Юрий Сергеев «Княжий остров»: «Немецкая колонна ходко неслась по заснеженному шоссе. Вдруг впереди появились низко летящие русские самолеты, они словно собирались приземляться, стлались над сугробами, сбросив до предела скорость, в десяти — двадцати метрах от поверхности снега, и вдруг посыпались гроздьями люди на заснеженное поле рядом с дорогой. Они кувыркались в снежных вихрях, а следом прыгали все новые и новые бойцы в белых полушубках и казались врагу, охваченному паническим ужасом, что не будет конца этому белому смерчу, этой белой небесной реке русских, падающих в снег рядом с танками за кюветом, встающих живыми и с ходу бросающихся под гусеницы со связками гранат… Они шли, как белые привидения, поливая из автоматов пехоту в машинах, выстрелы противотанковых ружей прожигали броню, горело уже несколько танков… Русских не было видно в снегу, они словно вырастали из самой земли: бесстрашные, яростные и святые в своем возмездии, неудержимые никаким оружием. Бой кипел и клокотал на шоссе. Немцы перебили почти всех и уже радовались победе, увидев догнавшую их новую колонну танков и мотопехоты, когда опять волна самолетов выползла из леса и из них хлынул белый водопад свежих бойцов, еще в падении поражая врага… Немецкие колонны были уничтожены, только несколько броневиков и машин вырвались из этого ада и помчались назад, неся смертный ужас и мистический страх перед бесстрашием, волей и духом русского солдата. После выяснилось, что при падении в снег погибло всего двенадцать процентов десанта… Остальные приняли неравный бой….»
Звучит фантастично и, тем не менее, отвечает духу и трагизму того времени - десант без парашютов. Можайский десант…
Советский летчик, совершавший разведывательный полет над территорией противника во время возвращения заметил колонну немецкой бронетехники, двигающую к Москве. Выяснилось, что на пути вражеских танков нет ни заградотрядов, ни противотанковых средств.
«Жуков сурово оглядел лица присутствующих военноначальников:
- Что будем делать? Немцы идут к Москве! Как вы могли не укрепить стратегически важное шоссе, танковое направление? Такую колонну трудно остановить! Невозможно выбросить им войска наперерез... Они почти в дамках. Есть бомбардировщики на аэродроме?
- Есть, но израсходованы бомбы. Ни одной не осталось. Можно транспортные ТБ-3 послать в Москву на склады, - промямлил один из генералов.
- Не успеть... - Жуков задумался, прошёлся по комнате и приказал. - Готовить десант!
- Нет парашютов, - подал голос один из лётчиков.
- Готовить десант! - опять повторил Жуков. - Когда я ехал сюда, видел на марше свежий полк сибиряков недалеко от аэродрома, задержать его, повернуть к самолётам. Едем туда.
Когда начальство прибыло к аэродрому, полк сибиряков был уже выстроен на лётном поле. Жуков невольно залюбовался, глядя на здоровых, румяных парней и мужиков в новеньких белых полушубках. Полк, увидев приближающегося Жукова, замер без команды.
- Братья!!! - зычно крикнул Жуков новобранцам. - Колонна немецких танков прорвалась к Москве и скоро будет в столице... Нет средств их остановить, а надо это сделать, чтобы не посеять панику и не пролить невинную кровь мирных людей. Я не могу вам приказать пойти на это... Я прошу вас... Нужны только добровольцы. Вон в тех машинах собраны противотанковые ружья, гранаты и взрывчатка... Ставлю задачу, равной которой не было в истории войн. И не будет, наверное... Вы видите, что сама природа встала на защиту святого Отечества, такого снега давно не помнила подмосковная земля. На бреющем полёте надо выбросить десант перед танковой колонной и остановить её. Нужно будет прыгать в снег без парашютов - их нет... Нет у нас и иного выхода. Добровольцы! Три шага вперёд!
Колыхнулся и единым монолитом весь полк сделал три шага. Ни одного человека не осталось на месте» «4ygeca.com/mozh.html»
Автор романа «Княжий остров» Юрий Сергеев также ссылается на такой источник, как книга «"Воздушно-десантные войска", составитель А. Г. Шпак. (http://community.livejournal.com/warhistory/550122.html)
В основном, все, что есть в Сети о можайском десанте, опирается на некого историка, который нашел засекреченные документы в архивах, где упоминалась фамилия летчика, который заметил ту самую колонну фашистов. При этом не одной фамилии, разве, что Жуков, выведенный в фэнтезийном «Княжем острове» под фамилией Скарабеев.
Хотя нет, вот здесь, допустим, уже есть реальная фамилия:
«История о можайском десанте подлинная, я нашел летчика, он жив до сих пор, узнал, откуда был это небесный полк - это был Алтайский полк сибиряков, в десанте принимал участие отец режиссера Тишкова, в детстве он рассказывал ему эту историю. На меня выходила медсестра из этого полка.
В ЦК хранилась секретная папка о можайском десанте, один из историков просмотрел ее и мне рассказал. На папке стоял гриф Секретно.»( dzkirzhach.com/stati/eto)
И все. Далее тишина. Ни одной фамилии, ни даже точного номера полка. Легенда. Всего лишь легенда – художественный вымысел писателя Сергеева. Есть и такая версия:
«ночь на 5 октября прошла в тревожных заботах. Связь по телефону с Западным фронтом была прервана, и наш офицер, связи ничего не сообщал... Но вот в 12-м часу дня летчики 120-го истребительного полка, вылетавшие на барражирование, доложили, что по шоссе со стороны Спас-Деменска на Юхнов движется колонна танков и мотопехоты длиной до 25 км и перед ней наших войск они не обнаружили.
(Телегин К. Ф. Москва - фронтовой город.- Вопросы истории КПСС, 1966, № 9, с. 102.)
Советских войск на этом пути не было. Лишь в Подольске имелось два военных училища: пехотное - ППУ (начальник училища генерал-майор Василий Смирнов, численность - 2000 курсантов) и артиллерийское - ПАУ (начальник училища полковник Иван Стрельбицкий, численность -1500 курсантов).
Для того, чтобы дать им время занять оборону, был сброшен небольшой авиадесант под командованием капитана Сторчака. Подольские курсанты вскоре объединились с группой Сторчака. И они вместе сдерживали колонну несколько суток до прибытия подкрепления.
Выступивший на автомашинах в 20.00 5 октября из Подольска передовой отряд Подольского пехотного училища, усиленный курсантами-артиллеристами под командованием старшего лейтенанта Мамчича, к 2 часам пополуночи 6 октября прибыл в район Мятлево, где соединился с небольшим авиадесантным отрядом капитана Старчака и вошел в его подчинение. Здесь отряды были подкреплены еще двумя 76-мм орудиями Подольского артиллерийского училища. В 6 часов утра отряды двинулись на Юхнов и через два часа достигли реки Угры, где были встречены артиллерийско-минометным огнем противника. На рубеже Кувшиново - Красные Столбы курсанты и парашютисты задержали противника примерно часов на восемь, а затем были вынуждены отойти за реку Изверь. К вечеру подошло подкрепление: 2-я рота Подольского пехотного училища под командованием старшего лейтенанта Максимова, батарея 222-го зенитного артиллерийского полка и 1-й батальон 108-го запасного стрелкового полка, которым ставилась задача с утра 7 октября возобновить наступление на Юхнов, боем разведать рубеж реки Угры, отбросив за нее передовые части противника. До рубежа Пушкино отряды продвигались успешно, сбивая разведывательные и передовые подразделения противника, к полудню вышли на линию один километр восточнее Красные Столбы - Кувшиново, несмотря на сильный огонь орудий и минометов противника, беспрерывные бомбежки с воздуха. На этом рубеже передовые отряды отбивали неоднократные атаки врага и лишь под угрозой обхода флангов вынуждены были вновь отойти за реку Изверь.
(Телегин К. Ф.Московская зона обороны)
Первый снег в тех местах выпал 7 октября, который быстро растаял. Затем начались дожди, превратившие дороги в непроходимое месиво. Морозы ударили только 4 ноября.
Таким образом, получается, что за основу легенды о Можайском десанте взят прорыв 4 танковой группы Гепнера на Юхнов 5 октября 1941 года. Который сдерживали курсанты Подольских училищ. При том, что генерал армии Жуков возглавил Западный фронт только 10 октября.» (my.mail.ru/community/w_history)
Вот так. Конец красивого и трагичного мифа. И тем не менее, автор, который убедительно доказывает, что «можайского десанта», в том виде не было, подчеркивает: случаи десантированная без парашютов, именно с ТБ-3 все-таки в истории первого года Великой Отечественной зафиксированы. «Высадка без парашютов была, но происходила она не так как описано в легенде и не на Варшавском шоссе под Юхновым, а гораздо южнее - на участке Орел - Мценск 2 октября 1941 года» («(my.mail.ru/community/w_history)». О возможности использования ТБ-3, вернее его гражданского варианта Г-2, для десантирования без парашюта можно найти у Владимира Котельникова на сайте Airpages.ru/
И все же легенда, ставшая в чем-то знаковым моментом первых месяцев Великой Отечественной, живет и будет жить. И пусть живет. ( А может это все-таки было!?) Ведь при обороне Москвы погиб не каждый двенадцатый, а гораздо больше. Спасибо им всем, и живым, и мертвым и вечная память…
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Вечная память всем, кто выстоял!