Чучело зимы делают и жгут, блинами поминают, а на блины глядя - солнце видят. Отъедаются за всю зиму. Душу в песнях и играх отводят. В играх и драках разминают застоявшиеся кости. Кого-то перебравшего с хмелем - голышом в снег окунают, чтобы не портил веселья. Попа пришедшего стыдить - лесом шлют: будет пост - тогда ты и понадобишься.
Это первая картина.
Теперь как это представляют себе фальсификатор Крапчунов и священник Максимов.
2. Крестьянин, оглаживая бороду. сидит в избе в красном углу под иконами. Над ним умильно теплится лампадка. По клетям валяется заброшенный и заросший паутиной инвентарь. В хлеву собаки доедают сохлые кости давно павшей скотины. Потому что крестьянин целыми днями думает не над земным и насущным, а над важными философскими вопросами - трансцендентален ли бог? Акцидентно ли бытие? Не противоречит ли Ориген Тертуллиану? А прав ли был Пятый собор? А отчего у католиков так Филиокве все время чешется? В трудах умственных вся жизнь и пролетает. Вдалеке виден трудолюбивый поп, распахивающий на шестисостом коне крестьянское поле, чтобы духовное чадо могло хоть чем-то питаться, озабоченное умственными клерикальными трудами.
А крестьянин все печалуется о земной юдоли и грехопадании Адама, огорчившего бога. И тут мысль:
- А сделаем как мы постановочку! Настоящее ἀπὸ μηχανῆς θεός! Дело доброе, православное! Укрепим духовные скрепы! Глас православия громче звучать будет! По всем правилам театра отыграем. И главное - больше аллегорий, больше метафоричности! Пусть люди умеют трактовать скрытые намеки! И тогда они своим умом дойдут до понимания бога и его любви к людям! Короче! Сделаем пир на весь мир. А вместо кутьи у нас блины будут! Пусть люди на них глядя кутью святую вспоминают! Отчего такая сложность? Отчего кутью не сделать? Нет, мы легкими путями не ходим! Больше веселых песен, больше разгула. Пусть человек чувствует себя, как Адам с Евой в раю! А чтобы лучше чувствовали, мы людей раздевать будем! Что? Никто не дурак голой задницей в сугроб? Чушь! Все только рады будут! Ведь как у бога в раю будут! Что, костры принято жечь и чучела? Да не принято этого! Соревновательные игры и ритуальные кулачные бои? У бога в раю этого не было, значит и у русского мужика не было! Врут этнографы бесовские, анчибалы, анчихристы, анафема всем им! Главное - пир и разгул перед постом, чтобы наша крестьянская поэтическая душа, тонко чувствующая аллегории и наизусть впитавшая библию, прочувствовала, как это - жить в раю, и низвергнуться грехом в пост земной юдоли! Впрочем, блины - этого тоже не было. Значит просто - наедаемся, напиваемся, думаем о боге! И о следующем посте! Вот так и сделаем!
Поп вдалеке, оторвавшись от мартовской пашни, приветливо помахал мыслителю.
Автор имеет свое мнение обо всем, в том числе о ваших увлечениях, религиозных и политических взглядах, ваших друзьях и, возможно, вас лично. Потому прочтение данного творчества может оскорбить ваши чувства. Если вы предполагаете, что произведение может что-то оскорбить или разжечь - лучше не читайте.
Категория - юмор