Прочитала я как-то рецензию Магдалины Гросс на произведение «Страх счастья» Эдуарда Вайнера. Хорошо написанная, тёплая и благожелательная рецензия так понравилась, что захотелось немедленно прочитать рассказ. Небольшая миниатюрка произвела впечатление романтического, но плохонько написанного произведения. Зато сладкие комментарии и их обилие впечатлили. И ладно бы писали их не избалованные хорошей литературой читатели, так нет - писаны они людьми, считающими себя писателями. Ну ладно, прочитала и забыла бы я всё это безобразие, если бы не увидела опус на главной странице, под рубрикой «Избранное редколлегией за неделю». Тут уж я не выдержала. Ну как же без ложки дёгтя. Решила, напишу и я чего-нибудь этакого.
И так.
Ветер вперемешку с мокрым снегом делал свое дело. (Ветер вперемешку со снегом, как половник вперемешку с супом. Не перемешиваются они, а вот перемешать что-то с чем-то вполне себе могут). Тело постепенно остывало, несмотря на теплую одежду. (А тут уже ужастик начался. Остывать может тот же самый пресловутый суп. Тело, к великой нашей печали, тоже может остывать, но… только после смерти, а вот живой человек мёрзнет (замерзает), что тоже, в общем-то, не очень приятно). Холод пробирал до озноба, трясло так, как будто внутри него был вибратор для трамбовки асфальта.( И так – шёл мёртвый человек и был у него озноб. Точнее холод пробирал его мёртвое тело до озноба. Морозит, или знобит при температуре, переохлаждении, стрессе и некоторых заболеваниях. Озноб может появиться даже в тёплой комнате, поэтому глупо писать про мороз и озноб когда человек почти… или уже, а вот сравнение с вибратором для асфальта понравилось). Хотелось быстрей добраться до тепла, домой, улечься в горячую ванну... Где его дом? (О том, что русский язык лоялен к построению предложений знают все со школьной скамьи, и всё-таки правила есть. Хотелось попасть в тепло, улечься в горячую ванну… хотелось домой… только где он, дом? Всё в прошлом… и т.д.).
Все это в прошлом... в далеком прошлом и вернуться в него нет ни какой (никакой) возможности, дважды в одну и ту же реку войти, еще не удалось ни кому. (никому) Глаза закрывались, усталость брала свое. (А вот тут следовало добавить про мысли крутящиеся в его замёрзших мозгах) Кто он теперь в этом мире? Беглый? Человек вне закона? Заблудший в своих исканиях – странник. Наверное, всё вместе. Как теперь жить?
Впереди блеснул огонек, похоже, что возможность отдохнуть стала обретать вполне ясные очертания. Дом (тавтология) стоял на отшибе деревни. Неясное очертания(е) теней в доме (тав.) наталкивало на мысль, что здесь ему вряд ли будут рады. (Нет, он точно мертвый, ибо видит сквозь стены. Вот если бы по мельканию теней в окне… и как можно по теням определить – будут ему рады, или нет? Но выбирать не приходится, и он постучал легонько в окно. (Лучше написать не приходилось, поскольку весь рассказ в прошедшем времени). Занавеска поплыла в сторону, и на него глянуло испуганное детское лицо. (Возникает вопрос: а почему испуганное лицо? Скорее оно должно быть любопытным. Или в этот дом никто никогда не заходил, поэтому ребёнок так испугался).
Резкий крик: «Мама!» - прорезал тишину. (Резкий крик прорезал тишину. Это в метель-то? Разгулявшийся ветер гонит мокрый снег, шумят деревья, где-то хлопает не закрытая калитка, или оторвавшаяся доска. В общем, нет в метель тишины).
Дверь в дом приоткрылась и на пороге появилась, довольно статная женщина в накинутом наспех платке. (Статный человек, какой он, - худой, толстый, высокий, низкий? Нет, конечно же. Это человек с хорошей осанкой, то есть с прямой спиной, не сутулый, а значит человек либо статен, либо нет).
– Кто здесь? - увидев незнакомого мужчину, вся напряглась, но позвала зайти в дом.(тавтология.) Переступив порог дома, (тав.) он понял, что здесь его никто не предаст, не сделает ничего плохого. (Какой он «вумный» однако. Увидев женщину и ребенка, сразу понял, что его не обидят и не предадут. А как они могут его предать и за что? Они знают что он беглый?) Женщина помогла снять с него верхнею одежду и предложила сходить в баню, благо дело (благо та ещё не остыла) та еще не остыла от купания сына перед сном. (И вот эта самая, почти статная женщина, вся напрягшись, а можно ли напрячься наполовину? впускает незнакомца в дом, помогает снять с него одежду, Вообще-то она должна была помочь ЕМУ, а не с НЕГО снять одежду и, с места в карьер, предлагает сходить в баню, которую она, топит каждый вечер, чтобы помыть ребенка перед сном. Ну не глупистика ли? Это сколько же дров нужно?) Отказываться было смешно и он, конечно, согласился. (Человек замёрз, его трясёт и он «конечно» согласился. Да он пищать должен был, от радости, что ему так подфартило) Она принесла в предбанник полотенца, широкую длинную рубаху. (акцентирую: она принесла в предбанник полотенце и рубаху). Оденетесь, когда выкупаетесь, (в бане моются) а вашу одежду я состирну и проглажу. С этими словами она оставила его одного.
Какое это было блаженство париться и обливаться горячей водой. (Я не думаю, что эта милая женщина каждый вечер парила ребёнка, а в остывающей бане париться – это нонсенс, поэтому, наверное, и пришлось ему обливаться горячей водой?) После мытья он одел рубаху (Одевают Надежду, надевают одежду. Вот такое незамысловатое правило) и вернулся в комнату. (А теперь вернемся к предбаннику. Создаётся впечатление, что баня либо в кухне, либо в спальне, ведь он вернулся в комнату. Если же существует предбанник, значит баня на улице, и он, для начала, должен был вернуться в дом). На столе стоял большой медный самовар, в вазочке лежали пирожки.(тав.) Пейте чай, с пирожками, (тав.) спиртного в доме не держу. Я Вам постелила на диване. Спокойной ночи. Раздевшись, (А теперь возвращаемся к рубахе. Он что голышом спать улёгся? Это в чужом-то доме, где только женщина и ребёнок.) он лег в постель и стал смотреть в потолок. Жизнь это калейдоскоп, постоянно меняющий картинки. Порой даже не понятно к чему они, с чем связаны. Разрозненные рваные кусочки, отколотые от судьбы. Эта женщина, ребенок, теплая постель... Все это было чем-то эфемерно знакомым, узнаваемым... (Эфемерно - призрачно, мнимо, нереально. недолговечно, мимолетно, воображаемо, непрочно. Так какое из этих слов подходит к словам «всё это было… знакомым, узнаваемым». Если автор не знает значение слова, можно и в словарь заглянуть).
Проснулся он (от)запаха сдобы, на столе стояла полная тарелка ватрушек(тав.) с творогом. Хозяйка позвала его завтракать. Сын хозяйки уже с аппетитом уплетал ватрушку, (тав.) шумно прихлебывая из большой кружки чай. За что ему это? Чем он заслужил такое отношение? (Надо бы делить на абзацы, а то непонятно к чему, или к кому относятся следующие за кружкой чая предложения).
За что ему это? Чем он заслужил такое отношение? Она даже не знает кто он такой, что у него за плечами? Каких дел он наворотил в своей жизни?
Хозяйка присела рядышком за стол, налила себе чаю и тихонько сказала:
– Можешь пожить у меня пару дней, пока наберешься сил, ни о чем я тебя спрашивать не буду. Сам расскажешь, если найдешь нужным. О себе скажу, что я вдова, живем мы с сыном вдвоем ни кому (никому) не завидуем. (Если человек не завидует, то он и говорить об этом не будет). Вдовья жизнь не сахар, но я на судьбу не ропщу. Иной раз и всплакну ночью, ну так слезы облегчают душу. (Она действительно не знает «кто он и каких дел наворотил», но начинает роптать на судьбу. Ну, очень странная женщина. Так можно мужика до икоты напугать).
Прошло два дня, погода успокоилась, выглянуло солнышко, ярко играя на боках самовара. (Вот если бы солнышко, заглянув в окно, заиграло на боках самовара, -получилось бы красиво. А так?..) За эти дни он так и не рассказал о себе ничего, наколол дрова, (наколол дров) сложив их в аккуратные поленницы, (Вообще-то поленница, длинная она или короткая, в один ряд или десять - всегда одна). натаскал воды в баню про запас, подправил покосившийся забор, навел порядок в сарае. Делал это с открытой душой и улыбкой, понимая, что уходить не хочется, но и не уйти он не может. Он так и не знал, (не узнал) как звать хозяйку, а пацанёнка она звала Федей. (Пацанёнка можно было и не упоминать. Странно как-то. За два дня они так и не удосужились узнать имена. А как они обращались друг к другу? Эй ты? Женщина – мужчина?) Рано утром следующего дня, он встал, оделся, (а до этого он голый ходил?) взял свои вещи и ушел, не простившись, куда неизвестно… своей дорогой. А ведь он мог попытать свое счастье, (попытать счастьЯ) и сделать счастливыми других, но не сделал этого.
Трудно ответить на этот вопрос. (А где вопрос?) Он видимо просто испугался, что не сможет дать им счастья.
Вывод не утешителен, не умеет господин Вайнер писать. Ему бы поучиться, почитать классическую литературу, только… зачем? Ведь что бы он ни написал, комментарии будут хвалебными.
|