Заметка «Стихосложение, лирика, поэзия, или немного базовых понятий.»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Баллы: 16
Читатели: 2560 +1
Дата:

Стихосложение, лирика, поэзия, или немного базовых понятий.


Не так давно провел опрос и к своему удивлению (ужасу) обнаружил, что на “вопрос что такое поэзия?” подавляющее большинство  всех опрашиваемых респондентов начинали нести такую дичь... Между тем это базовое понятие, которое не помешало бы знать. Нет, пожалуй, не знать, а понимать. Иначе как мы поймем почему “Мертвые души” Гоголя это поэма (поэтическое произведение), а многие стихи поэзией не являются, почему верлибр или моностих в руках мастера – это поэзия, а стихи из рекламы поэзией не являются.

Итак, начнем с заблуждений. При опросе выяснилось, что поэзию часто путают с лирикой и стихосложением. И если в современной русской традиционной литературе поэзия, лирика и стихосложение тесно переплетены, то в других странах все может быть совсем наоборот. Так что же объединяет и разделяет три этих понятия? Начнем с азов:

Лирика (возьмем определение из общедоступных источников) - Ли́рика, лири́ческая поэ́зия (от греч. λυρικός — «исполняемый под звуки лиры, чувствительный, лирный») — род литературы, воспроизводящий субъективное личное чувство (отношение к чему-либо) или настроение автора (ЭСБЕ). По словарю Ожегова лиризм означает чувствительность в переживаниях, настроениях, мягкость и тонкость эмоционального начала; словарь Т. Ф. Ефремовой отмечает характеризующие его эмоциональность, поэтическую взволнованность, задушевность[1]. По словарю Л. П. Крысина лирическая поэзия — это поэзия, выражающая чувства и переживания поэта[2].

«Лирическая манера повествования» предполагает такой тип построения художественного образа, который основан на эмоциональном переживании. Если в эпосе и драме в основе образа лежит многостороннее изображение человека в его деятельности, в сложных взаимоотношениях с людьми в жизненном процессе, лирический образ — это образ-переживание. Но переживание общественно-значимое, в котором индивидуальный духовный мир поэта, не теряя своей автобиографичности, получает обобщённое выражение, тем самым выходя за рамки его личности. Лирический образ — это эстетически значимое переживание, автобиографическое начало в нём присутствует как бы в снятом виде, и для нас важно, что поэт испытал данное переживание и что оно вообще могло быть испытано в данных обстоятельствах. Если нам известно, что лирическое переживание не автобиографично, оно всё равно сохраняет своё художественное значение, поскольку могло быть испытано. Существует традиция рассматривать лирику как сосредоточенность поэта на своей индивидуальной внутренней жизни. Таким образом, лирику трактуют как «исповедальное творчество», как «самовыражение» и «самораскрытие». (с)

Как много и достаточно пространно… Не удивительно, что у подавляющего большинства людей в голове “каша”. Можно ли сузить это понятие, объяснить просто? Попробую.

Итак, если просто - мы имеем три рода литературы:

1. Лирика – в произведении превалирует внутренний мир (автора, рассказчика, лирического героя).
2. Эпос – в произведении превалирует мир внешний (появляются персонажи, события, место и время).
3. Драма – в произведении превалирует конфликт персонажей.

Возникает вопрос, могут ли в произведении переплетаться два или три рода литературы? Конечно могут, но если вчитаться в определения, то в каждом из них мы встретим одно, повторяющееся слово – “превалирует”. Итак, преобладание в произведении того или иного рода литературы обозначает его принадлежность. Какого произведения – спросите Вы? Да абсолютно любого.

Тогда возникает резонный вопрос: “А каким боком здесь поэзия и стихосложение”?

Двигаемся дальше. Общим для каждого рода литературы является то, что оно находится в рамках того или иного произведения, а это значит, что любой род литературы это то, что наполняет произведение в той или иной мере. Между тем существуют и рамки, которые удерживают это наполнение – этакий сосуд, форма… Какие формы существуют, спросите вы? Роман, повесть, рассказ, поэма, баллада, стих... все это жанры. Между тем жанры тесно связанны с литературными традициями тех или иных стран, особенностями языка и т.д. А где тогда поэзия – спросите Вы? А поэзия – это средство художественной выразительности. По сути поэзия – это инструмент, которым мастер изготавливает форму и посредством которого эта форма наполняется содержимым. С другой стороны форма может быть любой, как собственно и содержание. Как мы узнаем поэзия это или нет? Какие первичные признаки поэзии, существуют ли они?
Конечно существуют:

1. Лиричность.
2. Суггестивность.
3. Образность.

