Проигрыватель был похож на чемоданчик. Синий.
Он не сохранился.
"Электрон" - так, кажется, он назывался.
Монофонический (впрочем, тогда я этого слова не знал).
Родители были молоды. Развлечений было не так много: кино в "Клубе Горняков" (кинотеатр "Полярная звезда" тогда ещё не был построен), танцы. Чёрно-белый телевизор. Вот его название я сейчас вспомнить не могу. Хотя... Ну, конечно, "Рекорд"! - какой ещё тогда мог быть телевизор?
Ну, и он - проигрыватель. Электрофон.
Ах, нет, я нашёл картинку!
Оказывается, не "Электрон"! Подвела память!
"Юность"!
Вот она:
Да, так вот, у нас чемоданчик был - синий.
И были грампластинки к нему. Виниловыми дисками их тогда никто не называл. Говорили просто - пластинки.
Меломанами родители не были, пластинки хранились без конвертов. Ведь главное - слушать, а не хранить.
Но странно, что пластинки эти я действительно слушал, невзирая на то, что, полагаю, качество воспроизводимой музыки при таком хранении у них не было особенно высоким.
Пластинки были почти все - с эстрадной музыкой.
С записями советской преимущественно эстрады. Было несколько пластинок и с народной музыкой - Лидия Русланова, Ольга Воронец...
Вот оттуда я и запомнил имена (сейчас я буду их перечислять, а в памяти возникают эти самые, с желтыми наклейками грампластинки, с которых они - через царапины, щелчки, "запилы" - и пели): Аида Ведищева, Вероника Круглова, Мондрус, Лидия Клемент, Хиль, Пьеха, Кобзон ("Не думай о секундах свысока..."), Жан Татлян ("Белый медвежонок, медвежий ребёнок..."), Олег Анофриев ("Есть только миг" и, конечно, "Бременские музыканты"!), Валерий Золотухин ("Счастье вдруг..."), и Высоцкий ("Мы вращаем Землю", "Он не вернулся из боя", "Сыновья уходят в бой"), Армстронг (да, был и Армстронг!), Лили Иванова ("Мама"), Дон Фардон ("Песня индейца"), Синатра, "Орэра", Саймон и Гарфанкел ("Эль кондор паса"), Брегвадзе (вечный "Снегопад-снегопад..."), Ободзинский ("Эти глаза", конечно!), Шарль Азнавур ("Джан") и Магомаев, и, конечно, Мулерман.
Так случилось, что прошло моё детство без "Битлз" и даже пластинок с записями Эдит Пиаф почему-то не было. Это всё я открывал для себя уже позже.
Так вот, о Мулермане.
Вадима Мулермана не стало ровно два года назад, 2 мая 2018 года. Ушёл он в довольно почтенном возрасте - почти восьмидесятилетним.
В моей жизни не стало его ещё раньше.
Исчез он в конце семидесятых. Как исчезли Аида Ведищева и Лариса Мондрус.
Исчез не потому, что кончилось время проигрывателей и грампластинок. Хотя, да, было оно на исходе... Исчез, потому что... так надо - решила за нас наша тогдашняя власть.
Приходили в постепенную ветхость и грампластинки, словно вступив в сговор с этой самой властью, а, точнее, со временем.
Оказалась в кладовке и "Юность".
А песни Вадима Мулермана были такие: "Налетели вдруг дожди..." и "Ветер с луны". Именно эти две песни Давида Тухманова и Игоря Якушенко у меня всегда ассоциируются с именем Вадима Мулермана.
Хотя Мулерман - это и "Трус не играет в хоккей", и "Лада" и многое-многое другое - даже от исполнения песен трудовой тематики он не отказывался. Время было такое.
Не был диссидентом, против власти не протестовал, но и всеяден не был. Не мельтешил.
Голос у Мулермана был особенный - сильный баритон, который не спутаешь ни с каким другим. Тремолирование (считающееся не самым лучшим свойством певческого голоса) не портило его. Наоборот. Подчёркивало индивидуальность.
Итак, песни Вадима Мулермана:
И ещё одна песня.
"Случайность".
В одно время с Мулерманом исполняла эту песню и Анна Герман. Трудно отдать предпочтение кому-либо из них.
Оба исполнения - и Мулермана, и Герман великолепны.
И, конечно, песни не было бы без её авторов - Алексея Экимяна и Евгения Долматовского.
Песня особенно памятна, если своей интонацией совпадает с настроением,
состоянием духа. В "Случайности" - не беспечно-счастливая, а счастливо- тревожная нотка.
В тот момент, когда я её услышала, находилась с "главным человеком" в длительной разлуке.
Я, конечно, Мулермана очень люблю, но всё-таки... думал-думал, и предпочтение, пусть с очень небольшим перевесом, отдам в этой песне Анне Герман.
Хотя, не будь исполнения Мулермана, а только одной Анны Герман, песня тоже воспринималась бы как-то иначе.
Вам уже пора делать сборник о музыкантах.Получается информативно,трогательно,и опять-таки дань памяти нескольким поколениям советских людей. Разумеется надо вставить туда все видео материалы и возможно их расширить. Все это фонд национальной культуры.Важно его не растерять.
Авторство на изображения (фото) за составителем сборника как и авторство на его комплектацию.
Что же до авторства на пластинки полагаю конвенционные 25 лет истекли - стало быть поем на здоровье
Кажется, что если б в припеве песни "Ветер с луны" он для создания эффекта отдалённости не отстранялся бы от микрофона, то техника не выдержала бы. Вот какова сила!
Алекс, безотносительно к Мулерману есть вопрос.
Где-то в семидесятые была песня, в которой есть строка -
Воспоминаний горький дым, не даст любви родиться новой...
Помню только эту строку, не помню ни исполнителя, ни единого слова больше.
В инете искала, там нынешние переделки.
Может Вы помните её?
Если бы вспомнить хоть несколько слов, мне кажется, что я смогла бы текст всппонить.
Провалы в памяти - жуткая вещь!
Бывает так, что память (вернее, совокупность прочитанных когда-то текстов, услышанных песен и так далее) "подтекстовывает" слова под какую-то песню. То есть слова в песне другие, но размер совпадает с чем-то прочитанным когда-то и т.п. Вот например, эти слова "Воспоминаний горький дым, не даст любви родиться новой..." совпадают с размером стихов Дементьева, на которые написана песня Мигули - танго "Признание" ("Наверно, выдумали мы // Весну, когда шумела вьюга...). Танго это появилось, насколько помню, в 70-х годах. Пел и сам Мигуля, и Кобзон...
Тогда же исчезла из эфиров моя любимая Майя Кристалинская. Не слишком ли много евреев на эстраде? - подумали в идеологическом отделе ЦК.
Мулерман не был в числе моих фаворитов, но Вы, Александр, делаете очень нужное дело, и надеюсь на продолжение. Заказы принимаете?