Заметка «О человечности в бесчеловечном мире/психологическая проза Аллы Борисовой»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Сборник: #ТриумфРемесленника_эссе
Автор:
Оценка: 5
Читатели: 259 +1
Дата:

О человечности в бесчеловечном мире/психологическая проза Аллы Борисовой



О человечности в бесчеловечном мире
Психологическая проза Аллы Борисовой

Психологическая проза Аллы Борисовой сочетает в себе всё, что необходимо для настоящей хорошей литературы. Выразительные, сложные, неоднозначные характеры. Содержательные, тщательно прописанные, диалоги с афористическими, ёмкими, подчас — парадоксальными, мыслями. Зримые, символические детали, благодаря которым ландшафты, интерьеры или портреты обретают материальность, а голоса персонажей — собственную интонацию. Интересный, обогащённый подтекстом, сюжет. Внятный, ясный литературный язык изложения и социально значимые, актуальные, темы.

Человек в художественном пространстве прозы Борисовой — это центр повествования, это всегда напряженный разговор о жизни и существовании, о вечных ценностях. Это балансирование человечности на грани бесчеловечности.
Герои рассказов Аллы Борисовой — разные люди, каждый из них «застигнут» автором в непростой момент жизни, когда перед персонажем стоит выбор: пойти на компромисс с совестью, предать в себе человека, или — согласиться с потерями, но остаться человеком. Даже если ценой такого выбора является собственная жизнь.

Таков Павел, герой рассказа «Чудесен колокольный звон», бывший программист, много лет проведший в стенах психиатрической больницы. Кризис, тяжёлые потери и потрясения, предшествующие психическому срыву, не убили в нём заветную мечту. И когда перед героем встаёт вопрос: выбрать комфортную «цивилизованную» жизнь или стать изгоем — Павел выбирает второе. Оказавшись среди людей, которые, подобно ему, оказались «за бортом» современного мира, он находит силы для того, чтобы продолжать жить. Рассказ ставит перед читателем серьёзный вопрос, касающийся основ бытия современного человечества: что такое истинная цивилизация? Технологический прогресс и гигантский, состоящий из потребителей, человеческий муравейник, где правят вещи — или общество тех, для кого ценностями являются любовь, милосердие, свобода — как возможность делать добро для других, делиться лучшим, что у тебя есть внутри?

Рассказы Аллы Борисовой вообще не преследуют цели дать ответы. Они ставят перед читателем и героями острые вопросы — порой безжалостно, не давая ни малейшей поблажки. Так, герои рассказа «Так что же ты хочешь, Билли?» попадают в ситуацию нравственного выбора — в обществе, которое, казалось бы, давно избавило человечество от необходимости такого выбора.

«В обществе всё справедливо. Нет богатых и нет бедных. Есть стандарт заработка, и по закону ты его отрабатываешь. Есть закон о социальном равенстве. У каждого — карьерный рост и он просчитан. Никто не боится потерять работу — это невозможно. Ни у кого нет претензий к своему или чужому социальному уровню — это определяется рождением, и передаётся по наследству. И никто не огорчается, если не принадлежит к элитным слоям. Быть недовольным своим уровнем жизни — нарушение конституции. Но у нас нет ни нищеты, ни бедности. Никто не может умереть с голоду, остаться бездомным, как это бывало в прежние времена…» — так выглядит справедливый мир.

Билли Браун — почтенный профессор, задаётся вопросом: что на самом деле происходит за привлекательной витриной мира, где всё регламентировано, где каждое право человека становится законом, а каждое нарушение — карается во имя безопасности и стабильности? Профессор честен — ведь именно честности и правдивости учат всех в идеальном обществе с детства.
Размышляя о человеке «мира сего», философствующий профессор приходит к страшным, по сути, выводам: человек в таком мире, где «Вежливость — закон. Уважение — закон. Доброжелательность — закон» — духовно и нравственно мёртв, а потому — обречён на вырождение и потерю человечности.

Его тезисы срывают маску благополучия с демократически правильного, а по сути — тоталитарного и античеловеческого, общества, где быть живым — преступление.

Из тезисов Билли Брауна:

«Человек, как и всё человечество, может развиваться только самостоятельно, без внешнего давления, в синтезе своих достоинств и недостатков, находя свою истинную сущность»

«Подавление истинных, природных черт характера, генетических предрасположенностей, элементов натуры человека, как и человечества в целом, приведёт к деградации личности, общества, государства».

«Государство будет поддерживать анонимность доносов, и исключать бесконтрольность любого вида голосования. В мнимой демократии регулируется, контролирует тотально абсолютно всё, в том числе и всенародные референдумы и сто голосов по жалобам клеветников. Только так тоталитарный режим способен состояться».

«Демократия, основанная на карающей, контролирующей системе, — это абсурд и неизбежный геноцид»


Опубликовав тезисы о современном обществе в интернете, Билли Браун подписал себе смертный приговор. Курт Порше, которому Билли был ещё в детстве «назначен в друзья» вдруг заново открывает для себя действительность, от которой отворачивался всю жизнь.
Он понимает, что дружба между ним и профессором — была неестественной.
«Друг полагался каждому по закону. И как-то, за эти годы, они и на самом деле привыкли дружить…»

Что отношения в мире фальшивых, искусственно навязанных, ценностей — так же фальшивы. А весь мир погряз в тотальной лжи, где естественная, природная доброта не может расцвести, ибо её давно подменили страхом. Не для того ли детей лишают общения с родителями ещё в детстве, и человек — по сути — обречён на одиночество, несмотря на обилие «социальных контактов» и обязательное, предписанное каждому, «общение»?

То ли по несчастливой случайности, то ли преднамеренно, бездушная система (искусственный интеллект) выбирает Курта, друга Билли — для участия в судилище, где профессору будет вынесен приговор. Законы жестоки, за подобный проступок полагается смерть.
Курт попадает в жестокую ловушку, где ему приходится выбирать между злом и ещё более худшим злом. Но и это не имеет ничего общего с нравственным выбором — это скорее похоже на спасение собственной шкуры. Для жизни души в этом мире не остаётся места…

«Я… не имею права предать друга. Верность дружбе — закон. Мы можем расходиться во мнениях — это не нарушение, но предать, обмануть, оставить в беде — невозможно. За это полагается смертная казнь.
Все законы правильные, все принимались всенародно, единогласно. Отказаться выполнять государственный долг — предательство государства, ненадёжность гражданина, отсутствие патриотизма.
Значит, я обязан участвовать. Я обязан предать друга — это меньшее преступление, чем предать интересы страны и общества...»


Исход судилища онлайн, давно превращённого в формальность, предрешён. Каждый находится под контролем, люди боятся даже подумать о том, что мир устроен чудовищно по отношению к человеческой душе — ибо возмездие коснётся всех, с кем связан человек. В таком мире быть честным невозможно. Единственное, что ещё мешает людям жить в полной гармонии с миром лжи — остатки совести, которые заставляют Курта задержаться перед монитором и прокрутить в уме всю свою жизнь, будто старую киноплёнку.

Главная мысль рассказа — потеря человечности происходит не только в результате преступления, но и тогда, когда человек соглашается с бесчеловечностью. Даже если его репутация — безупречна и ничем не запятнана. А то, что в лживом обществе считается проступком — становится в личной судьбе героя Поступком и жертвенным подвигом во имя спасения человечества от полной и необратимой деградации..

О том, что мир гораздо сложнее наших идеальных представлений о нём, автор говорит открыто, вскрывая разницу между тем, что люди узнают из информационных источников — и тем, как всё происходит на самом деле. Угол зрения — власть. Эта острая социальная проблема — разрыв между официальной моралью и реальной трагедией жизни — отражена в прозаическом диптихе «Власть».

Автор приглашает читателя «заглянуть в душу» тем, кому выпала участь войти в структуры власти. Откровенное интервью бывшего правителя («Солнце уходит, оставляя мир») и монолог бывшего министра («Каину дай раскаяние») обнажают личную трагедию людей, которые попадают в адскую машину государственного управления. Они обречены на поступки, которые кому-то спустя годы будут казаться чудовищными, порицаемыми обществом. Но трагедия заключается в том, что именно благодаря этому общество когда-то выжило, и будет выживать в дальнейшем. Безвыходность — спутница власти. Идеальных людей, праведников, во власти быть не может. А сама власть — не столько привилегия, сколько способность взвалить на себя ответственность, умение рисковать, быть циничным, идти на подлость, на бесчеловечные решения, если этого требуют правила политической игры и обстоятельства. Что происходит с душами людей, прошедших через испытание властью? Что остаётся у них внутри от совести, от простых человеческих чувств и привязанностей? Что они чувствуют, оглядываясь на пройденный путь — спустя годы? Ответа на эти вопросы нет. Но после прочтения рассказа вряд ли захочется кого-то из героев осудить…

Собственно, проза Аллы Борисовой начисто лишена морализаторства, дидактики. Автор ставит читателя перед необходимостью искать ответы самому. И становится ясно: простых ответов не бывает.

П. Фрагорийский
из кн. Блокнот Птицелова. Триумф ремесленника

Послесловие:
P.S.
Статья написана для литературного альманаха и опубликована в альманахе Гражданинъ (№2)
Прочесть рассказы Аллы Борисовой, писательницы из Санкт-Петербурга (Россия), можно здесь:
Скачать/читать литературный альманах «Гражданинъ» №2 
Читать литературный альманах «Гражданинъ» №2 на издательской платформе calameo
Информация где еще можно читать и скачивать издание - 
Реклама
Обсуждение
Гость      11:28 26.04.2021 (1)
Комментарий удален
     11:50 26.04.2021 (1)
Лен, я так глбоко не копаю. Я даже не понял что именно ты имеешь в виду.
Гость      11:53 26.04.2021 (1)
Комментарий удален
     11:58 26.04.2021 (1)
Нет, Лена, я не о корне вопроса. Я о формулировке проблемы.
Тяжелая она, слишком общая и непонятная. Можно проще сформулировать: о личности и социуме.
А само слово - иерархия - уже совсем о другом. И баланс свободы тоже непонятно о чем. Что за баланс такой.
Есть свобода для - и есть свобода как ответственность.
Безответственность ведет к катастрофе.
В средневековье все было поделено на узкие сегменты по профессиональному принципу. И лучших пожирали свои, собраться, так сказать, по ремеслу.
Ну я так, иронично.
Пиши заметки, они у тебя интересные.
Гость      12:09 26.04.2021 (1)
Комментарий удален
     12:18 26.04.2021 (1)
Да эт не сегодня. Погода да. Я мучаюсь - голова болит так.
Стишок даже написал от безысходности.
Гость      12:19 26.04.2021 (1)
Комментарий удален
     12:34 26.04.2021
А я водку с анальгином, или коньяк, что -то крепкое.
Реклама