Могут ли стихосложение, лирика и поэзия быть самостоятельными, независимыми субстанциями в том или ином произведении? Обязательно ли стихи – это поэзия, обязательна ли лирика в стихотворении и обязательно ли поэзия это стихи? Нет. Поэтические приемы и лирическое наполнение прозаического произведения “Мертвые души” Гоголя делает это произведение поэмой. Неказистый верлибр в руках мастера становится поэзией, а к примеру стих начинающего автора или рекламный стих поэзией назвать нельзя, потому как ни лирического начала, ни суггестивности, ни образности в них нет.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     19:57 22.09.2019 (1)
Начал читать с огромным интересом,который к концу совершенно увял.
Так что же такое поэзия.Каковы существенные признаки данного явления и как его можно кратко определить.
Ну если не кратко то хотя бы так как определяет автор понятие "танковая атака" в учебнике по тактике.
     20:06 22.09.2019 (1)
Поэзия – это средство художественной выразительности. У этого средства (инструмента) есть вполне определенные признаки. Куда уж проще.

Вот пример - моностих Вишневского: "Так быстро кончился диван". Это поэзия или нет?
1. Цепляет ли это высказывание - безусловно.
2. Образно ли данное произведение - конечно.
3. Связано ли оно с богатыми внутренними переживании - вы что слепой?.

Есть ли в этом высказывании ритм, размер, рифма? - где?

Поэзия ли это? Ответьте сами.
     21:05 22.09.2019 (1)
Автор статьи с обещающим названием-Вы.
А спрашиваете меня!
Вы на эти вопросы и должны ответить.имхо
     21:07 22.09.2019 (1)
Я давно на эти вопросы для себя ответил. Поэтому эта заметка и появилась.
     21:11 22.09.2019 (1)
Из сего одно лишь внятно
Что Вам это все понятно
Так что, все понЯли  Вы
Ну а прочие увы!
Ну а что бы Вам потщиться
Чтоб и прочим приобщиться?
Если нам не указали
То зачем тогда писали?
     09:32 23.09.2019
"сего, лишь, понЯли, потщится"... где она комбинаторика стиха, где его инструментовка...
А знаете, не удивлен. Как мне кажется Вы даже не пытались - создать прецедент для Вас было важнее и Вы его создали.
Гость      20:56 21.09.2019 (1)
Комментарий удален
     05:17 22.09.2019 (1)
А что мне БЛК? Я трижды отказывался стать его членом и небезосновательно. И я уже давно автор реальный. Вот, к примеру, мое "крайнее" достижение (на подходе еще два) и таких достижений уже приличная стопочка. Участие в гала-концерте вместе с членами РСП и вручение состоялось в августе этого года. Что касательно БЛК, то скажем так - я не в его духе А как Вы выражаетесь "стучусь в дверь" я совсем по другим причинам, но это уже личное.

Гость      10:58 22.09.2019 (1)
Комментарий удален
     12:28 22.09.2019 (1)

РСП? Так это вроде конторы "Рога и копыта"

Гораздо лучше Вашего БЛК, куда разумеется берут не всех. Плюшек никаких, а гонору)))))))
Гость      12:54 22.09.2019 (1)
Комментарий удален
     13:03 22.09.2019 (1)

Все эти Ваши плюшки, Михаил, сгодятся разве что для семейного архива, а к реальной литературе и современному литературному процессу они не имеют никакого отношения.



БЛК имеет? Нужно обязательно вступать 
Гость      13:10 22.09.2019 (1)
Комментарий удален
     13:23 22.09.2019 (1)
Маркер чего? Такая же конкурсная площадка, не хуже и не лучше других. Чем хуже скажем тот же ВСМ, где я член жюри или любая другая реальная или виртуальная. Если в РСП так легко попасть, то что же Вы не там. Я же между тем знаю, что замучаешься туда попадать вот так вот просто, рекомендации нужны подтвержденные публикации, участие в конкурсах и грантах. И плюшки там не в пример БЛК, а скажем участие в различных премиях с реальными денежными поощрениями. Доступ к реальным издательствам, спонсорская поддержка...
Гость      14:16 22.09.2019 (1)
Комментарий удален
     14:38 22.09.2019 (1)
1
     15:02 22.09.2019 (1)
столкнулись два апологета
от рсп и блк
в борьбе за звание поэта
на тропке, что для двух узка... 
Гость      15:11 22.09.2019 (1)
Комментарий удален
     15:29 22.09.2019 (1)

БЛК - маркер

Михаил вас уже спрашивал - маркер чего?
Гость      15:36 22.09.2019 (2)
Комментарий удален
     15:53 22.09.2019 (1)
так вы мне как-то (правда под другим ником) про него и сказали, вот и решил поиграться... разве не помните?.. -) 
я же на стихире не жилец, так, что-то публикую там изредка сам не знаю зачем, а потом месяцами не захожу... поигрался, 3 раза, кажется, - понял, что мне это ничего не дает в плане развития... и что может выявить система отбора, когда всего два автора, примерно таких же как и я, решают быть или не быть... а им еще и лимит навязан - это же предел субъективизма или как вы правильно выразились - везение, лотерея... система отбора на поэмбуке не идет ни в какое сравнение... да и сам процесс состязания там интересней и лучше организован... взять хотя бы ту же анонимность, что исключает предвзятость...
Гость      15:59 22.09.2019 (1)
Комментарий удален
     16:00 22.09.2019
да ладно вам дурака валять... -)
     15:44 22.09.2019 (1)
Чего всего? Принимают ли туда поэтов-песенников? Хотя да, трижды уже на анучках, когда я точно попадал в лонг я отказывался. Вам доказать это? Теперь даже если шедевр напишу скажут нет. Но я из принципа иногда наведываюсь, напоминаю о себе.

Специфический взгляд на поэзию в БЛК, но он не панацея. Как я уже говорил не хуже и не лучше чем в любом другом месте. Просто клуб.
Гость      15:56 22.09.2019 (1)
Комментарий удален
     16:05 22.09.2019 (1)
В первый раз потому, что одному из претендентов моча в голову ударила, а потом уже из принципа (точнее по идейным соображениям просто отказывался в пользу того или иного кандидата - как мне казалось ему нужнее), что не мешает мне дружить на других ресурсах с более успешными резидентами данного клуба, элитой можно сказать И с Петрой Калугиной, с Юрием Семецким и с другими.
Гость      16:13 22.09.2019 (1)
Комментарий удален
     16:16 22.09.2019 (2)
Дружба-дружбой, но все же маркером чего является БЛК? Может быть таланта?
     16:37 22.09.2019
да тщеславия прежде всего... -))
Гость      16:24 22.09.2019 (1)
Комментарий удален
     16:31 22.09.2019 (1)
Ну-ну... сколько раз видел когда талантливым авторам отказывали с формулировками наподобие - "Не в духе клуба" или "Это не конкурсное произведение". Много раз...Я вообще за формулировками с интересом наблюдал. Правда в последнее время с формулировками стало плохо, начали понимать, вести себя сдержанней и осторожней. А песенникам туда вообще вход заказан.
Гость      16:35 22.09.2019 (1)
Комментарий удален
     16:38 22.09.2019 (1)
Так что же мешает эту инерцию преодолеть?
Гость      16:40 22.09.2019 (1)
Комментарий удален
     16:48 22.09.2019 (1)
Знаете, что мне Петра как то сказала на фейсбуке, когда я спросил ее про деятельность в БЛК и про принадлежность к клубу. Она сказала, что я к БЛК имею отношение постольку поскольку, гораздо больше я отношусь к http://stihi.lv. У Семецкого свои проекты и... Я не думаю, что кто то там конкуренции боится, а вот методика отбора стала очень похожа на кумовство - вот с этим нужно что то делать.
Гость      16:53 22.09.2019 (1)
Комментарий удален
     18:41 22.09.2019 (1)
А мне помогать не нужно, у меня как Вы видите несколько другой путь и средства. Помогите вашему горячо любимому БЛК сами. Не?
Гость      18:45 22.09.2019 (1)
Комментарий удален
     19:23 22.09.2019 (1)
Боже мой, я сначала ушел с фабулы (я здесь один из самых старых старожилов), чтобы расти на стихире, на стихире я рос скорее в рамках кубка стихиры и ВСМ, но уже год толком не появляюсь и там... А Вы возвращаетесь на Фабулу, сайт скорее для начинающих! Неисповедимы пути господни...
Гость      19:29 22.09.2019 (1)
Комментарий удален
     20:30 22.09.2019
И пусть порою мир жесток,
я не желаю знать шесток
и поражений в плане личном.
     20:21 21.09.2019 (1)
2
Михаил, а вот у Вас данный текст по жанру - это что?

И не очень понял вот это: [1], [2], (с).
Традиционно под первыми двумя обозначениями подразумевается ссылка на список литературы. И где он?
(С) - обозначение копирайта, авторского термина. Кому они принадлежат?

Рыхлый какой-то текст.
И на мой взгляд, у Вас смешаны два понятия - поэзия и поэтика.
     05:07 22.09.2019 (1)
ПОЭТИКА (от греч. poietike – поэтическое искусство) – раздел филологии, посвященный описанию историко-литературного процесса, строения литературных произведений и системы эстетических средств, в них использованных; наука "о поэтическом искусстве", "изучающая поэзию как искусство" (В.М. Жирмунский). Между тем поэзия, как я уже написал - это средство художественной выразительности имеющее вполне себе определенные первичные признаки. Есть и вторичные, но они скорее дань традиции той или иной языковой культуры. По жанру мой текст соответствует заявленному - заметка. Да текст рыхлый но назначение его популяризация нежели глубокий анализ, а цитирование и скобки... Просто взял текст из Википедии.
     11:21 22.09.2019 (1)
1
Поэтика - слово многозначное.
И вот во втором значении (взятом из четырёхтомного словаря под ред. Евгеньевой) слово это как раз и означает "систему художественных принципов и особенностей какого-либо поэта, писателя или литературной школы".
А в том, что "поэзию часто путают с лирикой и стихосложением" ничего ужасного нет. Ибо поэзия - также многозначное слово. И в определённых ситуациях слова поэзия, лирика, стихи вполне синонимичны. Не думаю, что есть гигантская разница между тем, скажет ли человек, что он любит поэзию Пушкина, стихи Пушкина или лирику Пушкина.
Гость      11:41 22.09.2019 (1)
Комментарий удален
     11:59 22.09.2019 (2)
Вчера не поленился, отыскал у себя на полках книгу: М.Поляков, "Вопросы поэтики и художественной семантики" (М.: Сов. писатель, 1978), четырёхсот-с-лишним-страничный труд. Михаил же ударился в последнее время в изучение теории (что само по себе весьма хорошо). Так вот. Одни только названия глав в этом труде чего стоят! "Поэтический образ мира и тематическая структура", "Поэтическая фразеология в контексте эмблематики", "Историческая поэтика и история жанров", "Традиция как мера современности" и т.д. (а всего глав - 10). Думаю, для того, кто возьмёт себе за труд изучить эту (например) работу, рассуждания о том, что поэзия - это не всегда лирика, а стихосложение - не всегда поэзия, тоже покажутся лишь школьным лепетом. Трудов Мих. Мих. Бахтина в печатном виде у меня нет (помнится, Михаил собирался основательно засесть за него, потому и вспомнил). Да и вообще, объём литературы, написанной по поводу теоретических вопросов поэтического творчества, не поддаётся обзору. Так что, едва ли возможно уложить что-либо важное в коротенькую заметку с формулировкой "базовых понятий".
А у Марка Полякова (с. 12 указанной книги) есть определение по поводу отличия поэзии от не-поэзии: "в основе процесса перехода не-поэтического в поэтическое лежит превращение языковой картины мира в поэтический образ мира (точнее, в художественную концепцию жизни)". Исходя из этого определения, становится понятно, например, почему "Мёртвые души" есть поэма.
Гость      12:56 22.09.2019 (1)
Комментарий удален
     19:56 22.09.2019
Особых премудростей нет. Всё русским языком изложено.
     12:52 22.09.2019 (1)
Бахтина я осилил, как и много других авторов.
Не думаю, что есть гигантская разница между тем, скажет ли человек, что он любит поэзию Пушкина, стихи Пушкина или лирику Пушкина.

В этом как раз таки ничего плохого нет, гораздо хуже если человек не знает основ и начинает рассуждать вот к примеру так:
Если быть точным, то лирика, эпос и драма не единственные так сказать формы поэзии или, что вернее, стихосложения. Кроме них имеется ещё множество форм.

Как то после такого не думается, что автор данного высказывания хотя бы учебник читал... Я не говорю о Бахтине, Полякове...
     20:09 22.09.2019 (2)
А кто так рассуждает, как в приведённом Вами примере? Встречаются такие, что ли?
     20:23 22.09.2019
Разумеется поэт с большой буквы... никак иначе.
     20:22 22.09.2019
Для Вас только свежие примеры, сегодня утром прям с пылу с жару как раз на эту же заметку, только в фейсбуке в одном из сообществ нарисовалось... Печально не само высказывание, а то, что у него лайки появились, даже сердечко (особая любовь).
     17:21 21.09.2019 (1)
2
Михаил, а зачем всё это знать?
Если ты умеешь писать стихи – это тебе не нужно.
Если не умеешь писать стихи – это тебе не поможет.
     19:59 21.09.2019 (1)
Ответьте мне а кто умел писать стихи ничего не понимая в стихосложении?
     20:04 21.09.2019 (2)
Ответьте мне, у поэтов, живших 2000 лет назад, была инструкция по стихосложению?
     06:02 22.09.2019
И чтобы не быть голословным - градация, метафора, метонимия, оксюморон и многое другое - это оттуда из древней Греции.
     05:01 22.09.2019 (1)
Даже раньше она была - со времен Аристотеля до нашей эры - это только в Европейской традиции...
     07:50 22.09.2019 (1)
Тогда 5000 лет назад. Никогда хороший поэт не будет писать стихи или прозу по инструкции. Он сам во всём разберётся и добавит что-то своё, что тоже войдёт в классику стихосложения. Однако, следующий за ним хороший поэт опять же не будет пользоваться его обновленными инструкциями.
Те же, кто пишет стихи по инструкциям или подражают великим, никогда не станут даже поэтами среднего уровня. Это же относится и к прозаикам.
     09:34 22.09.2019 (1)
То есть давайте перечеркнем все прошлое. Никто ничему учится не будет... А между тем даже народный поэт Есенин учился у того же Блока... К чему Вы призываете - отказаться от основ?
     09:56 22.09.2019 (2)
"Никто ничему учится не будет"
Михаил, ради Бога, учитесь! Я вам не запрещаю.
"К чему Вы призываете - отказаться от основ?"
А что это такое "основы?" Вы, наверняка, первые красивые стихи писали девочкам классе в 7-8, не зная этих самых основ.
     10:29 22.09.2019
Хотя... к чему я распаляюсь - не учитесь не нужно, Вас Боженька в лоб поцеловал.
     10:26 22.09.2019 (1)
А что это такое "основы?" Вы, наверняка, первые красивые стихи писали девочкам классе в 7-8, не зная этих самых основ.

Я хорошо в школе учился и спортом занимался и девочкам нравился не за стихи. Красивые же стихи я начал писать после того, как написал очень много некрасивых, после того, как учится начал. Кстати, Есенина много редактировали, пока он сам не научился. Горький так у того вообще было множество редакторов и корректоров. Кому памятник ставить будем Горькому, Есенину или коллективный поставим?

     13:55 22.09.2019 (1)
Михаил, вы только не обижайтесь! Я не сомневаюсь, что вы в теории стихосложения разбираетесь лучше Есенина, а уж, тем более Горького, у которых было много редакторов и корректоров. Любой современный художник рисует лучше Ван Гога. Но вы никогда не станете популярнее Есенина, и едва ли кто из современных художников будет популярней Ван Гога. Вы не задумывались, почему?
     14:31 22.09.2019 (1)
Вам так кажется. Я не  за себя, за других говорю. 
     15:02 22.09.2019 (1)
Так я не с другими, а с вами разговариваю. Просто зашёл к вам на страничку. Ваши произведения 54 раза признаны стихами или прозой недели. Одно произведение даже заняло 1-е место в конкурсе. Значит, пишите вы не плохо.
     15:57 22.09.2019
Я никуда не тороплюсь и поэзия для меня - это что-то наподобие ремесла, но денег не приносящего (точнее было несколько эпизодов, но не они меня и мою семью кормит)  Так что... не знаю, все вполне может быть. Потихоньку в реале публикуюсь, лауреат уже 6 международных конкурсов, отмечен спец дипломами и грамотами, количество изданий - более семи килограмм (это то, что на руках). Я еще молод мне только 41 год. Кто его знает что меня ждет? И... я просто никуда не тороплюсь и... заметьте не выпячиваю своих достижений, пока меня не спросят.
     10:30 21.09.2019
Спасибо, Михаил!
Оказывается, я не знал про поэзию и стихосложение ни хрена. Вообще..
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама