Заметка «Опус о рифмах – внешних и внутренних.»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Баллы: 2
Читатели: 477 +2
Дата:
Предисловие:
Друзья, всех – с наступившим!
Счастья, счастья и счастья!

Но праздики – праздниками, а стихи – стихами.

Опус о рифмах – внешних и внутренних.

Я не стану здесь приводить общеизвестные постулаты и принципы рифмовок, не задержусь и на классификации концевых рифм.
Оспорю лишь странное утверждение, часто встречающееся на страницах всевозможных окололитературных сайтов рунета,
о том, что основа рифмы заключена в созвучии ударного гласного звука, замкнутого созвучным согласным. Считаю такое утверждение фонетической глухотой.
Да, статистически – большинство авторов как раз и рифмуют по описанному принципу, однако признать, что добротная рифма опирается на гласный звук, увольте, не могу.
Принципиально убеждён, что в качественной рифме всегда присутствует созвучный согласный звук, предшествующий ударному гласному, на который рифма и опирается.
Исключение тут составляет случай, когда рифма углубляется в тело строки и теряет акцентность.
Рифме «магистраль/диагональ» – чуткие уши предпочтут рифму «магистраль/набирай».
Хотя и первый вариант – вполне правомочен.

Но я, собственно, – о другом. О внутренней рифме.
Заранее прошу простить меня тех читателей, которым не понравится, что в качестве примеров я здесь использовал свои стихи. Это значительно облегчило мне работу, а аморальность этого – надуманна. Замечу, что хоть тот же Юрий Кузнецов (и он тут не оригинален) не стеснялся перед студентами и слушателями приводить в пример свои стихи. Тем более, что я свои привожу не в качестве примера того, как нужно писать, а в иллюстративных целях. В рекламировании же произведений не нуждаюсь.

В головах авторов и критиков, относящих себя к знатокам рифмовок и аллитераций, зачастую царит полнейшая неразбериха. Наиболее частые принципиальные ошибки состоят в том, что к внутренним относят рифмы, которые к оным не имеют ровно никакого отношения.
Видов ошибок несколько.

Первая, почему-то свойственная, как правило, авторам-женщинам.
Рифмованные строки соединяются попарно, в результате чего получается длинная строка с рифмой посередине. Дело, конечно, авторское, в каком виде представлять читателю свои тексты, однако надо же и понимать законы восприятия заложенной в текстах эмоционально-смысловой информации (ЭСИ). А они таковы, что максимально эффективная отдача произведения получается тогда, когда читатель воспринимает ЭСИ с той же скоростью, в той же ритмике, которые вдохновлённый автор вложил в текст. А чтобы вывести читателя на эту ритмическую скорость, необходимо обеспечить максимальный комфорт чтения. Именно поэтому недопустимы в поэтических текстах сложные инверсии, нежелательны простые инверсии и всевозможные ритмические перебои и спотыкачи, затрудняющие чтение. Но главное – строки должны быть как можно короче, поскольку короткую строку глаз схватывает целиком – и ему не нужно выполнять сканирующих движений. Потому мастера специально разбивают длинные строки на более мелкие фрагменты, вне зависимости от того, будут ли строки замкнуты рифмами.
Понятно, что при выпрямлении двух и более строк в одну – внутренние рифмы возникнуть не могут.

Вторая ошибка.
Многие часто принимают части рифм, погружённые в глубины строк, за  отдельные внутренние рифмы. Принципиальность этой ошибки – в том, что параллельные созвучия рифмующихся строк по сути не имеют ничего общего с рифмами внутренними, у них и назначение – иное.
В качестве примера приведу случай из своего опыта тестирования конкурсов сайта ПОЭМБУК. Организатор, он же модератор одного из конкурсов, не буду называть его имени, отклонил одно из моих стихотворений, которое побеждало в серьёзных престижных конкурсах и опубликовано в нескольких толстых журналах. Претензия была в том, что модератор счёл рифмовку примитивной, утверждая, что рифмуются одни окончания, а мои разъяснения относительно того, что применены рифмы увеличенной глубины, счёл некомпетентными, назвав внутренние части рифм – внутренней рифмовкой и аллитерациями. Вот, собственно, стихи:
* * *

Есть право на любовь. Есть право на ошибку.        – на ошибку
Среди иных даров Господнего добра                    - него добра
Есть право догорать в надсумеречной зыбке          - ной зыбке         
Полночной немотой душевного костра.              - ного костра

