Заметка «После Баха, Дочь рыбака и другое...»
Тип: Заметка
Раздел: О культуре
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 26
Читатели: 720 +2
Дата:

После Баха, Дочь рыбака и другое...

          

          Документальный фильм Олеси Буряченко "After Bach" ("После Баха") я посмотрел на ютюбе года два-три назад, ища материалы о состоянии современной отечественной музыки.
          Недавно вновь пересмотрел его.
          Героями фильма являются четыре российских композитора, имена которых, возможно, кому-то из вас известны, а может быть и нет, поэтому дам некоторые краткие пояснения.
          
          Итак, четыре музыканта - Владимир Мартынов (р. 1946), Сергей Загний (р. 1960), Антон Батагов (р. 1965), Павел Карманов (р. 1971) - на протяжении почти часа беседуют о том, имеет ли хоть какой-то смысл в наше время существование композитора как представителя творческой профессии? Если имеет, то какой музыки ждёт от него слушатель? И если ждёт он не той, какую композитору хотелось бы писать, то стоит ли прислушиваться к такому заказу общества?
          Начинаясь как дружеский разговор четырёх коллег (или - "собратьев по... несчастью" ли, счастью? узнаете, когда посмотрите), далее фильм представляет собой чередование эпизодов, своеобразных авторских портретов, которые представляют собой - у кого более, у кого менее - подробный рассказ о себе, своём творчестве.
          Немного дополню сведения о героях. Введу в курс дела.
          Старший из участников - Владимир Мартынов - это и есть тот самый композитор, который написал музыку к мультфильмам "Серебряное копытце", "Дом, который построил Джек", к фильмам "Михайло Ломоносов", "Холодное лето пятьдесят третьего", "Николай Вавилов", к знаменитому "Острову", наконец. Конечно, это лишь крохотная часть из его "послужного списка". Да и взял я для примера то, что может, так сказать, впечатлить. Ибо симфонии и сонаты (а они есть у него) - это всё-таки не самый массовый жанр у обычного читателя-слушателя. Слово "впечатлить" я использовал тоже не просто так. А для того, чтобы дать понять, что участники  фильма - это не какие-то неведомые гении, не "ком с горы" ("Место встречи изменить нельзя" вспомнилось), а те, кто действительно наполняет своим творчеством пространство современной музыки, но чьи имена рядовому слушателю остаются, к сожалению, неизвестными, ну или просто он не даёт себе труда их запомнить.
          Сергей Загний... Его музыка, пожалуй, действительно известна меньше, чем у всех остальных участников фильма. Его стихия - это музыкальный перформанс (на ютюбе можно найти записи). Не скажу, что эта музыка впечатляет так, как музыка Мартынова, Батагова или Карманова, но, как говорится, художник всегда имеет право на эксперимент. К слову, Сергей Анатольевич - доцент Московской консерватории.
          Антон Батагов... Вот это, скорее всего, именно тот композитор, не только музыка которого, но и имя на слуху. Ну, за исключением совсем уж дремучих людей, родственников того самого косолапого мишки, по ушам топтавшегося. С начала 90-х имя Антона Батагова прочно связано с российской музыкальной жизнью. Как это произошло, об этом Антон Александрович рассказывает в фильме сам.
          Ну и самый молодой из четвёрки - Павел Карманов. Имя тоже уже далеко не самое безвестное. За десять лет, прошедших с момента выхода фильма, оно получило и дальнейшую известность. (К слову, для тех, кто знаком с отечественной рок-музыкой, имя Павла Карманова сопряжено и с группой "Вежливый отказ").

