Заметка «Печалька о критике»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Баллы: 2
Читатели: 346 +1
Дата:

Печалька о критике

Современная литературная критика, по большей части, представляет собой зрелище неутешительное. И вот по каким причинам:

Во-первых, общая оценка чужих текстов («моё» — «не моё», «хорошо» — «плохо», «из рук вон — погано») это всегда только лишь - ЛИЧНОЕ впечатление критика, пропорциональное его эрудиции, художественному вкусу и т.п., которое не может изменить предпочтений и впечатлений массового читателя, равно как и авторов, если только критик этот не пользуется достаточно большим авторитетом среди людей своего поколения и не обладает широкой известностью. (Белинский, например и т.п.).

Т.о. мнение обычного, рядового критика м/совпадать, а может и противоречить предпочтениям и вкусам рядовых читателей, равно как и авторов, что вполне случайно и равновероятно.

Есенина, Ахматову и прочих классиков не токмо "придерживаясь линии", но и по собственному искреннему убеждению, кто только ни громил в свое время! Ну и шо?

Во-вторых, особый смысл в подробных разборах того или иного текста трудно увидеть. Плохое и корявое от таких "экзерцизов", в любом случае, хорошим и блестящим не становится. И тому обычно имеются три причины:

1. Озвученные замечания и увещевания могут попросту игнорироваться автором, пребывающим в полной уверенности в собственных силах и способностях, а также – в безусловной правильности ("гениальности" и/или "оригинальности") всего того, что он делал, делает и будет делать впоследствии.

2. Отдельные авторы из того же числа чувствующих себя вполне самодостаточными, кого, тем не менее, высказанная критика в их адрес каким-то боком все же задевает, могут реагировать словами: «но я ТАК вижу! или - ТАК чувствую!». На ТАКИЕ возражения чем ответить?)) Против лома - нет приема.

3. Критикуемый и так уже выжимает из себя все, на что способен, и выше собственного потолка прыгнуть уже не может.

В последнем случае критические разборы - очевидно бесполезны. Можно лишь разве, что передать тексты этого автора в руки человеку на порядок более талантливому, который "переведет" их на свой лад и с пользой для читателей?

Между прочим, многие громкие литературные, в том числе и поэтические, имена из союзных республик в советскую эпоху были созданы именно таким образом.

Что же касаемо разбора безусловно хорошего текста, то  отдельные замечания даже изысканного критика могут попросту испортить его.

Нетрудно сообразить, что в силу разносторонности интересов и разнокалиберности предпочтений читателей и авторов в том, что может показаться иному критику недостатком или же несуразностью, многие, напротив, будут усматривать особую «изюминку", украшающую текст.

Художественное чутье, чувство прекрасного в поэзии и в прозе – сродни совести в обыденной жизни. У каждого оно свое, и поэтому то, что одним кажется замечательным, другие вполне могут расценивать как несовершенное, уродливое или даже отвратительное. И наоборот.

И, в третьих, наконец, – КОГО критиковать?! «Их больно много», как сказал перепивший дядюшка Джорджа (Трое в лодке) перед тем как рухнуть на постель в темной комнате гостиницы, претерпев перед этим серию тычков и ударов от невидимых ему предметов мебели, стен и углов.

Не завидую критикам. Особенно – профессиональным ("записные" - внимания не стоят). Впечатление такое, что все они – прямые потомки Сизифа.))

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     21:55 30.08.2020 (1)
Критика нужна критикующему чтобы упорядочить свои мысли и впечатления.
Критика нужна студентам и пр учащимся,чтобы умели структурировать литературное произведение и научиться видеть его логику,приемы.уловки,художественные особенности.Когда они сами впоследствии начнут сочинять (ъоть приказы по т\б) им пригодится
Критика нужна девушкам-чтобы слушать клятвы в любви и отличать истинные от ложных.Также чботы учиться критиковать других девушек.
Писателям критика не нужна.Поэтому из следует критиковать неустанно - за ашибки!
Критика особенно нужна обществу.Чтобы видеть свои язвы и помнить о них.
Я понял Ф М Достоевского лишь после того как прочитал Бахтина.
     23:01 30.08.2020
Если Вы "поняли" Достоевского лишь только после того как прочитали Бахтина, то это означает всего лишь то, что вы поняли Бахтина и приняли - его понимание Достоевского.))

Извините, но помимо Бахтина имеются тысячи разнообразных трактовок творчества Достоевского уже изложенных массой профессиональных критиков и писателей и эти трактовки постоянно пополняются. 

Очевидно, что сам Федор Михайлович при  виде такого разнообразия "пониманий" его творчества только руками бы развел. Он-то, скорее всего, как и все авторы от сотворения мира на нынешних дней, видел и ощущал жизнь своих персонажей по-своему (при  всем уважении к Бахтину и др. они все же - не Он),   да желал бы еще разве, чтобы читатели читали его книги с увлечением и покупали бы их! 

Вот Лев Толстой не понимал и не признавал Шекспира и заявлял об этом открыто. И почему-то к помощи шекспироведов предпочел не обращаться. 

Наверно просто потому, что имел мужество признать, что одному человеку понять писания другого иногда бывает просто не под силу, настолько по-разному оба они видят мир и понимают е го. 

И в этом нет ничего постыдного ни для Толстого, ни для любого из нас в его ситуации.

А с вот с Вашим представлением о критике, лишь как об одной из форм упражнения интеллекта, я полностью согласен.





Гость      17:44 26.08.2020 (1)
Комментарий удален
     18:24 26.08.2020 (1)
Кажется, это снова был Билли. И не стыдно Вам, шалунишка!?))
Гость      18:50 26.08.2020 (1)
Комментарий удален
     19:24 26.08.2020 (1)
Билли, поверьте, пытаться создать что-то новое и впечатляющее на тему задницы и ее выделений после Ярослава Гашека и Эдди Мерфи (Чокнутый профессор) - бессмысленно. Они эту тему - исчерпали. 
Так что... не напрягайтесь. Берегите свой мозг.
Гость      19:36 26.08.2020 (1)
Комментарий удален
     19:45 26.08.2020 (1)
Ааааа!.... Рашн лэнг!!!! (Написал это и сразу вспомнил Мылодраму. Классный фильм!)
Ну-ну, тренируйтесь.))
Гость      19:53 26.08.2020 (1)
Комментарий удален
     20:21 26.08.2020 (1)
А какая разница!? Вам же все - "пох", как Вы только что заявили! 

Но, если это все же не совсем так, то считайте, что я посоветовал Вам посмотреть отечественный сериал Мылодрама (2019). В нем Вы найдете очень много занимательного для себя. Без стеба уже говорю.))
Гость      21:09 26.08.2020 (1)
Комментарий удален
     21:35 26.08.2020 (1)
Ну и... салфет Вашей милости! Продолжайте обитать в атмосфере "пох" и "нах".))

Жил-был человек по именит - Нет.
Ужасное имя, поверьте!
Ведь он называл его - всем в ответ:
И - Жизни своей, и - Смерти.

Это не "икс-промт", кстати. Я много таких людей встречал ранее.
И вообще, "Ребята, давайте жить дружно!".

Вы, судя по всему, не поклонник кота Леопольда, или м/б даже и не знаете о таком? Жаль.
Гость      21:44 26.08.2020 (1)
Комментарий удален
     21:45 26.08.2020
Я - тоже. Финиш.)) Пока!
     19:54 26.08.2020 (1)

Плохое и корявое от таких "экзерцизов", в любом случае, хорошим и блестящим не становится


литературная критика - самодостаточный жанр... и предметом ее исследования
являются литературные произведения... она не направлена на то, чтобы автор что-то у себя
исправлял...-)
     20:40 26.08.2020
Если литературная критика была бы самодостаточна, то и нужна она была бы исключительно только для критиков.

Но - основная задача критики, все же, на мой взгляд, заключается в обнаружении, пропаганде тех редких "жемчужных зерен" в "навозной куче", что могут послужить украшением литературы в настоящем и будущем.

К сожалению, современная лит. критика крайне ограничена в исполнении этой задачи. С одной стороны - затопившим ее валом публикаций, делающим результаты поиска чего-то ценного все более случайными, а с другой, к сожалению, не очень высоким уровнем самих профессиональных критиков.

Во всяком случае, Белинских или Макаровых среди них что-то пока не видно.))
     17:44 26.08.2020 (1)
Да, дело сейчас почти невозможное. Тем более, что те же стихи на уровне попсы или лубка уже скоро ИИ любые делать будет, с нужными заказчику параметрами...
И столько уже создано нового, что, кажется, новое невозможно. А критиковать дурно сделанную форму стиха или банальность рифм - занятие тривиальнее некуда.
Еще есть отдушина в пародийном жанре... Какая-то критическая жилка может расти в проектах на стыке искусств... И, наверное, все.
Весь наш некритический реализм!
     18:11 26.08.2020
1
Да, это - "эффект дядюшки Джорджа". Сегодня извлечение "грамма радия" из "тонн руды" в одиночку, кустарным способом, возможно лишь ценой жертвы собственной жизни (примерно как это супруги Кюри сделали). А ведь прежде, до появления инета, "руда" была намного более концентрированной. ))
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама