Инна Кашежева
Звучание ее имени скорее всего всколыхнет что-то смутно-знакомое в памяти людей среднего и старшего возраста. Немудрено... Так часто из радиоприемников доносилось «Песня на стихи Инны Кашежевой»...
Песни на ее стихи исполняли известные артисты эстрады: Эдуард Хиль, Майя Кристалинская, Иосиф Кобзон, Владимир Трошин, Людмила Зыкина, Клавдия Шульженко, Кола Бельды и др. Песни: "Лунный камень", "Дожди", "Круги на воде", "Без меня", "Подарок", "Про тебя и про меня", "Нет, так не бывает", "Мой Нарьян-Мар", "Опять плывут куда-то корабли" и др.
В 1960-е годы, когда вся страна жила ожиданиями перемен, стихи её были чрезвычайно востребованы. Стихотворный бум начался в 61-м. Инна сразу попала в обойму поэтов-чтецов и легко покорила залы Политехнического и Лужников.
Инна Кашежева стала частью литературной богемы, у неё появились «звёздные» знакомства: Татьяна Самойлова, Владимир Высоцкий, Олег Даль, Геннадий Шпаликов, Инна Гулая и поэты-эстрадники.
К двадцати годам выпустила в Кабардино-Балкарии два сборника собственной лирики и две книги переводов. С Кабардино-Балкарией была неразрывно связана не только по родству (ее внучатым дедом по отцу был балкарский просветитель Талиб Кашежев), но и духовно.
Перестройка повергла ее в ужас и депрессию. Она усугубилась еще и личными трагедиями - смертью родителей, автокатастрофой, в которой сломала себе ноги, смертью любимой подруги Наташи (для Инны она была как сестра).
В конце 1980-х сознательно отошла от литературной среды. О смерти Кашежевой, 14 мая 2000 года, Маша, дочь умершей подруги, сообщила только спустя некоторое время. Инна не хотела, чтобы те, кого она любила, видели её мёртвой. В последний путь легенду советской поэзии провожали только близкие родственники.
ЛУННЫЙ КАМЕНЬ
Отыщи мне лунный камень,
Сто преград преодолев,
За горами, за веками,
В древних кладах королев.
Отыщи мне лунный камень,
Талисман моей любви,
Над Землей, за облаками,
На Луне, в любой дали.
Что приносит он несчастье —
Лгут! Счастливый камень он.
Раздели Луну на части
Между всеми, кто влюблен.
Отломи кусочек крайний
Самой грустной из планет…
Подари мне лунный камень,
Подари мне лунный свет.
ДОЖДИ
Дожди… Идут дожди без конца.
Стучат дожди, стучат, как чьи-то сердца.
Дожди… Идут дожди по земле,
Как будто все ищут кого-то во мгле.
Сыплют с неба капельки
За окном…
Дожди… Как я хочу, чтоб они
Умчали вдаль все наши черные дни.
Дожди… Бежим в дожди босиком,
Чтоб ты не подумал бы вдруг не о том.
Сыплют с неба капельки
За окном…
Дожди… Должны дожди успевать
С наших сердец следы чужие смывать.
Дожди с тобой вдвоем переждем.
Как мне бы хотелось твоим стать дождем!..
Сыплют с неба капельки
За окном…
***
Забудьте города, где вас любили,
Не возвращайтесь никогда туда:
Серебряные трубы оттрубили,
В лед превратилась вешняя вода
Другие там кварталы и районы,
Давно зачеркнут прошлого маршрут …
И молодости вашей почтальоны
Его при всем желании не найдут .
Исчезли переулки, перекрестки
С их шумом, теснотой и кутерьмой,
Где вешний ветер, путая прически,
Был просто ветром юности самой.
Пусть этот ветер кто-то вновь пригубит,
Он парусам другим необходим.
Другие здесь- и по-другому –любят,
Считая город городом своим.
Меняйтесь, превращайтесь и прощайте
Покинутые нами города…
И все-таки вы их не забывайте
И возвращайтесь именно туда!
Наталья Крандиевская
Русская поэтесса Серебряного века. Родилась в Москве. Дочь издателя В.А. Крандиевского и писательницы А.Р. Тарховой-Крандиевской; сестра скульптора Н.В. Крандиевской, мать физика Никиты Алексеевича Толстого и композитора Дмитрия Алексеевича Толстого, бабушка писательницы Татьяны Никитичны Толстой.
Писать стихи начала с восьми лет, а печатать - с 1901 года. Занималась живописью. При жизни поэтессы вышло три сборника её стихотворений – один из них в Москве – "Стихотворения" (1913), один в Одессе - "Стихотворения" (1919) и один в Берлине - "От Лукавого" (1922).
В 1914 году Наталья Крандиевская вышла замуж за писателя Алексея Толстого. Некоторое время супруги жили в эмиграции, затем вернулись в СССР. Алексей Толстой признавал, что Наталья Крандиевская является прототипом одновременно и Кати, и Даши в его "Хождении по мукам". В 1935 г. Н. Крандиевская и А. Толстой расстались.
В годы Великой Отечественной войны Н. Крандиевская оставалась в Ленинграде, пережила блокаду. Стихи, об этом времени она объединила в поэтический сборник "В осаде".
Как поэтесса Н. Крандиевская оказалась в Советском Союзе не востребована, вынуждена была до конца своих дней писать "в стол". Умерла практически в литературной безвестности - 17 сентября 1963 года. Лишь через 22 года после её смерти в издательстве "Художественная литература" вышел наиболее полный сборник её стихов - "Дорога". Посмертно были изданы и воспоминания Н. Крандиевской о культурной жизни России Серебряного века, а несколько ее книг для детей.
***
Памяти Марины Цветаевой
Писем связка, стихи да сухие цветы -
Вот и всё, что наследуют внуки.
Вот и всё, что оставила, гордая, ты
После бурь вдохновений и муки.
А ведь жизнь на заре, как густое вино,
Закипала языческой пеной!
И луна, и жасмины врывались в окно
С лёгкокрылой мазуркой Шопена.
Были быстры шаги, и движенья легки,
И слова нетерпеньем согреты.
И сверкали на сгибе девичьей руки,
По-цыгански звенели браслеты!
О, надменная юность! Ты зрела в бреду
Колдовских бормотаний поэта.
Ты стихами клялась: исповедую, жду! -
И ждала незакатного света.
А уж тучи свивали грозовый венок
Над твоей головой обречённой.
Жизнь, как пес шелудивый, скулила у ног,
Выла в небо о гибели чёрной.
И Елабугой кончилась эта земля,
Что бескрайние дали простерла,
И всё та же российская сжала петля
Сладкозвучной поэзии горло.
***
Памяти А.Н. Толстого,
скончавшегося 22 февраля 1945 года
Давность ли тысячелетий,
Давность ли жизни одной
Призваны запечатлеть им, -
Всё засосет глубиной,
Всё зацветет тишиной.
Всё сохранится, что было.
Прошлого мир недвижим.
Сколько бы жизнь не мудрила,
Смерть тебя вновь возвратила
Вновь молодым и моим.
ЭПИТАФИЯ
Уходят люди и приходят люди.
три вечных слова: БЫЛО, ЕСТЬ и БУДЕТ
Не замыкая, повторяют круг.
Венок любви, и радости, и муки
Подхватят снова молодые руки,
Когда его мы выроним из рук.
Да будет он и легкий, и цветущий,
Для новой жизни, нам вослед идущей,
Благоухать всей прелестью земной,
Как нам благоухал! Не бойтесь повторенья:
И смерти таинство, и таинство рожденья
Благословенны вечной новизной.
1954
***
Когда других я принимала за него,
Когда в других его, единого, искала, -
Он, в двух шагах от сердца моего,
Прошел неузнанный, и я о том – не знала!
Наталья Астафьева
Поэт, переводчик, писала на русском и польском языке. Родилась в Варшаве. В 1931 г. семья переехала в СССР. Стихи Н.Г.Астафьева писала со школы (на русском). Как поэт дебютировала в 1956 г. в "Литературной газете". С 1963 г. писала стихи также и на польском языке. С того же времени переводила на русский язык стихи польских поэтов. Составила антологию "Польские поэтессы" (2005), вместе с мужем, поэтом Владимиром Британишским составила антологию "Польские поэты XX века". Автор книг собственных стихов "Девчата" (1959), "Гордость" (1961), "Кумачовый платок" (1965), "В ритме природы" (1977), "Любовь" (1982), "Заветы" (1989), "Попала в новую эпоху" (1993), "Сто стихотворений" (2013) и др.
Н.Г. Астафьева ушла из жизни 3 декабря 2016 года, похоронена в Москве на Переделкинском кладбище, рядом с мужем, поэтом Владимиром Британишским.
Я выпала из времени,
из хищной злобы дней.
Не с этими, не с теми я -
я с теми, кто бедней.
Устав от лжи и жадности
богатых наглых дам,
гляжу, что бабьей жалости
так не хватает нам.
Где платные уборные
и привокзальный торг -
детишки беспризорные
снуют у самых ног.
Валяется на площади
умерший инвалид,
народ толпою топчущей
мимо него валит.
Народ? Десятки строящих
хоромы на крови
и тыщи матом кроющих,
орущих: бей! громи!
О материнской нежности
забыли мужики,
и матерятся женщины,
сжимая кулаки.
Исчезли в людях начисто
душевность, доброта:
торгашество, маклачество…
Россия, да не та.
Несчастен край, в котором может
безумец занимать престол.
Тех, кто умней, смелей, моложе,
упрячет в тюрьмы, уничтожит
и установит произвол.
Несчастен край, где может править
тяжёлый и тупой дебил.
Страну позорить, мир забавить
и тех в тмутаракань отправить,
кого тот прежний не убил.
Несчастен край, в котором воры
насквозь пронизывают власть.
Они хватать и хапать скоры,
и лишь о том ведутся споры,
кто сколько смог, успел украсть.
Несчастен край, где - стыд и грех! -
мы терпим над собой их всех.
Так плотно столпились подонки,
так тесно, как ягоды в гроздьях,
подонки растут, как поганки
на пнях и на кучах навозных,
так тесно сплотились, столпясь,
что яблоку негде упасть.
Ты был ли ребёнком, подонок?
Чей сын ты и чей ты потомок?
Неужто твой прадед и дед
пахали, железо ковали
и крепкой крестьянской морали
держались с мальчишеских лет?
Ходили в лаптях и опорках,
и каждая хлебная корка
давалась им тяжким трудом.
Но души светились добром.
Чужая натура - потёмки.
Откуда берётесь, подонки?
Я намеренно исключила из заметки собственное осмысление и восприятие творчества этих поэтов. Лучше чем они сами, их стихи, никто не скажет о них.
От себя могу добавить только одно, то, что повторяю всегда: "Поэты не должны быть забыты. Они достойны благодарной памяти"
Спасибо... огромное спасибо...
Я пытаюсь быть похожей на них...
Я учусь именно у них... тоже копаюсь в истории и нашей, и зарубежной поэзии...
пытаюсь писать простым языком... понятным для всех сословий...
Меня коробит пошлость в стихах и мат... меня удивляет нагромождение красивостей из звёздно-мёртвых слов...
Мне внучка говорит \ бабушка, мир уже не тот...
а мне душно в мире ...
Несчастен край, где - стыд и грех! -
мы терпим над собой их всех.
По-моему я уже начинаю плакать...
Обнимаю