          Итак, 2009 год. Десять лет назад... Есть ли жизнь на Марсе... пардон, есть ли будущее у музыки, нет ли у неё будущего, да и есть ли вообще у нас будущее, - вот об этом беседуют четыре российских композитора. Сразу скажу, что фильм свободен от рассуждений авторов о квартсекстаккордах, микрополифонии, звукоизвлечении обертонов на арфе и так далее. То есть его интересно смотреть независимо от того, говорит вам о чём нибудь понятие уменьшённой квинты или не очень говорит. Это хорошая беседа неглупых людей. Вот только...
          Только вот что... Если честно, то несколько грустно завершается этот фильм.
          Но... (ведь без "но" никогда не обходится!), всё-таки не всё так печально.
          Дело в том, что, как я уже написал выше, фильм этот смотрел я не единожды. И в первый раз впечатление он на меня произвёл... ну, скажем так, двойственное. А именно: не всё мне понравилось в начале. Касательно, например, фигуры Павла Карманова. Не скрою, что в то время относился я к его творчеству несколько прохладно. Ну что это, в самом деле, какие-то благоухающие мелодии (и это после эпохи Денисова, Шнитке, Губайдулиной - знаменитой нашей авангардной тройки!), что-то такое, лёгонькое вроде какого нибудь Эйнауди и т.д. Разве так сейчас нужно писать?.. А где диссонансы? Где все эти нагромождения звучностей и так далее. К которым уже привыкло ухо совремненного ценителя?.. Дополнялось моё впечатление и некоторой (как мне показалось тогда) развязностью молодого автора. К Мартынову, который старше его почти вдвое, обращается на "ты". Курит, понимаете ли, в кадре... Вообще, ведёт себя как-то некомильфо. Так мне показалось тогда.
          Однако ж зацепило меня что-то в фильме! Коли спустя несколько лет решил я его пересмотреть. А после - ещё раз пересмотреть.
          Но в этот раз пошёл я и дальше. Пересмотрев фильм "После Баха", зашёл я в профиль на ютюбе самого Павла Карманова (фильм выложен именно им). Посмотрел, какие ролики у него выложены ещё.
          И вот среди них попалось мне это - мультфильм "Дочь рыбака". И Павлом Кармановым мультфильм этот выложен не случайно. Музыку к нему написал именно композитор Павел Викторович Карманов.
          А мультфильм... Мультфильм, дорогие мои, такой, что...
          В общем, я думал, эра великой отечественной мультипликации закончилась со смертью Хитрука и Уфимцева... А вот и нет!
          Иван Максимов - узнайте, если кто-то ещё не знает, и запомните это имя! Посмотрите другие его фильмы!
          Какие же талантливые, гениальные люди живут в наше время в нашей стране!
          И какое счастье, что они есть. Беда только в том (кстати, это и один из главных лейтмотивов фильма "После Баха"), что все они далеко уже не мальчики. А того, вполне достойного их таланта, необходимого признания как со стороны тех, для кого они работают, так и со стороны официальной - то есть государства, они всё ещё не обрели! А жизнь-то - проходит, вот в чём штука!
          Посмотрел я мультфильм замечательного Ивана Максимова с прекрасной музыкой Карманова и стало мне понятно, что вся та якобы несерьёзность, некий пофигизм и меркантилизм ("бабки капают и - славно!"), который мне показался присущим Павлу Карманову, всё это - случайное, внешнее, защитное, так сказать. И вовсе не в этом его суть. И это было такое радостное открытие!

          Вы, конечно, можете посмотреть мультфильм и отдельно. Без фильма "После Баха". Ибо аргументы мои о том, что "следовать за мыслями умных людей - это увлекательно", могут всё-таки оказаться недостаточными, чтобы найти целый час времени для просмотра. Но мне хотелоь бы, чтоб именно в таком порядке: не пожалейте сначала пятидесяти минут на фильм "После Баха", а затем уже посмотрите мультипликационный, или, как сейчас это принято называть анимационный (anima! душа!) фильм "Дочь рыбака".

          Вступление моё закончено.


