Заметка «На долгую память: советский эротизм в фотографиях Николая Бахарева»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Сборник: Заметки о всяком
Автор:
Баллы: 6
Читатели: 1026 +1
Дата:
Предисловие:
                     

На долгую память: советский эротизм в фотографиях Николая Бахарева

                                 
                                                                            Николай Бахарев




Работая слесарем на металлургическом комбинате, Николай Бахарев подрабатывал, фотографируя отдыхающих на пляже. Спустя годы его работы оказались востребованными и обсуждаемыми далеко за пределами России. Их отобрали для основной программы 55-й Венецианской биеннале и выставляли на Международных фотографических встречах в Арле в 2013 году.



Николай Бахарев родился в 1946 году в деревне Михайловка Кемеровской области. В четыре года осиротел и воспитывался в детском доме, затем работал слесарем на Новокузнецком металлургическом комбинате, а в выходные дни фотографировал желающих на пляже для подработки.



Некоторым настолько нравился подход Николая, что они соглашались позировать в домашних условиях. Тогда продолжение съёмки давало результаты, из которых сложились наиболее эротически заряженные фотоциклы. За любовь к наготе «Независимая газета» даже назвала Бахарева «Русским Ньютоном». Хотя стилистическое сходство у этих фотографов отсутствует, работы обоих определяли как порнографичные.



Николай Бахарев – представитель Новокузнецкой школы фотографии, которую представляют также Владимир Воробьёв и Владимир Соколаев (учстники творческого объединения «ТриВА», расформированного «за распространение идеологически вредных фотографий»). О своей работе Бахарев рассказывает:



«Небольшая часть клиентов с пляжа, которых заинтересовал мой подход к работе, соглашалась попозировать уже в домашней обстановке. Так и возникли циклы фотографий "В интерьере", "Вместе", "Диванчик", "Развлечение" и другие. В ходе фотосессий, длящихся до шести часов, возникали особые отношения, позволявшие добиваться своеобразных результатов, которые в корне отличались от тех, что предлагал журнал "Советское фото". Ведь не я, а заказчики "навязывали" мне сюжеты для постановок. В этих сюжетах и проявлялись их представления о том, что они хотели запечатлеть на "долгую память". От меня лишь требовалось эстетически расставить всё по местам и грамотно направить освещение. А в результате случайно удавалось передать ту интимность, которая не считалась достойной отображения в изобразительном искусстве как низменное и примитивное. Хотя в книгах и кино нередко встречались подобные сюжеты».



Снимки Николая Сергеевича можно разделить на приватные и публичные. В первых чаще всего запечатлены женщины или пары в домашней обстановке, а в публичных снимках – группы людей в купальниках, позирующих на пляже или в лесу. В 60-х и 70-х годах съёмка обнажённой натуры была незаконна. А в роли пляжного фотографа Бахарев мог зарабатывать на жизнь и изображать своих персонажей гораздо более откровенно, чем разрешалось официально.



С 1991 года Николай Бахарев – член Союза фотохудожников России. После падения железного занавеса его работы стали расходиться по отечественным и международным выставкам и конкурсам, пополняя музейные и частные коллекции в России и Штатах.



В снимках Бахарева советских времён не только тела позирующих, но также страсти и заглушённые фантазии жителей промышленного города. Автор текста к фотокниге Николая Бахарева «Новокузнецк» («Novokuznetsk») американский фотограф, критик и куратор Аарон Шуман написал:



«Было бы легко истолковывать эти фотографии просто как порнографические грёзы грязного старика-манипулятора, но есть в них кое-что ещё – в глазах персонажей, в их искренности, в их любопытстве и в обстановке – оно говорит о том, что здесь происходит гораздо большее и простирается оно далеко за рамки явной сексуальности, вуайеризма и простой титиляции».



Больше фото Николая Бахарева можно увидеть здесь:

https://cameralabs.org/11987-na-dolguyu-pamyat-sovetskij-erotizm-v-fotografiyakh-nikolaya-bakhareva?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com



                                                     
           












Послесловие:
                                   

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     10:15 04.04.2021 (1)
1
Примерный текст мегафонной кричалки катера, курсирующего вдоль Куршкой косы в середине 80-х:
«Граждане, немедленно оденьтесь, вы находитесь на территории Советского Союза».
Потайные нуддиские пляжи были до невероятия популярны, подавленная десятилетиями государственного рабства сексуальность лезла из всех дыр.
И да... Такого количества хорошей эротической фотографии в 90-е годы уже не было. Уже мало кого интересовало, включая самих фотографов. Обычный жанр, не более того. Просто все на свои места стало!
     16:43 04.04.2021 (1)
1
Согласен с Вами, Иннокентий, - в СССР эротика была в подполье и потому остро интересна. А потом все эти ню уже стали обыденностью. Там, где я взял материал о Бахареве, есть линк на работы одного литовского фотохудожника. У него просто эротичные девушки на песке и в травах. Красиво, но скучновато. А у Бахарева - каждое фото - море информации. Николай не только себя увековечил этими фотоработами, но и ту эпоху, которую он ПРАВДИВО и МАСТЕРСКИ отобразил на фотоплёнке. 
     17:42 04.04.2021 (1)
1
Да, до какого-то времени, года до 85-86 совсем унылое время шло... Секса "не было". Были презики по четыре и по десять копеек, шалавы у гостиниц на Трипперштрассе в любом крупном городе и брутальное гомосечество, как часть властеотношений в местах закрытого содержания. Ну, и фоточки... Иногда очень художественные. И все!
Зато потом лет пять таких промискуитетных случилось, что казалось - вторая после политики тема!
     18:36 04.04.2021 (1)
1
Ну да - пиком этого момента была поза "наездница" в фильме "Маленькая Вера". Я помню, как в остёрском кинотеатре битком забитый зал впал в гробовое молчание при появлении на экране этих кадров. Испугались!  А потом смотрели "Авария, дочь мента" и "Воры в законе"... Но Наталья Негода запала в сердца на десятилетия! 
     19:41 04.04.2021 (1)
Да, весьма памятно! А потом я посмотрел несколько не переведённых ещё западных фильмов с избыточной по сюжетам эротикой (Гринуэя того-же), и все про отечественный кино-эротизм понял.
Вот в фильмах Балабанова, весьма содержательных в этом плане, эротизм в норме... Это не только красиво, но и не раздражает выходом за фабульные пределы. Наверное, это своего рода эталон нормы... И славно, что хоть это, наверное, закрепится в российском кинематографе. Слишком уж мощные образцы. Тот же "Кочегар", например.
     21:22 04.04.2021 (1)
1
О, да, "Кочегар" - супер! Но мне сильнее всех зашёл "Морфий". Все говорят о "Грузе 200", как о высшем достижении Балабанова, но я не согласен. "Груз 200", в общем-то, конъюнктурен. Балабанов, очевидно, решил отметиться этой работой в афганской теме, которая в тот период была всё ещё очень острой. Плюс "чернуха" в постперестроечное время стала мейнстримом. Тогда прямо поток таких фильмов шёл. Мне больше всего запомнился "Невозвращенец", как наиболее яркий и типичный фильм периода коллапса Перестройки. Да... Алексей Балабанов, конечно же, куда сильнее и масштабнее, как мастер, всех прочих российских артхаусников. IMHO, конечно.

     22:16 04.04.2021 (1)
1
Для меня "Груз-200" особенный фильм, в чем-то зрительски-неприемлемый.
Думаю, что роль Серебрякова, особенно в начале картины, сама по себе ужасна (сценарно ужасна и не нужна точно). Однако единственного просмотра этого фильма мне хватило, чтобы уже много лет помнить и думать. Возможно пересмотрю...
Кстати, "эротизм" весьма специфический в фильме. Он и рядом, как полагаю, ни разу...
Фильм о "Зле", о том самом, которое само по себе "ЗЛО".
И замечательная гамма "вторых смыслов". В том числе, о природе совка... И ведь это православный и очень глубокий человек снял, искренне!
Темы "Афгана" там и нет практически - мало ли откуда гробы в России?!
     22:50 04.04.2021 (1)
1
Труп афганца, к которому мент-психопат приковал девушку, один из главных символов фильма. Моё мнение! Сцена, где мамаша мента сидит у телевизора, отмахиваясь от мух, которые слетелись на разлагающееся тело солдатика, - невероятно мощна! Я думаю, что тут громадная символика. Возможно, Балабанов хотел сказать, что постсоветская Россия всё ещё сидит у трупа СССР, тупо смотрит ТВ и гоняет мух, которые жрут это воняющее тело, к которому прикована прелестная девушка - символ нового поколения России. А потом развязка - женщина врывается в квартиру и расстреливает мента, спасая девушку. То есть, всё-таки у России есть позитивное будущее. Это сугубо моя версия - не навязываю.
     22:59 04.04.2021 (1)
1
Так вот оно какое позитивное будущее!
Как-то так...
Просто здесь, в фильме, факультативна тема конкретной войны... Да, по времени "Афган" подошёл...
На очень хорошем уровне абстракции фильм.
Конкретика только одна - разлагающийся совок!
И она весьма актуальна... Поскольку атрибут "ЗЛА". И это зло зло.
     23:06 04.04.2021 (1)
1
Сейчас сбегал на Ютьюб за сценой этого расстрела и - Божий Перст! - нарвался на пару видеотолкований фильма. Вот это мне показалось вполне интересным:
                                        
                                              
     19:55 05.04.2021 (1)
1
Шикарный разбор!
     00:26 06.04.2021
1
Да, талантливый паренёк!
     16:00 04.04.2021 (1)
Все фотографии обнажённых роднят глупое выражение лиц и убогий интерьер. Фотоискусства не нашёл.
     16:35 04.04.2021 (1)
Согласен в плане выражения лиц и убожества интерьера. Но ведь фотохудожник ЧЕСТНО и БЕЗ ПРИКРАС отобразил то, что видел вокруг себя. Это СССР! Не Дания и не Канада! Именно поэтому Николай Бахарев и был приглашён после падения Империи Зла на фотовыставки мирового уровня. Ещё ценность этих кадров не только в ПРАВДЕ, но и в невероятной смелости художника. Во времена Совка за подобное искусство он, в лучшем случае, мог бы загреметь в психушку, а в худшем - в концлагерь. На свадьбе у моей кузины в августе 1976-го года в Чернигове фотографировал фотограф, известный в Чернигове своим мастерством. Так вот, пару лет спустя стало известно, что он повесился, чтобы избежать лагерного срока за "распространение порнографии" - он занимался тем же, что и Николай Бахарев. Так что, Николай Бахарев прочно занял своё место в пантеоне советских фотохудожников, благодаря ПРАВДЕ его снимков и мужеству художника, решившегося, по меткому выражению Александра Солженицына, "бодаться с дубом". А есть ли элемент искусства в работах Бахарева или же нет - могут решать специалисты по фото. Скажем, гениального питерского живописца Василия Шульженко, прославившегося его картинами о жизни Совка, в своё время клеймили АНТИСОВЕТЧИКОМ и ГРЯЗНЫМ ВРУНОМ. Тем не менее, те, кто его клеймил, исчезли, как роса на Солнце, а художник Шульженко известен всем специалистам по живописи во всём мире. Вот самое любимое моё полотно у Шульженко: "Сортир"
Не правда ли, гениально? Но совок и, прибитый ВЛКСМ, поцреот рявкнет: "Это не искусство, а мерзость! Этот хохол смакует уродство и врёт на Советский Союз! Да, были отдельные недостатки, но партия с ними успешно боролась! А всякие шульженки обмазывали усилия КПСС говном из их сортиров!" Верно?

     18:13 04.04.2021 (1)
Лучшее из Василия Шульженко у меня давно в компе.



Шульженко придумывает гениальные сюжеты и композиции, через типовые образы и даже через особую палитру показывает страну. Умопомрачительный гротеск, капричос Гойи отдыхают. 
Я бы не стал сравнивать большого художника с ремесленником от эротического фото. Да, возможно, что в Америке тех лет его фото смотрелись как экзотика. Но я в сети видел сотни фото с обнаженкой, которые по замыслу и исполнению далеко  превосходят данного мастера.
     18:30 04.04.2021
Фото Бахарева ценны не обнажёнкой, как таковой, а тем, ГДЕ и КАК они сделаны. Так-то, в тот же период в эротических журналах Запада были в разы более впечатляющие фото, но в них нет ничего, кроме прелестей девиц. Лично мне в тысячу раз интереснее смотреть на горемычную жительницу совдеповской общаги, сидящую на всклокоченной солдатской кровати, нежели на соски и письку гладкой и роскошной американки из журнала Playboy.

     12:55 04.04.2021 (1)
1
Спасибо. Интересно
     16:36 04.04.2021 (1)
1
И Вам, Леонид, спасибо за интерес!
     17:03 04.04.2021 (1)
1
     17:33 04.04.2021
1
Реклама