Заметка «Стих и поэзия простонародной речи»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 8
Читатели: 467 +2
Дата:

Стих и поэзия простонародной речи

     Существует устойчивое мнение, что поэтическая речь должна подчиняться определенным правилам. Найдены и обозначены поэтические размеры; создано понятие «ритм», как общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи; «метр» - как структурная единица стиха, также масса других понятий: стопа, благозвучие, хорошие и «плохие» рифмы – и прочее, прочее.

     Предполагается, что поэтическая речь, по умолчанию, должна соответствовать теории стиха, и чем более соответствует - тем более хороша и сильнее должна нравиться публике.
     
     И вот попадается стих который ну никуда не вписывается. Как его ни разверни -  по теории стихосложения-тройка с минусом.
     
     А за душу берет!

     Попался и крепко понравился и мне на сайте такой стих. То есть, не весь стих, а лишь его один куплет, которым, собственно, все сказано.   Роман Сатурн-стихотворение «Любимая семья».

колько лет я был контужен
Сколько лет потрачено за зря
И напрасно думал что я здесь кому-то нужен
Я здесь не нужен никому, друзья"    

     Сильно обрисовано, предельно точно. А вот эффект воздействия откуда?

     Ну, допустим, - сопричастность этому лирическому переживанию ЛГ, основанная на собственном опыте каждого человека, который время от времени ощущает себя не нужным. Но этого мало. И потом, все это можно сказать куда «более правильно», глаже, с соблюдением правил. И видел все это у других авторов много раз. Только сердце не тронуло.

     Поломав голову дня три, я понял, что эффект - от воздействия на нас прямой речи ЛГ. Это и язык, и структура речи. Манера изъясняться.
ЛГ говорит от своего имени и на своем языке. Характер прописан именно через эту свою, свойственную только герою интонацию. Личностная характеристика характеристика в форме прямой речи ЛГ редко используется в поэзии. Это достояние драматургии и прозы. Но она бывает чрезвычайно эффективна и в поэзии, когда образ возникает из собственной речи ее неповторимых интонаций и даже из самой манеры изъясняться. 

     Помнится, мне один одноклассник который в сочинении написал: «Я споткнулся о корень,упал и перевернулся через голову.» Учительница разобрала, все изрядно посмеялись, но запомнился  мальчик именно этим – «упал и перевернулся через голову.» Так его по жизни и помню. Так и живет слегка перевернутый через голову. 

«Я здесь никому не нужен друзья!»

     Эта фраза выпадает из размер и ритма. Но именно за счет этого трагического выпадения из ткани стиха в пользу обыкновенной, прозаической, горестной речи оно придает ему неповторимую искренность и эмоцию.

     Вот такой открылся интересный прием. Может его все уже и знают, а мне вот открылся. Хожу под впечатлением и пытаюсь сочинить нечто в такой манере, думаю, как ее по-научному озаглавить?

     А поэтическая мысль не идет из головы


     И напрасно думал что я здесь кому-то нужен
     Я здесь не нужен никому, друзья  ! 

     24 03 2019




Реклама
Обсуждение
     22:30 24.03.2019 (1)
Эта фраза выпадает из размер и ритма

кто Вам сказал?..


/-/-/-/-
/-/-/---/
--/-/---/-/-/-
-/-/---/-/

неравностопный (вольный) хореямб...
     09:28 25.03.2019
1
"неравностопный (вольный) хореямб..."

Вами найдено определение более пригодное для прозы.
Но как адвокатский прием-засчитано.
К слову сказать истинно научное определение д б простым понятным и, рискну сказать, благозвучным.
От этого же незаконнорожденного "неравностопного хореямба" скулы сводит и першит в горле.
Пулеметные  же очереди из черточек- слогов тому подтверждение.

Омониальною рифмой катилась слеза по щеке.....
Неравностопный хореямб из груди извергался!
     22:47 24.03.2019
Приятно прочитать мнение - спокойное, неспешное - пусть о небольшом отрывке из стиха,
всего в четыре строки.

     21:30 24.03.2019
Интересное наблюдение и не менее интересные рассуждения.
Спасибо!
Реклама