Заметка «Голос поэта: licentia роetiса и незыблемые поэтические каноны»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Сборник: #ТриумфРемесленника_эссе
Автор:
Баллы: 16
Читатели: 454 +1
Дата:

Голос поэта: licentia роetiса и незыблемые поэтические каноны

«... Определить настоящего поэта можно по инверсиям.
У плохих поэтов их нет, речь — гладкая, правильная, нормативная…»
............................................................................Е.В. Невзглядова


Из чего состоят стихи? Это метр и ритм, это буквы, слова и фразы, написанные "в столбик". С синтаксическими знаками или без них. С рифмами разной степени точности — или совсем без рифм. Всё это — внешние атрибуты, они ни о чём, по сути, не говорят. Это набор инструментов и всё… Они есть у каждого, кто пишет стихи — эти одинаковые лекала и правила огранки поэтического текста. Но когда эти инструменты находятся в руках разных поэтов — возникают произведения, качественно и по стилю совершенно разные. Даже если поэты находятся в рамках «классического самовыражения», «рисуют» один и тот же осенний пейзаж, или «ваяют» одну и ту же «Галатею» в любовных стансах— авторский стиль всё равно заставит каждого из них создать своё, непохожее, узнаваемое. В чём секрет?

Уникальность стихов определяет интонация и смысл — то, что называют «поэтическим голосом». Считается, что это фигура речи, а между тем — это не совсем так.

Поэтический голос — это звучание стиха и ассоциации, связанные с образами и смыслами, которые притягиваются к образам, нанизываются, «намагничиваются» на смыслы, вложенные в текст.

Голос поэта всегда звучит в стихах — слаба ли его поэзия, или сильна, глубоки его мысли или банальны. Личностное начало в стихах во многом определяет музыкально-речевая интонация. Именно она воплощает «душу стиха», персонифицирует авторский стиль, концентрирует в себе выразительность индивидуальной поэтической речи.

Здесь важно всё: и громкость, и оттенки, и интонации, и licentia роetiса — поэтические вольности, «неправильности», подчас алогичные, намеренные акценты… Словом — всё то, что составляет неповторимый, узнаваемый тембр голоса.

Читатель всегда «слышит» этот голос, когда читает стихи, хоть и сплетает его со своим голосом — в сознании. Стихи в прочтении «про себя» или вслух — всегда дуэт автора и читателя. Иногда автор выходит на первый план, иногда — уходит в тень, незримо сопровождая читателя. Иногда кажется, что и вовсе исчезает, и тогда читатель чувствует себя уединённо, наедине со своим собственным опытом жизни, эмоциями, которые ему знакомы и понятны. Самые любимые стихи у читателей — те, которые «про себя», которые написаны «ну вот точно про него», а автор в это время — незаметен.

Музыкально-речевая интонация и выразительность авторского высказывания — взаимосвязаны так же, как голос с человеком, которому он принадлежит.

Голос не существует без интонации. Иначе — это голос робота, «говорящей мыши» в компьютере. Этот голос может обольщать, вызывать любовь, притягивать к себе, а кого-то, быть может, и раздражать, кому-то не нравиться. Этот голос может быть слабым и в конце концов просто потеряется в массе таких же слабых голосов, коими полна всякая эпоха. Поэтическая востребованность, литературное забвение — в нашей власти лишь отчасти. Сказать точно, от чего это зависит — значит, заведомо солгать.

Музыкально-речевая интонация — инструмент чрезвычайно тонкий, и не у всех получается с его помощью создать нечто, способное затронуть воображение, ум, слух, сердце читателя, коснуться его заветных душевных струн. Но поэзия так и существует веками: если не интересна — то её и не читают, сколько бы регалий и наград не имел создавший её автор, и какими бы ухищрениями в технике стиха он ни пользовался..

Индивидуальная поэтическая интонация, так или иначе, всегда будет вступать в тонкое противостояние со схоластикой правил метро-ритма, выработанных столетиями. Это неизбежно и происходит естественным образом, идёт «изнутри» авторского высказывания. Так наша повседневная речь отличается от строгого литературного языка, который, справедливости ради надо отметить, тоже — разный. В научной статье один, в учебнике — другой, в романе — третий, в короткой новелле — четвёртый, в политическом обзоре — пятый, и так далее.

Отталкиваясь от правил, поэзия обречена нарушать их и тем самым вырабатывать всё новые «поправки к поэтической конституции». Но в этом и заключается развитие поэзии как искусства. Иначе мы до сих пор бы сочиняли стихи на языке Тредиаковского и Ломоносова.

Поэзия соткана из канонов настолько же, насколько и из нарушений этих канонов. Поэзия — это в некотором роде и есть некое «исключение из правил» — вместе с поэтическими искажениями смыслов, инверсиями, анжамбеманами и прочими «нарушениями правильной речи», которые, в сущности, и определяют отличие поэзии от прозы.

Именно эти тонкие моменты выхода «за рамки» общеизвестных универсальных правил стихосложения и делает авторскую поэзию индивидуальной, узнаваемой. Именно они и вынуждают критику и филологию не костенеть в раз и навсегда прописанных всем подряд «рецептах сочинения стихов», а развиваться, двигаться вслед за поэзией, совершенствуя аналитический аппарат и поэтический слух. Без этого движения и филология, и критика — мертвы, какие бы эмоциональными определениями не сопровождалась критика, и какими бы изысканными терминами не оперировала филология.

И это — естественно: поэзия — поиск и запечатление гармонии, а теория поэзии — то, что исследует поэтическую гармонию. Не для того, чтобы искать малейшие «изъяны» в поэзии, а чтобы облегчить «поэтическую науку» начинающим сочинителям, чтобы уберечь их от досадных ошибок и открыть им секреты мастерства, подаренные предшественниками.

Критика поэзии и филологический анализ — всегда возникает как отклик на поэзию. Вслед за ней. И никогда не бывает наоборот. Хотя часто и выглядит в спорах авторов и критиков это неизбывное напряжение между поэзией, расширяющей пространство, ограниченное правилами, и критикой поэзии, опирающейся на правила — как трудный и коварный вопрос: «Что первично — курица или яйцо?»

Поэзия всегда — первична. Критика — всегда вторична.
Функция настоящей критики — в понимании, а не в «надзирательстве» за соответствием или несоответствием стихов канонам, выработанным прошлым опытом истории поэзии. Критика — это искусство прочтения. Попытка понять, объяснить, а иногда и сформулировать «исключение», как отдельное правило. Конечно, если овчинка стоит выделки. Так развивается поэзия, так развивается язык и сопутствующие ему прикладные науки языкознания. Не будь этой диалектики — мы бы до сих пор говорили на древнеславянском и, как говорится, плели бы лапти.

Безусловно, существует «золотая середина», и не нужно бросаться в крайности, объясняя явные ляпы и нелепости «авторским поэтическим размахом», не умещающимся ни в какие разумные рамки. Как отличить элементарную неумелость, незнание правил, плоское мышление и отсутствие поэтического слуха — от осознанной, уникальной поэтической речи, от авторского голоса? Как провести черту между «я-душой-пишу-а-не-по-правилам» и «я-художник-я-так-слышу»? Не знаю. Всё дело в гармонии. Она или есть — или её нет. Она всегда слышна, хоть и не всегда объяснима. Но если гармония есть — то объяснению поддаётся каждое слово в стихотворении, ибо в гармоническом целом каждое слово — обосновано, весомо и на месте, и появилось в материи стихотворения не случайно.

Конечно, какие-то моменты в тексте стихов поэт может потом редактировать, приближая гармонию, которую он слышит внутри себя, к идеальному варианту, к ещё более тонкому соответствию с тем, что кажется поэту более-менее совершенным. Но в основном — в текстах, отмеченных связностью и целостностью, сказано всё или почти всё, что должно было быть сказано. А будут ли услышаны авторская интонация, голос поэта, и сказанное им — этим распорядится время и Господь Бог.



*licentia роetiса - поэтическая вольность


П. Фрагорийский
Из кн. Блокнот Птицелова. Триумф ремесленника

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     10:15 11.09.2020 (1)
Глубокие мысли.Связь интонации,голоса и смысла на волне звука организованного определенным ритмом -первооснова поэзии и правильно, что на это акцентирует автор внимание.
Мимика.пластика движений,ритм дыхания-все это может быть элементом стиха.Животные и  дети понимают подчас без слов все что им говорят.Здесь важен и контакт. По-видимому, есть и передача мыслей на расстояние без слов.Таинственная эта штука-поэзия.
     12:12 11.09.2020 (1)
1
Феномен "звучащего голоса" в стихах - вне исполнителя, именно - в стихе - тема интереснейшая. Не помню кто, сказал - стихи это запись голоса без технических приспособлений. Именно из-за интонации, которая присуща стихам.
Рад что заглянули.
Спасибо.
     12:54 11.09.2020 (1)
Очень рад,что встретил в Вас единомышленника.
До сих озвученный вами тезис мало кто понимал,хотя я всегда был его ярым приверженцем.
Голос (насыщенный интонацией и эмоцией) -задает ритм а не наоборот.
     13:11 11.09.2020
1
Сто процентов - интонация основа всего стихосложения, и в первую очередь - современного. Хотя еще в пушкинские времена было так же, но мало исследован был сей феномен.
Интересно то, что это понимали поэты в Серебряном веке (как практики). Вслед за ними - об этом и Бродский говорил, и не только он.
А теоретически интонационная природа поэзии стала исследоваться в последние лет тридцать - у Лотмана, да и у Квятковского, тоже. Вот Невзглядова тоже это понимает.
А есть те кто до сих пор с калькулятором количество слого  считает) и занимается скандовкой стиха по 2 - в лучшем случае 3 - слога.
И это, конечно, вызывает улыбку.
     13:17 23.08.2020 (1)
К слову, Елена Невзглядова - жена Александра Кушнера.
Узнал из его книги. 
     13:19 23.08.2020 (2)
Привет, Александр.
Она умница необыкновенная.
Чувствуется в ней то, что поэзия для неё - не теория, а практика.
     14:05 23.08.2020
Нашел ссылку. Если любопытно будет - пролистните. Она небольшая, эта научная работа.
http://folioverso.ru/bibl/nevzglyadova-teoriya-stiha.pdf
     13:32 23.08.2020 (2)
2
Я увидел знакомую, но всё-таки не настолько впечатанную в память фамилию. Проявилось: Никритина... (очевидно, по ассоциации Не - Ни). Нет, это жена Мариенгофа... Тут - Невзглядова...  Кушнер! Вспомнил...

По поводу интонации.
Нет, не всегда интонация.

В последнем выпуске "Один'а" Быкова попросили рассказать о Нонне Слепаковой.
Он ответил: "Я лучше её стихотворение прочту". И прочёл.
Вот оно. Без последней строфы (она - в скрытом).
И конечно, для того, кто прочитает это стихотворение впервые, вот эта последняя строфа... Короче, будет понятно, о чём я говорю.

Нонна Слепакова.
Последний раз в ЦПКО

Однажды с перепою, с переругу,
С тоскливого и злого похмела,
Сочтя меня - ну, может, за подругу,
Она ко мне в каморку забрела

И так сказала: "Я ведь не волчица,
Лишь ты при мне, а больше - никого...
Я даже согласилась бы лечиться...
Свези в последний раз в ЦПКО!"

Был день октябрьский, резкий, желто-синий.
Парк впитывался в лиственный подстил.
Никто под физкультурницей-богиней,
Помимо нас не мерз и не грустил.

Спеша, считая время по минутам,
Я шла. Она ползла едва-едва,
Семейственным и пасмурным уютом
Окрашивая тощие слова.

Ее уют - придавленный и ржавый,
Аттракционный, инфантильный рай -
Где все противогаз носили в правой,
А в левой - попрыгучий раскидай...

Мы шли, как шла она тому лет сорок -
При муже, при любви, при "до войне".
Но давних лет осколок или спорок
Не впору был, не пригождался мне.

Смотрела я скучливо и тверезо
На пестрый сор в общественном лесу
И жилки перепойного склероза
На влажном, вспоминающем носу.


Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
И все ж сидела с ней на той скамейке -
На Масляном Лугу, к дворцу спиной,
Где муж-покойник снял ее из "лейки" -
Разбухшую, беременную мной.


1996


     16:16 23.08.2020 (1)
1
Какое впечатляющее стихотворение!
     16:25 23.08.2020 (1)
2
Быков пояснил, что у Нонны Слепаковой (которую он близко знал много лет и которую он считает великим поэтом) были сложные отношения с матерью (ну, по стихотворению видно).

Дальше уже пишу от себя. Обыватель возмутится: как же так можно! какая-никакая, пусть даже пьющая, но она же - твоя мать! Как же так можно! И так далее. 
Настоящий поэт, по-моему, таков и есть. Он либо - если пишет вымысел, то это вымысел совершенно невероятный. Либо - уж если пишет без вымысла - то - всё, без утайки! Безо всяких "немножечко смягчений" и т.п.
     16:43 23.08.2020 (1)
Либо - уж если пишет без вымысла - то - всё, без утайки!

Сложно не согласиться. На сайтах же большинство прячется за так называемого ЛГ.
А с него и взятки гладки. С ним можно и половинчатым быть.
     17:20 23.08.2020 (1)
Эль Эф  - правильно!


А то ишь... хитренькие какие, хорошо устроились, вымышленные персонажжи, какие то ЛГ...
Писать только про себя, подробно, в деталях!
Надо все как есть вываливать, автобиографически,  и прикреплять скан паспорта!
     17:43 23.08.2020 (2)
Не, не так. Пишуть про себя, а ими прикрываются, чтобы не выдать
свои неприглядные качества и превознести положительные.
     18:00 23.08.2020 (1)
На самом деле человек всегда пишет про себя. 
Всё что мы говорим о других - это всё характеризует нас самих, как ни крути.
     18:16 23.08.2020 (1)
Не повторяйте умновстей психологов.)
Человек давно научился умело притворяться.
Александр, говоря о стихотворении Слепаковой, и говорит о том,
что настоящий поэт не может по своей природе этого делать.
     18:34 23.08.2020
Это не умности психологов - а факт. Мудрость древняя - от православия до ... во всех священных книгах об этом говорится.
Мне кажется, мысль Александра гораздо тоньше, ну -  на мой взгляд.
Получается - не о поэзии речь, а о каких-то людях, которые ведут себя не так, как предписано, пишут не то что положено, 
Художники разные бывают. И темы у них разные, и личностные особенности - тоже. Один прощает искренне, другой до пенсии обвиняет родителей или кого-то еще - и поводов массу находит. Один обвинять любит - другой нет. Один любит рассказывать жалостные истории про себя - другой не любит жаловаться. и так далее. ЛЮДИ РАЗНЫЕ.
Снисходительность к чужим недостаткам и требовательность к себе - наше ФСЬО!
На всякий случай - тоже мудрость древняя. 

     17:58 23.08.2020 (2)
А надо отрицаловку разбрызгивать?
Не, ну я так не играю.
Хватит уже - заколебал этот постмодернизм)
У меня отношение простое: текст качественный или не качественный, стихотворение гармонично - или никакое, абы шось.
А личность автора - дело десятое, а иногда и вредное.
Меньше знаешь - лучше спишь, как говорится. Зачем нам чужое горе.
     19:00 23.08.2020 (1)
А личность автора - дело десятое, а иногда и вредное.

Это, с одной стороны, так, а с другой - нет.

Не помню уж кто, Гаспаров или Аверинцев (впрочем, это не столь уж важно в данном случае) как-то ответили на чей-то вопрос: "Как вы можете читать (анализировать) стихи такого-то? Ведь он... (дальше последовала какая-то нелестная характеристика автора, касающаяся морального облика или общественной позиции и т.п.)". На что спрошенный ответил: "Я анализирую текст. Всё остальное - частное дело автора. Это меня не интересует".
Да, такую позицию можно принимать. Барт и всё такое... Это уже много раз обсуждалось. Но всё равно ведь, эта индефферентность по отношению к личности автора тоже распространяется до известных пределов.
Потому что когда автор получает достаточную публичную известность, то всё равно так или иначе обстоятельства его личной жизни накладывают отпечаток на отношение к нему читателя. Я вот, например, кроме как глубоко иронически не могу воспринимать позднюю любовную лирику Тютчева. Ибо всё равно за строками стоит не какой-то абстрактный поэт ("красивый, двадцатидвухлетний"), а конкретный 70-летний дядечка, лысоватенький, в очочках. А туда же - сладострастник, понимаешь. И вот как только я представляю себе влезающего на здоровенную девку семидесятилетнего старичка со впалой грудью и остальным инструментарием - разбирает только смех. Под стихотворениями стоит дата. Куда мне деть знание об авторе? От него всё равно невозможно абстрагироваться. Никакой ЛГ не помогает.
     19:06 23.08.2020 (1)
Нууу... Я видел старцев, у которых жены моложе на 20-30 лет, и ничего. Как молодые.
Да и вообще тема любви интересна не только 22-летним. И не только 22 летних любят.
И потом я не помню у Тютчева эротики - может, просто мало его читал. 
Мне интересен текст. 
Я даже Быкова читаю - хотя вот уже клейма негде ставить.
Но некоторые его лекции - и стихи - весьма искусны. 
И уж точно, не хочу представлять, что ДБ на кого-то громоздится=)))
Видите, Александр, какие мы все разные.
Это жизнь)
     19:14 23.08.2020 (1)
Ну да и бог с ними со всеми...
     19:21 23.08.2020
Так ото ж)))
Всё - тлен)))
     18:09 23.08.2020 (1)
"И в этой жизни мне дороже
Всех гармонических красот -
Дрожь, побежавшая по коже,
Иль ужаса холодный пот,

Иль сон, где, некогда единый,
Взрываясь, разлетаюсь я,
Как грязь, разбрызганная шиной
По чуждым сферам бытия."


Ходасевич
     18:11 23.08.2020
Прекрасные стихи. Спасибо.
     13:51 23.08.2020 (1)
Имелась в виду не декламация. А другое.
Авторская интонация, запечатленная в тексте. Она может заключаться в различных "плавающих" ударениях, словечках "не из литературного языка", в инверсиях, в переносах строк... В общем - там много чего, придающего "особенность" стилевую, речевую-музыкальную.
Когда мы читаем - мы "слышим" внутри музыку стиха - настолько, насколько нам позволяет слух и опыт.

У Невзглядовой есть интересная работа - об интонационной природе поэзии. Собственно, она развивает одну из идей, которые прозвучали в свое время у Лотмана, но так или иначе её касалось много литературоведов, а до этого - она "витала в воздухе" в Серебряном веке, среди таких поэтов, как Есенин, Цветаева, Ахматова, Маяковский - при всей громадной разнице между ними.
Я уже сейчас не найду где именно - да там разлито в письмах, заметках.

А стихотворение сильное. И интонационная его природа здесь тоже сильно дает о себе знать.
Зацеплю его в коллекцию стихов в Табакерку. Спасибо за него.
     16:19 23.08.2020 (1)
Я понимаю, что речь не о чтении вслух.
     16:23 23.08.2020
да это я поначалу не понял. Извините меня)))
     12:53 23.08.2020 (1)
На самом деле Поэта от ремесленника-версификатора, которыми полны все сайты подобные
Фабуле, отличить не так уж сложно. В этом помогает и реакция на критические замечания.)
Про так называемых начинающих поэтов я не говорю, там все и так видно сразу.)
     13:05 23.08.2020 (1)
На самом деле поэтами средней руки всегда была переполнена литературная жизнь. Это естественно. И это замечательно. На пустыре ничего не вырастет.
А статья не об этом.
Статья о живом процессе поэзии и правилах. Одно без другого не существует. И одно с другим постоянно вступает в противоречие. Диалектика... без нее тоже нет развития никакого.
Спор не интересен - интересен диалог.
Личные мотивы - это детали, и они не так уже интересны. Они говорят больше о людях, нежели о поэзии.
Я прекрасно могу понять уровневого поэта, которого достают неадекваты, ничего не смыслящие в поэзии вообще. И он их посылает - вежливо или очень даже порой невежливо.
И не в поэзии тут дело. А в личных амбициях.
     16:13 23.08.2020 (1)
Статья о живом процессе поэзии и правилах

Эта статья на таком сайте вредна тем, что сейчас многие прочтут в самом начале цитату
Невзглядовой и примерят на себя.)) А потом еще и прикрываться ей будут, не понимая,
что к ним она не имеет отношения.
И дальше уже будут читать по диагонали, если вообще будут.
А о чем статья я прекрасно понимаю. )
     16:22 23.08.2020
Ну зачем такая сегрегация.
Я же пишу вообще о поэтах - и о сильных, и о слабых. прочтут - и хорошо. не поймут - ну и Бог с ними. все равно стихи такое дело: их или читают и любят - или просто не читают, забывают на последней строке о чем речь была)

     12:47 23.08.2020 (1)
Хорошая статья.
Спасибо!
     13:06 23.08.2020
И тебе спасибо. Рад что прочёл и откликнулся)
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама