Вам скажет любой искусствовед, что есть картины, которые удачно размещаются в галереях, а есть картины камерные, только для домашнего интерьера. Так вот, Шагал всегда одинаково хорошо смотрится как в больших галереях, так и в домашних условиях.
Когда я смотрю на картины Шагала - я возвращаюсь в счастливые моменты своего детства, переживаю там свое маленькое счастье и через катарсис - очищенный, обновлённый возвращаюсь обратно в нашу действительность… Жизнь продолжается… И это –уже хорошо….
Мне также часто кажется, что когда смотришь на его картину долго - она находится в ленивом движении... Поэтому известная идея Джоан Роулинг с ее книгами о Гарри Поттере, где портреты могут разговаривать и двигаться, возможно, почерпнуты из творчества Марка Шагала. Именно это чувство возникает из его картин, кажется, что он вместе с Беллой медленно он плывёт над Витебском!
Искусствоведы делят творчество Шагала на 2 категории на своем жаргоне: «шагалистый» Шагал и «нешагалистый» Шагал... Как ни странно, к «шагалистому» относят все классические элементы: барашков, красных петухов, Витебск, Беллу...
При этом, повторюсь, что по формальным признакам у Шагала не было никаких шансов стать великим коммерческим художником, потому что он писал в примитивистском стиле, практически в одной цветовой гамме, одни и те же повторяющиеся элементы. Он не изменял жене, постоянно работал. Ничего интересного и скандального, на чем сегодня любят делать шоу представители нашего псевдо бомонда. Именно потому, что он не тратил свои силы по пустякам, а вкладывал частицу души в свои произведения... И когда вы смотрите на его картины - вы это понимаете... Его картины не просто пейзажи или натюрморты - это маленькая музыка движения… .
Как то меня спросили, с чем ассоциируется у тебя творчество Шагала? Я не задумываясь ответил: «Песня Сольвейг» Эдварда Грига! Не могу объяснить почему, но они созвучны в моей душе, наверное потому что полеты…
Шагала невозможно понять, его надо искренне любить, чувствовать, им надо дышать или «курить» ! Например, мне часто задают вопрос, что вы курите, когда пишите свои тексты ?
Я могу вам честно признаться, что «курю» Шагала, причем в больших количествах, когда дозы катастрофически не хватает, хватаю билет и лечу куда-нибудь его посмотреть : Питер, Цюрих, Вена, Париж Мадрид, Рим т.д… Вы, попробуйте и вам многое откроется!
Позвольте я приведу несколько его работ со своими впечатлениями .
Послесловие:
Очень хочу поделиться с вами той редкой стороной таланта художника, а именно его витражами. Эта часть творчества практически неизвестна в России, поскольку все его работы расположены за рубежом. Я бы хотел начать с фантастических витражей Марка Шагала в соборе Фраумюнстер в Цюрихе. Это монументальное произведение, которое полезно увидеть как поклонникам творчества Шагала, так и тем, кто с ним не знаком.
Ни один человек, из тех, кого я приводил туда, не остался равнодушным. Передать это словами невозможно. Посмотрите на фото. А теперь медленно закройте глаза и представьте, что вы находитесь внутри церкви и перед вами огромные витражи необыкновенной красоты… -это завораживающее зрелище!
«Их витражей голубые зазубрины –
с чисто готической тягою вверх»
А. Вознесенский.
Если вы не любили или не знали творчество Шагала - уверен вы сразу его там «вкурите» навсегда...
Полет над городом
Это очень известное произведение Марка Шагала, его визитная карточка. Я решил привести эту картину по двум причинам.
Первая, потому что она является прямой иллюстрацией моего поста про движущиеся картинки, как у Джоан Роллинг.
Вторая, малоизвестный факт (я понимаю что есть знатоки, которым это известно), что на каждой картине Шагала про Витебск есть красный дом. Этот дом - яркое воспоминание детства молодого Марка - действительно существовал и сохранился до наших дней.
Смешной факт для моего поколения, воспитанного на классовой борьбе и угнетении пролетариата – это то, что этот дом в конце 19 века построил для себя прусский подданный, слесарь Ленгенфельд. Это особняк в центре города!!! Конец 19 века, слесарь и особняк..., который увековечен на картинах Марка Шагала. А вы мне про эксплуататоров в царской России еще рассказывать будете…
Там сейчас музей Марка Шагала в Витебске располагается, где я был, но увы живописи там на тот момент не было, только гравюры. Хотя серия редких офортов (иллюстрации к поэме Гоголя "Мертвые души") - оставляет достаточно сильное впечатление, близкое к черным картинам Гойи в музее «Прадо» Мадрид (но это тоже отдельная история)
Андрей,спасибо.