Вот ссылки: 

          After Bach

          или (для смартфонов):

          https://www.youtube.com/watch?v=rAnY40eDPuI

          

          Дочь рыбака

          или (для смартфонов):

          https://www.youtube.com/watch?v=WaCSq-Jlw0o





Реклама
Обсуждение
     11:14 05.07.2019 (1)
С камбэком, Александр!
Мне вас не хватало.
Интересная информация в заметке. Непременно воспользуюсь ссылками.
Спасибо!
     16:38 05.07.2019 (1)
Что в очередной раз поразительно: ни один из этих четырёх композиторов никак не удостоился внимания со стороны власть предержащих. Ни один (повторю - не мальчики - 72, 59, 54, 49 лет, а аниматору Ивану Максимову исполнилось 60 (юбилей!)) не является народным артистом РФ (видимо, инородные?). Владимиру Мартынову дали когда-то (при Ельцине) Госпремию... И всё... То есть этих выдающихся людей для государства ваабще типа никак нет. При том, что инструментов внимания у него сейчас придумано масса. Не хуже чем в советское время. Начиная с орденов (хотя бы какой-нибудь самый завалященький, вроде Ордена Дружбы дали) и кончая званиями. Считаете (и кто? главкультпатриот Мединский?), что не наработали они пока на народного артиста РФ (это в 72-то года, например!), так дайте хотя бы заслуженного работника культуры РФ, заслуженного деятеля искусств РФ, заслуженного артиста РФ - все эти возможности у государства ведь остались.
     16:53 05.07.2019 (1)
"Не верь, не бойся, не проси" (у государства). Государству наплевать на граждан страны. Да и нужны ли эти звания и награды от имени такого государства?
     18:35 05.07.2019 (1)
Государство обязано поддерживать культуру независимо от того, насколько оппозиционными являются отношения представителей этой культуры к государству. И дело не в том, что кто-то должен просить. Всё, что требуется от кандидата на награждение - это поставить подпись на согласии о предоставлении персональных данных. А всё остальное - сбор всех необходимых представлений, рекомендаций, справок, характеристик и прочее (именно нежеланием вдаваться во всю эту бумажную волокиту объясняют многие из заслуживающих награждения артистов свою неактивность в этом плане) - всем этим должен заниматься не тот, кто награждается, а чиновники от государства, раз уж теперь нет таких организаций, которые занимались этим раньше, когда были всяческие райкомы, обкомы и так далее. Да, в советское время тоже были перекосы в этом плане. Когда такие как Олег Даль умирали так и не удостоенные никаких званий. Но всё-таки не было такого контраста как сейчас. Повторюсь, речь ведь не о каких-то элитарных или, наоборот, маргинальных персонажах. Все четыре автора вполне себе прекрасно находятся по любому поисковику и масса ссылок. То есть это люди статуса ничуть не меньшего чем тот же Николай Расторгуев. Вот и никак я не могу понять: неужели трудно в самом Минкульте создать отдел, куда посадить пять-десять человек чиновников и дать им элементарное задание "прошерстить" на предмет заслуг весь имеющийся наличный корпус деятелей культуры. В конце концов, это множество отнюдь не бесконечно. Всю работу можно сделать за месяц. Причём, я нисколько не утрирую.
     23:13 30.08.2023 (1)
По поводу Максимова. 
Посмотрела из любопытства список наград...

Государственные и ведомственные награды

Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (22 апреля 2013 года) — за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность. 

Благодарность Министерства культуры Российской Федерации (16 января 2012 года) — за большой вклад в российскую анимацию, многолетнюю плодотворную работу и в связи со 100-летием мультипликационного кино. 


     23:21 30.08.2023 (1)
Но что это за награды для 60-летнего мастера?..
Да и вообще... 
     23:29 30.08.2023
Разворчались:)
     23:39 05.07.2019 (1)
Лохматый радуется выходу Александра из застенка.
Лохматый благодарен за публикацию и считает, что тема важная.
В то же время, Лохматый думает, что мультик не слишком хорош, а музыкальное сопровождение могло быть и лучше (по сравнению с прежними временами).
В то же время, Лохматый понимает, что на голом энтузиазме, увы, вряд ли можно рассчитывать на большее в нынешние времена очередного декаданса. И на том спасибо.
     00:43 06.07.2019 (1)
Мультфильм совершенно замечательный.
Сделан с прекрасным юмором. Удивлением и нежностью к персонажам.
И учит зрителя доброте.
Это архиважно.
     00:27 07.07.2019 (1)
Это да, но... Лохматый - человек советский (хуже того - социалистический). Ему есть, с чем сравнивать. 
     00:41 07.07.2019 (1)
Но это же и правда прекрасный мультфильм!
Что же до советского периода, то сейчас нельзя снимать в эстетике "Варежки" или "Маугли", например.
Поэтому и растут у Ивана Максимова в мультфильме из песка огурцы-кактусы. И валенок этот (обратили внимание, что снят он был не с той ноги, на которую потом был надет?). То есть абсурдизм времени автором показан более чем. И невеста с поросячьим (почти) хвостиком (дань ли Маркесу?  вряд ли). И печальные эти носы-хоботы у персонажей. Я нарочно посмотрел: Ждун был создан только в 2016! А Максимов своих персонажей создал в 2013-ом. Опять у нас буржуины своровали и не поморщились!
     23:06 07.07.2019 (1)
Ну почему же нельзя снимать в упомянутой эстетике? Очень даже можно. Только, где тот "Союзмультфильм"?
Я понимаю, что критиковать легко...Но отдаю дань уважения авторам, которые на голом энтузиазме засняли мульт.
     23:09 07.07.2019
А у Лохматого, например, морда дамская на пол монитора, с бравурной надписью "Зарядись вкусом". Ну, зарядился. Дальше-то что?
     23:15 05.07.2019 (1)
Из парилки и сразу за просветительство?
Нет бы склоки на сайте обсудить.))
Что касается фильма, то скорее всего смотреть не стану.
У нас очень много умных людей умно рассуждают на всякие темы, а у меня
всегда возникает вопрос: влияют ли хоть как-нибудь их рассуждения
на те процессы, что в их темах затрагиваются?
     00:41 06.07.2019 (2)
Замечательный комментарий.
Тем более, что я бы тоже, например, не стал смотреть фильм, допустим, о проблемах живописцев - как нынче живётся графикам и станковым мастерам или скульпторам-монументалистам там, скажем... Поскольку это какбэ ну не очень мне занимательно... Хотя, скорее всего, и стал бы, пожалуй... А тут - музыка! Это мне гораздо волнительнее.
Но речь не об этом.
О рассуждениях.
Мне кажется, рассуждения и не должны ничего менять. И ни на что влиять. Меняют - приказы. А рассуждения... Они тем и хороши, что вот чего, например, Кант там рассуждал в своих "Критиках"?.. Бог весть... Тем не менее Канта ещё будут читать... ну много лет ещё, наверное. А вот Постановления ЦК КПСС из замечательного многотомника "КПСС в решениях, резолюциях и постановлениях" (были такие кирпичного цвета тома в советское время) буду читать, пожалуй, только я один (в силу своей любви ко всем вообще всяким старым книжкам), да Анна Озерякова.
Рассуждения...
Там не просто рассуждения... Там разговоры... А человечество, в общем-то, и существует только ради разговоров... Что остаётся в веках? Разговоры, слово... Какие-нибудь цицероновы "Тускуланские беседы", или "Пёстрые расказы" Элиана, или "Разговоры с Гёте" г-на Эккермана...
     15:48 07.07.2019 (1)
Итак, 2009 год. Десять лет назад... Есть ли жизнь на Марсе... пардон, есть ли будущее у музыки, нет ли у неё будущего, да и есть ли вообще у нас будущее, - вот об этом беседуют четыре российских композитора.

Мне кажется, что об этом же беседовали и в 1909, и 1809, в других девятых не менее достойные композиторы, только музыка развивалась по своим, только ей ведомым законам, не обращая внимания на всякие умные беседы.

Приказы и указы могут повлиять только на те сферы деятельности, где действуют законы математической логики. И то не всегда. Возьмите экономику. Сколько просто умнейших разговоров ведется на эту тему на разных форумах. А тут бац - мировой кризис или еще какой катаклизм.)
Меня больше интересует ситуация с поэзией, чем с музыкой, но каждый раз слушая аналогичные рассуждения, прихожу к выводу, что пока не родится очередной гений, никаких существенных
изменений не произойдет, сколько не рассуждай на эту тему.)
В веках остаются разговоры гениев с собой.
     17:00 07.07.2019 (1)
Не только гениев.
Это во-первых.
А, во-вторых, вот если б Вы послушали, то услышали бы, что Владимир Мартынов говорит как раз в направлении таком: чтоб сформировались гении, нужна соответствующая подпитывающая среда. Один - гений, а вокруг должно быть сколько-то талантов. Среди современников, предшественников ли. Но на пустом месте ничего не вырастает. Все четверо кстати, как гениев себя и не позиционируют, а напротив, относятся к себе с изрядной долей самоиронии.
Но ничего страшного не случилось, если у Вас нет желания слушать их размышления. Я свои заметки пишу на любителя. Согласен, что их не так уж много.
     17:29 07.07.2019
Если говорить о нескольких веках, то да. Но если взять более длительные сроки, то останутся только гениев, мне так кажется.)
Вообще, у меня на этой неделе не было желания ко многим вещам. Температура.
Теперь полегчало до такой степени, что даже прямо сечас стишок сочинился.

Как славно выздоравливать, как славно,
Как славно снова легкость обрести.
И мысль сосредотачивать на главном:
О том, что будут яблони цвести
на Марсе и по всем садам в округе.
Последним наслажусь еще не раз.
А оказавшись снова в черном круге,
Я вспомню о написанном сейчас.)



     13:24 06.07.2019 (1)
Александр, рад Вас видеть. И сразу шедевр просветительства...
"Человечество живет только ради разговоров."
Вы только что упомянули Гете. В начале первой части "Фауста" Фауст размышляет о том, что было в Начале...
И приходит к выводу, что было все-таки, Дело.
Произведения которые Вы перечислили, это результат творческой (мыслительной) деятельности, а не "разговоры".
Кстати, по каналу "Культура", документальный фильм (монолог) Натальи Бехтеревой... Можно сравнить с Черниговской... Впрочем не стоит этого делать.
     18:47 06.07.2019 (1)
Фильмы с участием Натальи Петровны Бехтеревой я смотрел. Четыре серии, насколько помню.
Да, а завтра, 7-го, ведь у неё получается, что 95-летие со дня рождения, так?
     20:03 06.07.2019 (1)
Я на этой неделе  посмотрел. Фильм (показ) приурочен к её 95-лтию.
     20:07 06.07.2019 (1)
Она там рассказывает, как побывала на Бутовском полигоне, как у Ванги была, да? Или не в этом фильме?
     20:14 06.07.2019 (1)
Да, именно в этом фильме. То, что касается Ванги.

     20:29 06.07.2019 (1)
Просто столько всего пересмотрено, что иногда уже забываешь, где и что смотрел...
По-моему, Бехтерева принадлежит к тому же типу женщин, что и Галина Вишневская. У них даже в манере говорить есть что-то общее . У женщин такого типа. У Бехтеревой эта властность может не так явно звучит, как у Вишневской, но всё равно чувствуется: у такой не забалуешь! И эта властность не отталкивающая, а наоборот, какая-то симпатичная, что ли. Внушающая уважение, а не боязнь.
И ещё мне нравится, что лишена Бехтерева сарказма. Вот она там, помнится, рассказывает, как была в своё время депутатом Верховного Совета (ещё в СССР) и как соседка по креслу, колхозница какая-то, поделилась своим беспокойством с Бехтеревой, мол, ведь как переживаю-то! - "О чём?" - спросила Бехтерева. - "А вдруг живот заболит?" - отвечает та (мол, как в туалет-то идти?). Причём Бехтерева рассказывает это безо всякого дальнейшего комментария. Но, не признесённый вслух, тем не менее, комментарий этот чувствуется: вот вам  воплощение ленинского тезиса об управлении кухаркою государством, такие зачастую депутаты и управляли (ну, де юре, по крайней мере). Но Бехтерева ничего этого не произносит. Понимайте сами. Другая бы на её месте не преминула отпустить что-нибудь едкое, а Бехтерева - нет.
     21:00 06.07.2019 (1)
Да, Александр, сранить  Наталью Бехтереву с Галиной Вишневской.-
Очень удачное сравнение. Они обе- Примы.
     21:20 06.07.2019 (1)
Гундареву ещё записал бы в этот типаж.
По крайней мере по её ролям (многим) она производит такое впечатление.

Вот ещё какое соображение.
Юрий Мамлеев, как известно, был сыном психиатра. Наложило это отпечаток на его творчество или нет - вопрос интересный. Но по всем внешним признакам, по тематике его творчества, - безусловно, влияние есть. Во всяком случае, психиатрия для него была отраслью вполне родной.
Так вот. Есть у него рассказ. "Неприятная история". Когда я его читал, не выходило из головы, что уж очень напоминает описанная им доктор педнаук (пусть и не психиатр) Анна Карловна знаменитого нашего женщину-психиатра. Не в плане сходства судьбы, а по каким-то отдельным чертам. Был ли знаком Мамлеев с Бехтеревой, не был ли - не знаю... Всё произошедшее с Анной Карловной, как это всегда и бывает у Мамлеева, лишено какой-либо авторской оценки. Сочувствовать ли ей, удивиться ли тому, что есть такие люди, - это каждый решает для себя сам. Но вот почему-то не покидало, повторюсь, меня ощущение, что какой-то прототип у Мамлеева имелся...
     21:44 06.07.2019
Гундарева не Прима...
Просто хорошая актриса.
Сейчас еду на фестиваль камерной музыки-в Гатчине.
(в гатченском парке)
Мамлеева я не читал.
Сына Бехтеревой я слушаю по Радио России.
Интересно. И вообще, отложу Камю,и начну читать книгу Бехтеревой,
научно-популярную конечно.-Это я подумал, когда посмотрел фильм на этой неделе.
     17:56 06.07.2019
С возвращением)
     21:59 05.07.2019
Успела пока мультфильм посмотреть: акварельные пейзажи очень понравились - я такие люблю. И музыка. Медитативная, я бы даже сказала.

Я потом на YouTube нашла "Past Perfect" этого композитора. Немного дискомфортно было слушать (такие вибрации, видимо), но я под эту музыку рисовала и услышала цикличность. Прикольно получилось находить форму. Вот даже записала небольшое видео.



     13:38 05.07.2019
Спасибо, Александр, за рекомендацию.
Буду слушать и смотреть.
     09:33 05.07.2019
Привет, "чистюля"! Соскучились, судя по объёму информации. Хорошо, что не озверели там, в бане.
     07:45 05.07.2019
С ВОЗВРАЩЕНИЕМ АЛЕКСАНДР
КАК ТАМ В БАНЕ НЕ СТРАШНО?
ВЕСЬ САЙТ ИСКАЛ ВАС
НЕ НАШЕЛ И ПОДУМАЛ ЧТО ВЫ МУЗЫКУ ПИШИТЕ
НА ТЕКСТЫ АВТОРОВ
В СТИЛЕ БАХА, БЕТХОВЕНА
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама