Заметка «Акро про акро»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Сборник: Юмор добрый и не очень
Автор:
Баллы: 17
Читатели: 951 +1
Дата:
Предисловие:
Каким образом можно наиболее верно принизить поэзию, профанизировать поэзию, повергнуть поэзию в прах? Думаете, этого можно достичь, зарифмовав расписание трамвая или меню в столовке? - Нет! Рифмуя розы-слезы, уехал-приехал? - Снова не угадали. Плодить описательные тексты про времена года, климатические сезоны и природные явления? - Холодно... - Кто сказал - акро? Точно! Хотя... могли бы подобрать эвфемизм.
Итак, пример классического акро. Наслаждаемся... 

Акро про акро

Люда любила Юру,
Юра любил Диану,
Дина любила Иру,
Ира любила Аню.

Аня любила Киру,
Кира любила Рому,
Рома любил Олега,
Ольга их всех любила.

Эдик любил Татьяну,
Таня любила Осю,
Ося любил попыхать.
Жаль, но такой уж Ося.

Даша не любит Ингу,
Инга не любит Катю,
Катя не любит Олю,
Оля их всех не любит.

Тупо? Конечно, тупо.
Ужас? Конечно ужас -
Прея, корячить в акро
Очень тупые строки.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     02:32 28.03.2022 (1)
1
Супер! Жесть!
     11:16 28.03.2022
Со вторым утверждением согласен ) 
     17:19 28.02.2020 (2)
2
В акростихах ничего дурного нет.
Помню, как-то в разговоре Вы сказали, что основным мерилом поэтического для Вас является гармония. Мне это очень понравилось (потому и запомнилось). И я согласен с этим (да по здравом размышлении, наверное, не только я, а очень многие).
Так вот, гармония прежде всего в чём? В соответствии формы и содержания. И в этом отношении вложить в форму акростиха глубокое (или хотя бы интересное - как получилось в данном случае у Вас) содержание не так просто. Я уже несколько раз приводил в качестве подобного высокого уровня примера акростихи Николая Глазкова (сборник его "Вокзал"). Он вышел маленькой книжечкой (как это и принято у поэтов - они ведь, прежде чем выпустить ТОМ избранного или собрание сочинений, пишут сначала сборники, в отличие от современного сочинителя, заказчика собственного сборника, когда автор копит денежку, собирает тонну своих стихов и всё это забабахивает в толстенный, никому не нужный томище). Да. Так вот, именно этот сборник Николая Глазкова убедил меня в том, что акростихи у большого МАСТЕРА - форма вполне жизнеспособная. Чем ещё интересен этот сборник? Тем, что автор полон уважения к Читателю. Нигде, ни в одном месте этой книжки - ни в аннотации, ни в оглавлении, ни тем более в самих названиях произведений слово акростихи (абортированное акро тогда, к счастью, ещё не употреблялось) автором не упомянуто. Не выделены, как это зачастую принято, и начальные буквы строк. Акростихи чередуются с обыкновенными стихотворениями, вкраплены в общий текст сборника. И я, как читатель, обнаружил этот факт случайно и вполне самостоятельно. То есть Николай Глазков затеял своеобразную игру: кто-то, прочитав это сборник, так до конца и останется в неведении, что некоторые из этих стихотворений являются акростихами. Мало того! Игра, придуманная Глазковым, интересна ещё и тем, что по факту-то, может, ему и не надо было, чтоб об акростиховой составляющей догадались непременно все, потому что... это адресные акростихи! "Вешняя благодать", "Когда желанная весна...", "Сентябрь" и другие... В них - имена и фамилии людей, которые были близки автору, с кем его свела жизнь. Там и Старшинов, и Михалков, Елисеев (он, кстати, редактор сборника), Овчинников, Окуджава и женщины, названные, как правило, только по именам (опять загадку ставит Глазков проницательному читателю - догадайся, что это за женщины скрыты под этими именами?). В общем, очень интересный это сборник.
Вот так он выглядит:

(Разумеется, у меня он без автографа. Изображение взял из интернета).

Вот, например, "Вешняя благодать":


Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Вешняя благодать

1

Март месяц солнечной зимы
И потому слывет весенним.
Хороший месяц, ибо мы,
А с нами лучшие умы,
Лесное пробужденье ценим.
Когда капель звенит с утра,
Отогревается природа.
Воробушки кричат «ура»,
Узрев сверкающую воду!

2

Еще не тронулся лед,
Кизил, однако, цветет,
Что значит: весна ведет
Огромное наступленье.
Медведь из берлоги вылез -
От солнышка сгинул вирус.
Токует глухарь потепленье.

3

Прекрасна вешняя природа,
Апрель заулыбался снова.
Шумят и веселятся воды:
У них теперь свобода слова!..
Река струится величаво -
Ей в эти дни почет и слава!

4

О весне написано немало,
Вновь пишу о солнечной весне.
Чувствую ее у сосен алых
И в ручьях, смывающих весь снег.
Небо смотрит радужно-радушно,
Не ворчит притихшая метель -
И звенит, как нужно, добродушно
Клавишами радости капель.
Оживает сонная природа,
Веселится теплая погода.
Улыбается для нас апрель!

5

Апрельский снег - простак -
Людишек не пугает,
Летит и тут же тает.
Он выпал просто так,
Чтоб обновили лыжи
Какой-нибудь малыш и
Его двойник - чудак.

6

Апрель преобразил природу,
Летит зеленая весна.
Люблю такое время года,
Отрадное, как новизна.
Чудесны утренние воды,
Купаться радостно весьма -
Есть в этом удаль и свобода!

7

Растаял тяжкий снеголед
Авторитетно и отрадно,
И прояснился небосвод:
Сияет ясно и приятно.
Естественно Весна грядет!

8

Апрель ценю и понимаю,
Люблю его не меньше мая,
Его хвалю за добрый нрав.
Кто лесом побредет в апреле,
Сморчки найдет у старой ели,
Архиприлежно поискав.
Неплохо в это время года
Дышать раствором кислорода,
Резонно выйти на природу,
Она живет в родных лесах!..
В реке апрельской искупаюсь,
Не простужусь, не испугаюсь -
Есть в этом удаль и размах!

9

Стояло прохладное утро,
А птицы резвились и пели:
Весну они славили мудро,
Апрель прославляли в апреле.
Такие веселые птицы
Едва ли могли ошибиться,
Едва ли могли петь напрасно:
Весной унывать не годится,
Улыбка природы прекрасна!


                              Николай Глазков



     18:31 28.02.2020 (1)
Вы заговорили о гармонии, Александр. И по сути вы правы. Вышеприведенные стихи гармоничны, как могут быть гармоничны калиброванные картофелины. Удивительно неблагозвучная рифмовка. Вымученная, банальная неяркая концовка. В стихах ни начала, ни конца, ни сюжетца, ни словца, за которое можно было хотя бы зацепиться. Акро их не портит ) 
     19:09 28.02.2020 (2)
Ну...
Напрасно Вы так...
Николай Глазков - не неумеха какой-нибудь...
     02:33 29.02.2020
Я не об авторе, но о стихах. За что они вам нравятся, чем?

Вот, сваял нечто, подобное. 

Какое солнце поутру! 
Опушки светятся нарядно. 
Трещат колосья на ветру. 
Утята в пруд шагают стадно. 

Такой нам август подавай! 
Играют туш в кладовках мыши. 
Шуршит о скатерть каравай. 
Евстафий Клаве в Питер пишет.

Приложил титанические усилия, чтобы добиться минимальной связи между частями стихотворения (в чем не преуспел), оставить его без начала и конца, лишить малейшей связи между акро и текстом. Думаю, что добился аутентичности.
Этаких "стихов", поддавшись графоманскому зуду, могу написать километры. Думаю, неимение сборников с подобной ерундой более характеризует пишущего положительно, нежели обладание последними ) 
     20:57 28.02.2020
Но и не мастер Акро.
Возьмём к примеру Акро Томочке.
"
Еще не тронулся лед,
Кизил, однако, цветет,
Что значит: весна ведет
Огромное наступленье.
Медведь из берлоги вылез -
От солнышка сгинул вирус.
Токует глухарь потепленье.,


Что в этом произведение адресованно Томочке?
То что медведь из берлоги вылез?
Или вирус сгинул?
Вообще, при чем тут Томочка?
     18:06 28.02.2020
1
Какие чудные примеры
Решили вы нам показать
А то уж я лишился веры
Стихи ли акро, так сказать?
И вот теперь я знаю точно
Любимый стиль мой Акростих
Оценка " пять" и то заочно
Ваш почитатель в строках сих!
     13:51 28.02.2020 (2)
2
Да ладно, Михаил!
А как же быть тогда с гениальным акростихом Державина?

Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.

Или с акросонетом Николая Гумилева, который он посвятил своей знакомой Кате Кардовской?

Когда вы будете большою,
А я негодным стариком,
Тогда, согбенный над клюкою,
Я вновь увижу ваш альбом.

Который рифмами всех вкусов,
Автографами всех имен -
Ремизов, Бальмонт, Блок и Брюсов -
Давно уж будет освящен.

О, счастлив буду я напомнить
Вам время давнее, когда
Стихами я помог наполнить
Картон, нетронутый тогда.

A вы, вы скажете мне бойко:
"Я в детстве помню только Бойку".



     14:28 28.02.2020 (1)
1
Что за слово "руиначти"? Где жерло у вечности, и когда жерло может что-то пожрать? Вроде, у жерл функция обратная.
Скажем, я читал у Державина много лучшее. 
Сонет весьма остроумный, испорченный, ради акро, "авторграфа'ми", "картона" (?) наполнением, "когда-тогда", "вы, вы". 
     14:30 28.02.2020 (1)
Руина чти - это упадок чести, разрушение чести...
Смотри ниже мой ответ.
А в остальном, мне кажется, что ты просто придираешься.)
     14:48 28.02.2020 (1)
1
Обьяснение руины (ниже) великолепное.
Придираться к Державину! Я не столь самонадеян. Имею, впрочем, на всякий счет собственное мнение, не обязательно верное, но мое. 
     15:01 28.02.2020 (1)
Я не про Державина!)))
Я про сонет.
Жерло - это горло так называли в старину.
     15:09 28.02.2020 (1)
1
Сонет можно критиковать и есть за что. 
Про язык, времен Державина... На чем мы вообще сейчас разговариваем?! ))) 
     15:17 28.02.2020 (1)
1
Ты и здесь мне хочешь открыть глаза?)))
На чем же?..
     15:33 28.02.2020 (1)
1
Нет. Здесь твои познания глубже (я про язык того времени). Старочтение руины великолепно, а существительное "чтя" - шедевр! Жерло... Теперь понятно, почему "ожерелье". Круть ) 
     15:39 28.02.2020 (1)
Ну за существительное «чтя»!))

Спасибо, что повеселил, Михаил!)
     15:48 28.02.2020 (1)
1
"Чтя" - почитание. Сама же писала. Если "руина" - есть разрушение, то "руина чти" - есть конец славе, почестям. Перечитай себя. "чти" - существительное родительного падежа, "чтя" - именительного.
Не болей, выздоравливай!
     16:17 28.02.2020 (1)
1
Просто слово смешное.)
А про ожерелье- это ты здорово сообразил.
     17:33 28.02.2020 (1)
3
Мне представляется, что Державин не заявлял это произведение как именно акростих.
И это просто случайное совпадение. Тем более что выражение "Руина!.. Чти!" (в смысле: "Товарищ! остановись, посмотри! Вот видишь - руина пред тобою! Уважай её, чти!") очень далеко от стилистики 18 века. Парцелляция тогда была не в тренде. Да и по смыслу это выражение лишь весьма и весьма отдалённо связано с содержанием стихотворения.
     23:31 28.02.2020 (1)
Читала, что Державин это акро написал, когда он был при смерти мелом на прикроватной доске. Через 2 дня он умер, не успев оставить для Александра Красилова необходимого заявления.
«Только в середине 20 в. американский языковед Морис Халле заметил, что стихотворение Державина – акростих, из первых букв каждой строчки которого составляются загадочные строки: «Руина чти». По факту своего предсмертного написания стихотворение – автоэпитафия, надпись у порога собственной могилы, сделанная умирающим поэтом.»
     23:36 28.02.2020 (1)
1
Вот видите...
Я оказался прав.
Таких "акростихов" можно найти множество... Если задаться целью, коей задался г-н Халле.
Вы любите фильм "Форрест Гамп"?
     23:42 28.02.2020 (1)
Да. Я его смотрела раз пять.
     23:47 28.02.2020 (1)
Я, кстати, нашёл свою маленькую заметку, в которой касался акростихотворчества.
Почитайте (если есть время) на ингении:
Тут

А что Вам в нём нравится? Атмосфера?..
Почему спрашиваю? Просто я столько был наслышан о нём. Но почему-то никак не доводилось посмотреть. Вот уже четверть века прошло, с того момента как он был снят, и я, наконец, посмотрел его сейчас. Хочется узнать впечатления тех, кто тоже смотрел его...
     00:00 29.02.2020 (1)
Спасибо. Очень интересная заметка и дискуссия.)))
Не верю я в такие совпадения. И потом, случайности неслучайны...
Не верю, что вы не смотрели этот фильм.)
Это просто шедевр, ставший уже классикой, как Титаник.
     00:09 29.02.2020 (1)
Да вот как-то так получилось, что не посмотрел, когда все о нём говорили. Хотя, разумеется, слышал, что шедевр и всё такое.
А сегодня на Яндексе прочитал в комментариях, как кто-то написал, что он всегда плачет в конце этого фильма. И решил, что всё-таки откладывать нельзя. Посмотрел... Тридцать минут смотрю, сорок, час, полтора часа..., до конца досмотрел...
Хороший фильм. Но... разве это можно сравнить, например, с "Пролетая над гнездом кукушки"?.. Или хотя бы с "Человеком дождя"...
К слову, я вообще-то многое не смотрел. Не смотрел до сих пор "Побег из Шоушенка", "Спасти рядового Райана"... Вот не тянет как-то... Хотя, надо будет когда-нибудь, конечно...
     00:14 29.02.2020 (1)
Сколько у вас интересного впереди. Я вам даже завидую.)
Но сегодня надо смотреть сенсацию года, южнокорейский фильм «Паразиты», который забрал все Оскары.
     00:28 29.02.2020
Честно говоря, видимо, у меня уже это тоже возрастное: в том смысле, что раньше меня это как-то действительно сильно мотивировало: Нобелевскую премию зря не дают, "Оскара" просто так не вручают... Потом лет в тридцать начало закрадываться сомнение (да и литературы кое-какой почитал), что и Нобелевскую премию дают не всегда правомерно, и "Оскар" тоже разному достаётся... Так что теперь не всегда это для меня мотив на ознакомление...
Не впечатлил меня ни "Бойцовский клуб", ни "Молчание ягнят", например... Да, интересно, но... не более... Я вообще серьёзно убеждён, что, например, "Терминатор", "Чужие", "Титаник" - вот самые настоящие шедевры, глубокие фильмы, с серьёзной нравственной проблематикой, а отнюдь не развлекательное (как в первых двух случаях) или классическое мелодраматическое (как третий случай) кино. 
     13:58 28.02.2020 (1)
1
А никак не быть...)))
     14:03 28.02.2020 (2)
1

Все в прах?..
Потому что так Михаил порешил?)))
     14:16 28.02.2020 (2)
1
Ну, не спорить же с ним? Раз ему категорически не нравится? В отличие от ННП, признанного мастера акропоэзии.
     14:25 28.02.2020
Да ладно вам ерничать.
Когда читаешь Акро некой мадам " Сизари" то и мне в голову приходит мысль.
А имеет ли Акро право на существование?
Вот и Натали привела пример от которого я не в восторге!
" Руиначти" Державина.
Если вариант " Руина. Чти" то логичней говорить руины. В множественном числе.
А если вариант " Руина чти" то что должна чтить руина?
     14:20 28.02.2020 (1)
1
А Николай Николаевич и мне посвящал акро, в отличие от некоторых.)
Вот!
     14:28 28.02.2020 (1)
1
Гордись! А мне никто и никогда...
     14:35 28.02.2020 (1)
Акро Авторам Фабулы

Вам я написал по моему пятый Акро.
Вы в пятерке первых пяти Акро.
     14:40 28.02.2020 (1)
1
Нифигасе... А я и не знал. Вот это да!
     15:05 28.02.2020 (1)
1
Вот так-то!))
     15:07 28.02.2020 (1)
2
ННП просто монстр акропоэзии. Мне такое и не снилось. А тебе?
     15:12 28.02.2020 (1)
1
Какое там!
Но в этом смысле Николай Николаевич молодец, он почти всем авторам фабулы посвятил акростихи, и добрые причём.
     15:13 28.02.2020
1
Вотыменно!
     14:12 28.02.2020 (1)
Натали! Поясните что должна чтить руина в произведении Державина?
Да и как может что то чтить руина?
     14:18 28.02.2020 (1)
2
Слово «руина» употребляется поэтом в старом значении: упадок, разру­шение, а «чти» — форма родительного падежа от существительного «честь», синонимичного понятию «слава» (она дважды встречается в «Слове о полку Игореве»).
(с)
     14:37 28.02.2020 (1)
Да ладно!
Сейчас можно трактовать как угодно в сторону Державина.
Но все это читают как " Руиначти"
" Руиначти" и останется.
     15:03 28.02.2020 (1)
1
     15:19 28.02.2020 (1)
1
Пожалей свой лоб.
Это непробиваемо.
     00:13 29.02.2020
Вы что это байкот не соблюдаете?
Старушку слушаться надо а вы комментариями шумите.
Вернитесь обратно в стадо!
     16:42 28.02.2020 (1)
1
Настоящий батл   поэтических  размышлений!
Выдержана форма общения. 
Редкость, оттого и приятно видеть на сайте  такое.


     17:33 28.02.2020 (1)
Да, конструктивный диалог здесь встретишь не часто. Это, как игра в бадминтон. Всякий старается дать сложную, но понятную и в принципе принимаемую подачу. Только в том случае получается игра. К сожалению многие не умеют обращаться ни с ракеткой, ни с воланчиком. И обвиняют, в том, что игра не задалась, партнера. Здесь и сейчас вы наблюдали партнеров сыгранных. Отсюда и результат ) 
     17:53 28.02.2020
1
Да, я полностью с вами согласна,  и мне приятно, что такое  явление я могу наблюдать   здесь, на этом сайте!
Тем  более, между уважаемыми мной, авторами.

     12:39 28.02.2020 (1)
2
Описательные тексты про времена года, климатические сезоны и природные явления вам не нравятся, потому что они принижают поэзию, профанизируют её и повергают в прах. Теперь и акростихи попали в опалу.
На вас, Михаил, совершенно невозможно угодить. Ну, не все же графоманы умеют писать так, чтобы вам, наконец, понравилось. Лично я не умею и никогда уже не научусь. Так будьте же милосердны, ну что вам стоит? А?
     12:50 28.02.2020 (1)
1
Вы не правы. Никакая описательная поэзия не сравнится с акро, ибо то все-таки поэзия. Акро - рифмованный ребус, лишенный всех признаков поэзии, кроме плохой рифмы, размытого смысла и подтянутого за уши сюжета.
А о банальном хорошо сказано у Достоевского.
"В поэзии нужна страсть, нужна ваша идея,
и непременно указующий перст, страстно поднятый.
БЕЗРАЗЛИЧИЕ же и РЕАЛЬНОЕ воспроизведение действительности
ровно ничего не стоит, а главное - ничего и не значит."
     12:57 28.02.2020 (2)
2
Ничего плохого и недостойного в акростихах не нахожу. Жанр, как жанр. Презирать его не стоит, раз уж он существует. Я тоже пробовал. Вроде бы неплохо получилось на мой дилетантский взгляд. И рифма не такая уж банальная, и смысл не такой уж размытый, и сюжет вроде бы за уши не притянут. Думал, наивный, что неплохую акру сотворил, а оно вона как...
     13:54 28.02.2020
Я вашей акры не читал, ибо стараюсь акр не читать. 
Поймите, в этом "жанре" смещены, подменены все основополагающие приоритеты в сторону жесткой, ненужной схемы. Одно дело - правила стихосложения и другое - бег в валенках с калошами, на размер больше валенок. Но, скинуть валенки, или даже калоши, нельзя. Тут, не то, чтобы взлететь, ноги от земли не поднимешь. Акро, это равно как главным в автомобиле начать считать коврики. Был бы коврик, а двигатель, кузов, подвеска... не главное. 
     13:54 28.02.2020 (1)
Поговаривают, что акру придумали древние греки, чтобы шифровать послания.)
     14:33 28.02.2020 (1)
1
Скорее, чтобы упражнять ум. Думаю, этакий перипатетик, вышагивая между статуй победителей олимпиад разных лет, задавал ученикам хвалебные стихи им, где заглавные буквы в строчках означали бы виды ристалищ.
Поэты же, потом, принимая всерьез все эллинское, возвели эти детские упражненьки в статус поэзии ))) 
     14:58 28.02.2020 (1)
1
Ах, вот как было на самом деле?
Ну это все в корне меняет.)))
Спасибо, Миша, что открыл мне глаза!
     15:12 28.02.2020 (1)
1
Ты обращайся, если что. Знаешь, кто лучший открыватель глаз на свете? ))) 
     15:16 28.02.2020 (1)
1
И кто же такой молодец?)))
     15:23 28.02.2020 (1)
1
Не знаешь, кто лучший на свете срыватель покровов, попиратель отстоев и выбиватель подпорков? Ну, ты прям ))) 
     15:29 28.02.2020 (1)
1
Рисковый ты человек!)))
     15:39 28.02.2020
1
Могла бы написать просто "Ты человек" ) 
Реклама