Безнравственно просить в молитве наслаж.                    - дений
Но слаще ничего при жизни не хочу –                      - не хочу
Лишь продлевать с тобой литой поток мгновений.        - вений
И руки вознося, в отчаянье молчу.                              - нье молчу

Я вечно нахожусь в подвешенности между                          - вешенности между
Злодейством жадной тьмы и добротой огня.            - и добротой огня
Но верю и живу немеркнущей надеждой,                            - меркнущей надеждой
Что смертная любовь бессмертнее меня.                    - бессмертнее меня

Кто-то может сказать, что в последней рифмопаре глубина рифмовки – намного меньше выделенных фрагментов, но напомню, что рифма – есть не совпадение звуков, но – лишь созвучие, а последнее обеспечивается наличием схожих звуков, пусть даже в несколько иной последовательности. Сложная аллитеративность иногда работает не только на общий фонетический рисунок текста, но и на его рифмовку.
Но да не в этих стихах – суть.
Можно привести множество примеров глубокой рифмовки. Например, недавнее:
ДРОЖЬ
И ведь бывают же такие,
Что в сердце – дрожь!

Умру, наверное, с тоски я,
Коль ты уйдёшь.

Кусают зА души москиты –
Несут беду.
Умрёшь, наверное, с тоски ты,
Коль я уйду.

Не разрывай же круговерти,
Пускай грызут.
Беда не так страшна, как смерти
Грозящий зуд.

Через плечо ли дунем-плюнем –
Грызите, что ж!
Переживём-перебедуем –
И снова – в дрожь…

Или впечатавшиеся многим в память глубокие рифмы Владимира Высоцкого:
«Ах, какая же ты близкая и ласковая,
Альпинистка моя, скалолазка моя…
…рвалася в бой
…взяла с собой…»

Бывают и такие стихи, где рифмующиеся строки созвучны целиком. Примеры приведу несколько ниже.

Внутренней же называется рифма, присутствующая вне зоны рифмования парных строк.
Как правило она – внесистемна.
Так внутренняя рифма имеет право присутствовать – либо в строках, принципиально не являющихся рифмующимися, либо внутри одной строки,
В качестве примера первого варианта – возьму первую строфу своего стихотворения «Лазоревый ангел»:

Лазоревый ангел
В лазоревом небе парит.
Кто верит – увидит
И ясно заплачет навзрыд.
А кто-то смеясь отмахнётся
Небрежной рукой –
И облачко нежно сольётся
С небесной рекой…

Здесь сквозная рифмовка строк идёт в последней рифмопаре. Можно привести примеры и более точной сквозной рифмы. Скажем, вот такая:
К девушкам –
Где уж там!
Собственно, на основе этой рифмопары нетрудно слепить и внутреннюю рифму в одной строке, например:
К девушкам едем? Да где уж там! – поздно:
Уж в небесах зажигаются звёзды.

А в стихотворении «Лазоревый ангел» внутренняя рифма – Небрежной/нежно присутствует в не рифмующихся предпоследних строках.
Собственно, трудно поспорить с тем, что и глубокие рифмы, и внутренние – по сути работают на мелодику стихотворного текста, а значит, на общую его аллитерацию.
А без мелодичности звучания текста лирические стихи в абсолютном большинстве случаев – ущербны, поскольку не используют всех существующих возможностей воздействия на читателя.
Вот, собственно, и всё о внутренней рифмовке, об одном из многочисленных инструментов поэта.
Надеюсь, объяснил внятно.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     22:59 07.01.2021 (1)
1
Очень дельные мысли! 
Опираются на опыт и глубинное понимание предмета.
Оставил себе в личную библиотеку поэтического мастерства. 
     09:33 08.01.2021
Благодарю, Валерий.
Приятно иметь единомышленников.
     13:15 05.01.2021 (1)
1
Сергей, это матрица, которую Вы конструируете для своего творчества. То есть, Вы задаёте рамки созвучных слов. - Не вообще созвучных самих по себе, но созвучных в той матрице которая создана Вами.
Традиция предполагает сочетания слов в своей стихии, так сказать. Она предполагает расширение,но не ограничение. Говорят- Пушкин создал русский литературный язык, Данте - итальянский, Гёте- немецкий.
Это своего рода "порядок из хаоса"- это и есть Традиция.
У Вас, наоборот...Вы ограничиваете (сужаете) пространство слова.- Это признак модерна.- Традиция выхолащивается, и возможное спасение- это модерн, который в свою очередь не может удержаться "в себе"-в силу бедности почвы на которой он опирается, и падает в постмодерн - в беспочвенность.
Ваши стихи тем и интересны (на мой взгляд),что являясь по сути модернисткими, внешне кажутся вполне традиционными.

