Заметка «По забытым страницам истории СССР.» (страница 1 из 2)
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Баллы: 5
Читатели: 364 +1
Дата:
Предисловие:
Когда я начинаю рассказывать своим студентам про предвоенные события в СССР, они мне спрашивают - зачем нам это надо? Действительно, зачем им это надо? Меньше знаешь -  спокойнее живешь.

По забытым страницам истории СССР.

Или

Высший комсостав РККА перед репрессиями


(Статья написана по материалам интернета)

Вступление.

Отличительной чертой нынешнего общества России является его полное незнание истории своей страны, особенно ее самого драматического периода, истории двадцатого века. И те скудные знания, что получают наши школьники и студенты, диктуются им по учебникам, написанным для России за рубежом или под диктовку зарубежных историков. У нас до сих пор нет единого учебника истории России, отражающего свою, государственную точку зрения на нашу историю. Как это для нас не печально сознавать, но приходится.

Публикуемая мной статья является робкой попыткой исправить существующее в России положение и посветить  несколько слов  неизвестным фактам нашей недавней Советской  истории


Высший комсостав РККА середины тридцатых годов прошлого столетия.


22 сентября 1935 года Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров СССР приняли постановление «О введении персональных военных званий начальствующего состава Рабоче-Крестьянской Красной армии» и об утверждении «Положения о прохождении службы командным и начальствующим составом Рабоче-Крестьянской Красной Армии».

Введение персональных званий и регламентация порядка прохождения службы личным составом способствовали дальнейшему росту профессиональной подготовки военных кадров и повышению их авторитета, а в целом - укреплению боевой мощи Красной армии. Центральным аппаратом и кадровыми органами в войсках была проделана огромная работа по аттестации всего комсостава. Как правило, каждый начальник аттестовал своих подчинённых, делая в конце вывод о целесообразности присвоения того или иного звания. Известно немало случаев, когда такие выводы не находили должной поддержки у наркома обороны и членов Высшей аттестационной комиссии, возглавляемой С.М. Будённым. И тогда претендент получал на одну или даже две ступени ниже просимого.

Высшее звание «Маршал Советского Союза» было присвоено пяти военачальникам — наркому обороны СССР К.Е. Ворошилову, заместителю наркома М.Н. Тухачевскому, начальнику Генерального штаба РККА А.И. Егорову, инспектору кавалерии С.М. Будённому и командующему войсками Особой Краснознамённой Дальневосточной армии В.К. Блюхеру.

Во время присвоения званий И.В. Сталин предполагал посеять рознь в советской военной элите, лишить её единства. Ведь карьера военачальников развивалась примерно в одинаковых условиях, многие были ровесниками, имели серьёзные заслуги в Гражданской войне, а звания получили разные. В.К. Блюхер, С.М. Будённый, А.И. Егоров большим авторитетом в военной элите не пользовались, и присвоение им маршальских звёзд вызвало много споров. Главную роль в поощрении этих военачальников сыграло расположение к ним руководства страны.

Так, В.К. Блюхер у высшего и части среднего комсостава имел репутацию отсталого полководца, морального разложенца, который по уровню своих знаний недалеко ушёл от Гражданской войны  Вопрос о его замене на посту главкома Особой Краснознамённой Дальневосточной армии неоднократно ставили Я.Б. Гамарник, М.Н. Тухачевский, В.К. Путна, Л.Н. Аронштам.

С.М. Будённый с апреля 1924 года занимал невысокую должность инспектора кавалерии РККА и в своём подчинении не имел никаких войск. Маршальское звание он получил в память о заслугах в Гражданской войне

А.И. Егоров неоднократно подвергался критике за то, что его ведомство работало недостаточно эффективно. Из-за того, что маршал мыслил категориями Первой мировой и гражданской  войн.

В советской военной элите об А.И. Егорове сложилось впечатление, как о человеке средних способностей, образованном, знающем, но не блиставшим сколько-нибудь заметными военными дарованиями

В своей речи перед военными в январе 1938 г. И.В. Сталин отмечал, что «меньше всего заслуживали» маршальского звания А.И. Егоров и М.Н. Тухачевский. «Законно заслужили звание Маршала Советского Союза Ворошилов, Будённый и Блюхер, — подчёркивал вождь. — Почему законно? Потому что, когда мы рассматривали вопрос о присвоении звания маршалов, мы исходили из следующего: мы исходили из того, что они были выдвинуты процессом Гражданской войны из народа. Вот Ворошилов — невоенный человек в прошлом, вышел из народа, прошёл все этапы Гражданской войны, воевал неплохо, стал популярным в стране, в народе, и ему по праву было присвоено звание маршала. Будённый — также сын народа, вышел из глубин народа, заслуженно пользуется популярностью в народе, поэтому ему по закону присвоено звание маршала. Блюхер — прошедший все этапы Гражданской войны от партизанских её форм, до регулярной армии, также заслуженный и пользуется популярностью народа, сам вышел из народа и поэтому ему присвоено звание маршала. Егоров - выходец из офицерской семьи, в прошлом полковник, — он пришёл к нам из другого лагеря и относительно к перечисленным товарищам, меньше имел право к тому, чтобы ему было присвоено звание маршала, тем не менее, за его заслуги в гражданской войне мы это звание присвоили...»

Из объяснения вождя становится понятно, что звание «маршала» было больше почётным, нежели подтверждавшим реальный профессионализм полководцев.

Пятеро стали командармами 1-го ранга: командующий Московским военным округом И.П. Белов, начальник Управления Противовоздушной обороны С.С. Каменев, командующий Ленинградским военным округом Б.М. Шапошников, командующий Белорусским военным округом И.П. Уборевич и командующий Киевским военным округом И.Э. Якир. Впрочем, некоторые из них вполне могли претендовать и на маршальское звание.

Поэтому  присвоение «командармов 1-го ранга» сильно обидело И.П. Уборевича и И.Э. Якира. И.П. Уборевич был оскорблён тем, что его демонстративно, даже как бы в насмешку, поставили на один уровень по таланту и профессиональной подготовленности с И.П. Беловым и Б.М. Шапошниковым, у которых в то время и в высшем комсоставе РККА, да и в зарубежных военных и политических кругах была репутация весьма посредственных «генералов»

Десять военачальников стали командармами 2-го ранга. Половину этой группы составляли командующие военными округами П.Е. Дыбенко (Приволжским), Н.Д. Каширин (Северо-Кавказским), М.К. Левандовский (Закавказским), И.Н. Дубовой (Харьковским), И.Ф.Федько (командующий Приморской группой войск Особой Краснознамённой Дальневосточной армии). Другая половина была представлена начальниками ведущих управлений Наркомата обороны Я.И. Алкснисом (Военно-воздушных сил), И.А. Халепским (автобронетанковых сил), А.И. Седякиным (боевой подготовки).

Такое же звание получили и начальник Военной академии РККА имени М.В. Фрунзе А.И. Корк и профессор той же академии И.И. Вацетис. А.И. Корк был известным военачальником. Выходец из крестьянской семьи, он в старой армии закончил Академию Генштаба, последний чин — подполковник. В годы Гражданской войны показал себя блестящим командармом, был удостоен трёх орденов Боевого Красного Знамени и Почётного революционного оружия. В межвоенный период командовал войсками ряда округов, в 1928-1929 гг. — военный атташе СССР в Германии. Окончил Германскую военную академию. И.И. Вацетис, видимо, был удостоен «командарма 2-го ранга» в память о прошлых заслугах (первый Главком Вооружённых сил Республики в Гражданскую войну).

В целом, представителей начальствующего и преподавательского состава военных вузов сильно обошли во время присвоения персональных званий. Начальник Военно-инженерной академии И.И. Смолин, Военно-транспортной — С.А. Пугачёв, Военной академии механизации и моторизации - М.Я. Германович, Военно-воздушной — А.И. Тодорский — удостоились «комкора». Начальник Военной академии связи В.Е. Гарф, Артиллерийской — Д.Д. Тризна получили «комдива». Многие начальники кафедр и преподаватели вузов носили звания «комбриг» и «полковник

Всего звания высшего комсостава были присвоены 62 комкорам, 201 комдивам, 474 комбригам, 1 713 полковникам Именно эти люди должны были в будущей войне командовать армиями, корпусами, дивизиями, бригадами и полками.

Интересно, что командующие некоторыми военными округами, такие, как И.И. Гарькавый (Уральским), Я.П. Гайлит (Сибирским), М.Д. Великанов (Среднеазиатским), И.К. Грязнов (Забайкальским), получили лишь звание «комкор». Между тем, заслуг у них было не меньше, чем у других командующих, получивших более высокие воинские звания. Все они имели по нескольку орденов Красного Знамени РСФСР и союзных республик, в годы Гражданской войны не хуже других командовали дивизиями. Их боевые и партийные биографии во многом были схожи с теми, кто стал «командармом 2-го ранга». Всё это не могло не вызвать чувства обиды и несправедливости, ущемления своих прав и предвзятого отношения к себе со стороны Наркомата обороны и лично К.Е. Ворошилова.

Высшее звание на флоте — «флагман флота 1-го ранга» — получили начальник Управления Военно-морских сил РККА В.М. Орлов и командующий Тихоокеанским флотом М.В. Викторов. Звание «флагман флота 2-го ранга» было присвоено командующему Краснознамённым Балтийским флотом Л.М. Галлеру и командующему Черноморским флотом И.К. Кожанову.

Кроме того, в высшем начсоставе насчитывалось 16 армейских комиссаров 1-го и 2-го рангов, 30 корпусных, 130 дивизионных и 304 бригадных комиссаров; 2 коринженера, 16 дивинженеров, 100 бригинженеров; 3 коринтенданта, 23 дивинтенданта, 44 бригинтенданта; 1 армвоенюрист, 3 корвоенюриста, 21 диввоенюрист, 99 бригвоенюристов и 84 военврача.  Высшее звание армейского комиссара 1-го ранга получил заместитель наркома обороны и начальник Политуправления РККА Я.Б. Гамарник.

Присвоение персональных воинских званий позволило более чётко определить состав советской военной элиты. Если раньше причисление к ней происходило только по должностям, то теперь — ещё и по званиям. На Военном совете в декабре 1935 г. К.Е. Ворошилов говорил, что «важнейшая сторона этой большой реформы заключается в том, что мы установили впервые и по-настоящему правильный и планомерный порядок прохождения начсоставом службы в армии. Отныне, поскольку законодательным порядком установлены сроки выслуги в определённых должностях, никто из начальников не сможет помешать нормальному, закономерному росту и продвижению каждого военнослужащего»

При этом нарком обороны вынужден был признать, «что в таком большом деле не обойтись без некоторых ошибок и упущений. Неизбежно будут и недовольные, так как дело идёт о сотнях тысяч человек, но этим смущаться не следует, невольные ошибки будут исправлены, действительно обиженные будут удовлетворены, а в общем через пару лет наша Красная армия, её командиры и начсостав будут стоять неизмеримо выше, чем-то было бы без этой реформы»

Недовольных было много. Получалось.  что «по линии присвоения военных званий проведена определённая, очень тонкая работа по рассеиванию всего начальствующего состава, причём создана такая обстановка, при которой развивалась вражда, глубокая вражда, была ставка на недовольство, глубокое недовольство»

Заместитель командующего Харьковским военным округом комкор С.А. Туровский рассказывал своим сослуживцам после


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     11:56 27.12.2020 (1)
Сейчас тоже идут репрессии. Та же военная ситуация. Только мы ничего не знаем, как и в 30 -тые годы
прошлого столетия. У нас тоже много завистников и прочих деньголюбов, которые плевали на свой народ.
И мы только опосля всё узнаем и то нечаянно, если кто- то проговорится.
     14:57 27.12.2020
Не могу согласиться с вами, госпожа Сандра! Не могу!
Сейчас в России нет никаких репрессий. Сейчас в России, скорее, "антирепресии", когда преступников не сажают. Примеров таких в нынешней России вагон и маленькая тележка. Можно назвать фамилии - их все знают, но я не буду.
С наступающим Вас Новым Годом!
     11:09 27.12.2020 (1)
Спасибо. Интересно, хорошо написано. С наступающим Новым годом!
     11:20 27.12.2020
1
И вам - спасибо! И вас с наступающим Новым Годом.
Рождество у нас отняли, ну, а Новый Год отнять невозможно!
Реклама