Шуберт (Франц, ибо Шуберт - не самая редкая немецкая фамилия; Шубертов, вообще говоря, вполне достаточно было в мировой истории) прожил, как известно, очень мало. Чуть больше Лермонтова. И написал музыки чрезвычайно много. Свыше 900 опусов. Кстати, в западной традиции имя ведь бывает не одно. Учившиеся в музыкальной школе возможно и помнят, что Шопена звали не просто Фредерик, а Фредерик Францишек (то есть, второе имя у него совпадает с именем Шуберта), а вот то, что вторым именем Шуберта было Петер, помнит мало кто. Я и сам временами забываю. (Сказать бы кому: "Как вам пятая симфония Петера Шуберта?" Взглянет недоуменно. И немалая вероятность, что даже музыковед).
Так как же мы читаем "Бесов"? "Бесов" мы читаем под музыку Шуберта. Мы включаем CD mp3 со ста пятью треками из наследия Франца Петера и слушаем подряд, и читаем "Бесов". Потому что это классическое наследие. И потому что день сегодня так себе. И дождя, уже надоевшего - и, следовательно, ненужного - нет. И не так чтоб, напротив, жарко. Солнышко пробивается - периодически - сквозь тучки. Ну и замечательно. Так идёт жизнь. И мы пережили Шуберта. Франца Петера.
Конечно, если бы - дождь, то: погода была бы более достоевсковская. Но не надо более достоевсковской. И даже более достоевской - тоже не надо.
А читать "Бесов" следует именно под Шуберта.
Подумаем ещё раз: мы пережили Шуберта!
Что мы сделали за это время? Ну, что-нибудь да сделали, конечно... Не совсем же мы уж того-этого...
Петер... Кстати, Петером звали и Шлемиля. Того самого, потерявшего свою тень. Героя повести Шамиссо.
Петером же звали и угольщика, который (если помните, играл его Александр Галибин) торговался с голландцем Михелем (а его играл Александр Калягин).
Фильм... Теперь уже кажется, что - давний.
Снят, разумеется, по сказкам Гауфа.
А вот Гауф... А Гауф прожил ещё меньше Лермонтова.
Мы пережили, Шуберта. Франца Петера.
Гауфа пережили. Вильгельма...
"Зимний путь" - вокальный цикл Шуберта. Он огромный... Я уже не помню, сколько там номеров. Но больше двадцати - точно. Я вот пишу, а Фишер-Дискау поёт. И конца и края ему не видно.
А сейчас пока путь не зимний. Летний сейчас ещё путь.
Дитрих Фишер-Дискау прожил восемьдесят шесть.
Лет.
И зим.
Это два Шуберта плюс один Гауф.
Фишера-Дискау мы пока не пережили...
Обращаюсь к Лане.
Пока есть Шуберт и Шопен, Шамиссо и Гауф, Достоевский, разнообразные Петеры, Лермонтов, и даже Дитрих - надо ли серьёзно относится к временному и мелькающему? Едва ли. Обращать внимание - надо (надо вообще быть внимательным), но вот глубоко воспринимать - вряд ли.
Между прочим, фамилия у этого Петера-угольщика была... Какая бы вы думали?.. Мунк!
Просматриваю сейчас список. Вышел он какой-то гендерно однообразный. А где же прекрасные дамы? Что ж не вспомнилось ни одной?
Полагаю, что всё-таки случайность.
Надо будет и о прекрасных дамах написать.
Но это уж как-нибудь в другой раз.
|
Однажды я видел сьемки казни нацистких преступников
Май 1946 года. Сцены с повешением (казнили американцы),
в сопровожденье музыки Баха. (конечно это современное наложение)
Но палач был во фраке и с бабочкой. Очень изящный... Можно сказать-виртуоз.
Самое интересное, что органные произведения Баха у меня ассоциируется с нацисткими концлагерями.
Дьявольский хохот и дым поднимающийся над Освенцимом.
-Символ современной цивилизации.-
Но это уже о другом, хотя ,конечно,о том же.