     15:32 05.01.2021
Бог его знает, Борис,
я намеренным конструированием стихов от формы (частью которой является и рифма) специально никогда не занимался -
и считаю это принципиально верным. Исключение - сонеты, к которым, правда, в последнее время охладел, пресытившись в переводах примитивизмом их, тем не менее, совершеннейшей формы.
Но мой подход к рифмам и их классификации мне видится, напротив сказанного Вами, именно расширением понятия рифмовки. Ибо к ней я отношу и приёмы аллитерации.

Никаких ограничений на технику сложения я в статье не налагаю, но лишь расставляю по полкам существующее. Ибо явственно увидел, находясь у руля сайта ПОЭМБУК, в котором лично тестировал каждый весомый конкурс, не считая того, что привлекал к судейству действительных авторитетов литературы, таких как преподаватели Литинститута, редакторы журналов и значимые поэты... - явственно увидел путаницу в понятиях и классификациях.
Любопытно, что практически аналогичный взгляд на рифмовку мне показали и на Стихи.ру, где свои теоретические взгляды публикует Тимофей Бондаренко. Он углублённые в строку рифмы назвал расширенными, но своё терминологическое видение считаю более точным, поскольку расширение - процесс симметричной центробежной экспансии, а углубление - процесс экспансии односторонней, однонаправленной. Неверная, неточная терминология не просто ложна, она вредна по сути. А править нужно не только текст Конституции.

Насчёт своих стихов скажу, что случается и действительно модерн (вполне возможно, мой подход частично заимствован у Пабло Неруды, но может, я просто нашёл у Неруды что-то мне близкое), и мне нравится, когда это происходит, но происходит не всегда. Правда, со стороны, наверное, виднее)
     20:52 02.01.2021 (1)
2
Вообще, первое стихотворение лучше разделить по месту цезуры в сответствии с тем трёхстопным ямбом, которым оно написано:

Есть право на любовь.
Есть право на ошибку.
Среди иных даров
Господнего добра
и т.д.  
     20:57 02.01.2021 (1)
Вот совершенно согласен, Александр.

С наступившим!
Счастья!
     23:32 03.01.2021 (1)
Да, но что же делать с этой заметкою-то?
Употребить ли в целях самообразования? Взять ли на вооружение? К сведению ли принять?.. Ке фер? Фер-то ке?
     16:08 04.01.2021 (1)
Читать и усваивать сказанное.
В том виде, как есть в заметке, стихотворение поставлено специально -
так его иллюстративность в ракурсе описываемого вопроса - нагляднее, недоумевающий Вы наш)
Мог бы привести стихо там же и в трансформированном виде, но он статьёй и без того подразумевается)))
     16:54 04.01.2021 (1)
Сергей Контантинович... Но Вы там столько нагромоздили...  Квазилитературоведческого...
Всех запутали... Напридумывали новых значений для терминологии, уже до Вас введённой, но имеющей совершенно другое значение. Короче, совершеннейшая путаница в понятиях.
     17:05 04.01.2021 (1)
Я ценю Ваше квазилитературоведческое ЛИЧНОЕ мнение, но статья как раз и разгребла путаницу в понятиях.
Вы же вправе придерживаться понавведённой ранее чепухи.
Даю полное право.
     18:14 04.01.2021 (1)

Я бы и не стал комментировать, конечно.
Потому как автор уже сам дал исчерпывающую характеристику своему сочинению - опус.
Но интересно другое: вот Вы, столичный, вроде бы, человек. Москва - огромный город с массой возможностей, неисчислимыми вариантами организации как трудовой, так и досуговой деятельности. Почему Вы не используете всё это для самореализации?.. Можно сформировать такой интересный круг общения, используя его и для саморазвития, и для творческого роста, а - возможно - даже и для приобретения мастерства.
     19:03 04.01.2021 (1)
Александр, что-то Вы с пикирования на заботу перешли...
В современном мире круг общения, как правило, сводится либо к позированию друг перед другом на всевозможных презентациях и оглашенных конкурсах, вроде Волошинского,
либо к питию по поводу. Вёл я с Рыжиковым и Лито, преподавал на Курсах - и всё сводилось к тому, что набивается впридачу к талантливым авторам - вдесятеро больше бездарей,
и процесс становится неэффективным.
Поэты - народ штучный.
Бояринов давеча сказал мне: вот собрались вместе человек сорок-пятьдесят "современных", пиарят друг друга - и думают, что от них что-то останется.
А останемся мы. Вся эта модерная, постмодерная и прочая шелуха уйдёт вместе с ними.
И возразить нечего.
И то же мастерство - нарабатывается только при собственной работе со своими стихами.
После многих подходов самого автора тексты обретают совершенство, а не в результате чьих-то советов.
А для редакторской работы в журналах теперь вполне достаточно интернета.
Так что не считайте, что Вы в своей Кировской губернии сильно обделены.
В далёких и почти забытых местах страны живут себе и творят замечательнейшие поэты. И совершенствуются без какого-либо гоп-содружества.
Ну, встречаюсь я время от времени и с Пашей Крючковым, и с Виктором Кирюшиным, с Александром Торопцевым, даже с Владимиром Крупиным...
Ну, побазарим о той же поэзии, шлёпнем по стакану, посетуем с тем же Пашей, что Василевский традицию в Новом мире запретил, но что от этого меняется-то!
Вот все сейчас ворчат на дистанционное преподавание.
А мой опыт говорит как раз о том, что наиболее эффективна именно дистанционка, только индивидуальная.
А не глаза в глаза, как это было у нас с Рыжиковым, когда за вечер мы давили по два пузыря коньяку - и потом я из Томилино ехал за рулём в центр Москвы.
Высадили литров по сто коньяку, штрафов заплатил - мама не горюй! - да и времени на одну дорогу сколько потратил...
Хотя личное общение с мэтром и делает своё дело.
     19:19 04.01.2021 (1)
У Вас всё фигуры какие-то... не те.
Таких и у нас в Кирове полно.
     19:59 04.01.2021 (1)
Эт Вы хватили)))
     20:04 04.01.2021 (1)
Знаете, какие толстенные книжки издают?
Убиться можно.
Они, разумеется, абсолютно не востребованы.

Кстати, Крупин, по-моему, впал в совершеннейший маразм.
Впрочем, Кильмезь он и есть Кильмезь...
     20:51 04.01.2021
Стихи сейчас точно не покупают.
Библио-Глобус прекратил приём поэтических книг.

Крупина не видел года три уже.
Но маразматических вещей у него не читал.
Он очень добрый человек с широкой душой.
     23:09 02.01.2021 (1)
1
А пельмешкой - не мешкай - это какая рифма, сильно глубокая или средне?)
     09:15 03.01.2021
)))
В зависимости от длины строки.
Что балуешься, кот,
С пельмешкой!?
Набивай-ка живот!
Не мешкай!!!
Вообще - сквозная!)))
     21:30 02.01.2021 (1)
Закон гласа автора и закон слуха читателя (заметьте – и, а не против – вполне независимо). Какого закона придерживаться автору (не читателю же). По меркам некогда введённого самовыражения – читатель вторичен. Но… – вторичен зависимый читатель, а независимый – в поиске художественной словесности с её закономерностями прочтения. Слух, осваивающий её гармоничные закономерности, распознаёт благозвучность любых свежих рифм; а без рифм – ритмической благозвучности… и характеризует одно стихами, а другое – претензиями на стихи. Всё просто, но для кого? Увы… (Авторы: О чём это ты …от? – … Увы…)
     21:42 02.01.2021
При написании автор не имеет прав отклоняться от собственного слуха.
При изложении "на бумаге", то есть - ДЛЯ ЧИТАТЕЛЯ - автор обязан думать уже - о читательском восприятии,
иначе его шедевры не оценят по достоинству.
Насчёт свежести рифм... Новое - это хорошо забытое старое.
Избитые рифмы могут у многих гурманов вызывать оскомину.
Поэтому - нежелательны.
Однако, бывают моменты, в которых оные - незаменимы.
И гурман должен бы это понимать.
Реклама