Заметка «Крики души. Имитация поэзии»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Сборник: #ТриумфРемесленника_эссе
Автор:
Баллы: 9
Читатели: 280 +1
Дата:

Крики души. Имитация поэзии



Как-то одна знакомая сказала мне: «Поэзия - это крик души! Как можно её мерить какими мерками?» Надо отметить, кричит она громко, но стихи у неё не очень, мягко говоря. Сама себя она величает и поэтом, и философом, и ещё Бог знает кем. У неё полно всяких подтверждений о принадлежности к различным СП, литературным клубам и прочим литературным и окололитературным сообществам. Ещё какие-то дипломы с каких-то литературных и окололитературных сетевых мероприятий, которые можно назвать скорее развлекательными, организованными для невостребованных сетевых литераторов. И как возразишь? Действительно: душа и крики души никаким эстетическим измерениям не подлежат. А стихи? 

Крики души и некроз поэзии


Часто слышу: это «крик души», поэтому написал стихи. Не судите строго — это «искренне», «душой написано». И в откликах таких же «искренних людей» часто можно прочесть: «Ах, ох, ничего что коряво, зато — искренне». Или — «… ничего, что технически не очень — зато мысль интересная...»

«Зато» — ключевое слово. То есть — «вместо». Вместо чего? Вместо стихов?

Ведь если разобраться… Что такое творчество, хорошая картина, хорошая поэзия? Минимальный набор: вкус и чувство меры, чтение, информация. Контроль над чувствами, преобразование эмоций, превращение их в артефакт искусства. И никаких действий «в сердцах», никаких «криков». Никому эти «нервы и вопли» не интересны.

«Крик души» — это ещё далеко не стихи. Это просто невроз. Некроз поэзии.



Имитация поэзии

Самовыражение автора в стихах — не главное. Было бы что сказать, и было бы чем это выразить. Что у тебя есть за душой? Опыт души — и техника-слух-вкус. Одно без другого — никак. «Что» без «Чем» — не интересно. Как и «Чем» без «Что».

Наворотить, конечно, можно, много разных образов причудливых, насильно впихнуть и придавить их друг к другу. Но это не станет стихами, не коснется ни ума, ни сердца.

Или ты мастер — или неумёха. Или искусство — или жалкая поделка. Или пишешь стихи — или имитируешь поэзию. Сколько бы теоретических конструкций, нарративов, тропов, метафор и правил не было в твоей умной голове, амиго.

Имитация — как муляж. Груша-муляж иногда на вид хороша. А съесть ее нельзя. Так и со стихами. Вроде бы и написано неплохо, местами даже хорошо. А перечитывать, возвращаться, шептать запомнившиеся строки, перекатывая каждый звук во рту и наслаждаясь послевкусием стиха — не хочется...



Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     23:56 16.10.2021 (1)
2
Между мастером и неумехой, как и между искусством и жалкой поделкой,
огромная промежуточная стадия. Моей душе, насколько я ее знаю,
кричать стихами практически никогда не хочется, но за душой что-то есть,
и вкус, надеюсь, тоже есть. Что же в этом случае пишу я?
     02:13 17.10.2021 (1)
1
Из того что я прочел у тебя?
Ну... ты честен по крайней мере. Криков, воплей, соплей - я не увидел. Честные тексты. Мне нравится то что я читал.
     16:44 17.10.2021 (1)
2
Мы уже переходили на ты?
Впрочем, это не так важно, на ты так на ты.

Не только у меня. Таких, как я, хватает.
Просто, читая заметку, я не смог себя отнести
ни к мастерам, ни к неумехам, а свои стихи ни к жалким
поделкам, ни к искусству, третьего же
в заметке не дано. Отсюда и возник этот
вопрос.
     16:52 17.10.2021
1
Мы же о стихах говорим. а здесь или на ты (как равные) - или никак.
Я говорю в статье о процессе. стадии есть там где есть процесс. где есть целеполагание - сделать стихи лучше. есть внутренний цензор.
а там где кроме криков души и самоутверждения нет никаких особых целеполаганий - нет никаких стадий. и никаких надежд на то что стихи когда-нибудь будут лучше.
     16:16 18.10.2021 (1)
Всё верно, Юрочка. Так и есть. К сожалению, глухие не слышат призыва к молитве. А ни один графоман никогда не признается в своей болезни. Наоборот, будет доказывать, что "крики в душе" или из душа, однообразные и нестройные, и есть настоящая поэзия, а всё остальное это приглаженные и вылизанные подделки, без чувств, без страданий, безДУШНЫЕ, ничего не выражающие, кроме желания автора покрасоваться. 
И это необходимо - напоминать пишущей братии, что Поэзия не ведро картошки, которую так или иначе может сварить любой и каждый, кто захочет. Для сочинительства, кроме знаний, ещё и Божий дар желателен.
Но есть и другая сторона у таких заметок - читающий начинает судорожно идентифицировать себя в пространстве поэзии. Пытаясь сам себе ответить на вопрос - а кто же я?.....
     21:11 18.10.2021
1
Это полезный вопрос. К себе)
     21:57 16.10.2021 (1)
В целом всё правильно, но в чём проблема-то?..
     02:25 17.10.2021 (1)
У меня нет проблем. 
А в чем проблема у вас, Александр?)
     02:44 17.10.2021 (1)
Ну, заметки же публикуются, чтоб привлечь внимание к какой-то проблеме, обстоятельству и т.д. Не обязательно личностного свойства (и я проблему такого рода не имел в виду). Ведь и слово происходит от глагола заметить. То есть: я что-то заметил или вы заметили, что... ну и т.д.
     02:54 17.10.2021

я рад что помогло)))
     22:41 16.10.2021 (1)
сКОРЕЕ ЭТО ТОЖЕ КРИК дУШИ. дЕЙСТВИТЕЛЬНО, СТИХОВ  МНОГО РАЗНЫХ И СЛАГАЕТСЯ ОН ИЗ    МЫСЛЕЙ, ЧУВСТВ И ЭТО ОФОРМЛЯЕТСЯ В СЛОВО.   я ПИШУ СТИХИ, НО ДЛЯ МЕНЯ ВАЖНЫМ КРИТЕРИЕМ ВСЕГДА БЫЛО,  О ЧЕМ  ТЫХОЧЕШЬ СКАЗАТЬ, КАКОЙ СМЫСЛ ВЛОЖЕН В  ТВОЕ ТВОРЕНИЕ. вЕДЬ ЭТО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО РАЗГОВОР  ДУШ дУША С ДУШОЮ ГОВОРИТ СТИХАМИ И ВЫРАЖАЕТ   РЕАКЦИЮ НА СТИХ  ЭМОЦИЯМИ.  пОРОЙ ЧИТАЕШЬ СТИХ И НЕ ПОНИМАЕШЬ, А ЧТО  ЖЕ ЭТИМ СТИХОМ ХОТЕЛИ ПОВЕДАТЬ МОЕЙ ДУШЕ.  сО СЛОВАМИ НУЖНО БЫТЬ БЕРЕЖНЫМ, ЧТОБЫ ПОБЕРЕЧЬ ДУШУ ЧИТАТЕЛЯ.   я ДУМАЮ ВСЕ ВЕРНО.... ДЛЯ ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ   https://fabulae.ru/poems_b.php?id=419909
     02:26 17.10.2021
1
Читателя беречь - святое)
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама