Сегодня умерла Мариэтта Омаровна Чудакова.
Её книги - "Беседы об архивах", "Рукопись и книга" и, конечно, "Жизнеописание Михаила Булгакова" - стоят у меня на полках.
Даже случайно услышав в какой-либо из передач по телевидению или по радио её характерный голос, невозможно было его не узнать, и, бросив дела, не включиться в круг вопросов, на всякий из которых у неё был всегда свой - ясный, чёткий - ответ.
Вчера сообщили о том, что не стало Валерия Гаркалина, Народного артиста Российской Федерации (правда, после 2014 года, став одним из "несогласных с политикой российской власти на Украине и в Крыму", он уже не удостаивался государственных званий и наград). По "Радио России" в информационном сообщении отметили роли Валерия Гаркалина в фильмах "Ширли-мырли", "Ландыш серебристый" и "Моя прекрасная няня". Всё. А мне Валерий Гаркалин запомнился совсем не этими ролями. В 1992 году он сыграл генетика Дёжкина в фильме "Белые одежды", снятом по роману Владимира Дудинцева. Конечно, эта роль далека от кинематографической эксцентриады про братьев Кроликовых.
А позавчера промелькнуло сообщение о смерти человека менее известного, на первый взгляд, чем Валерий Гаркалин.
Однако стоит нам вспомнить слова смотрительницы музея из фильма "Старики-разбойники", вот эти - "После реставрации лучше стала", - как сразу и возникнет этот образ. Фамилию исполнительницы этой маленькой роли едва ли кто-нибудь из нас знал. Мастер эпизода, актриса Нина Агапова умерла три дня назад в возрасте 95 лет. Я, честно говоря, и не знал о ней подробно, даже о том, жива ли, не знал. Оказалось, была жизнь! И была непростая.
Да и Гаркалин, если вновь вернуться к нему, - смерть жены, два инфаркта, инсульт, с которым он был госпитализирован, и, если бы даже не короновирус, то всё равно едва ли впереди было бы что-то хорошее.
И Мариэтта Чудакова тоже могла бы при её ясном уме, подвижности и активности, несмотря на свои 85, прожить ещё лет десять (восточные люди живут долго), но короновирус решил иначе.
То есть, конечно, не короновирус решил, а какое-то высшее предусмотрение, которое тяготеет над всеми нами.
"Всевластна смерть".
Это слова из стихотворения Рильке. Их положил на музыку Шостакович в своей Четырнадцатой симфонии - самой, пожалуй, загадочной и странной среди его симфоний.
Но всё-таки как хорошо, когда уходящие могут оставить по себе память.
Книгами.
Или ролями.
Или даже небольшим эпизодом, который, однако, выветрить из этой самой памяти невозможно.
Сегодня вот о кончине Нины Руслановой весть очередной костяшкой домино упала.
Сдаётся мне, что всё человеческое в людях, как песок в песочных часах, а перевернуть их будет уже некому,- время не то.
Всегда кажется несправедливым, когда уходят лучшие.
Стоит заметить, что и Мариэтта, и Валерий стали жертвами ковида. Оба ушли из жизни в Коммунарке. Обидно, что Валерий был полностью привит. Он пролежал 20 дней в реанимации.
"Чудакова заболела 3 ноября, сообщала ранее ее дочь. К ней приехала бригада скорой помощи, но тест на коронавирус, по словам Марии Чудаковой, врачи не взяли. Дочь литературоведа вызвала знакомого медика, который лечил ее до 7 ноября из-за того, что Чудакова не хотела ложиться в больницу.
Она начала кашлять, температура поднялась до 38 градусов, а уровень кислорода в крови упал. 9 ноября врач поликлиники поставил Чудаковой диагноз «коронавирус». Врачи скорой отвезли ее в реанимацию. Дочь Чудаковой рассказала, что она полтора года не выходила из дома." (Из статьи)
Ужасный вирус. Люди, будьте осторожней!
Убийцы бывают разные.
В том числе и те, кто виновен в гибели людей в ДТП. Формально, это же ведь тоже убийство... Пусть непреднамеренное...
Михаил Ефремов, Эдвард Радзинский, Екатерина Шаврина, Людмила Максакова (вину которой, как говорят, на себя взял Таривердиев)... Это только известные люди... Как с этим быть?..
Про историю с Ефремовым я много читала, смотрела. Все очень неоднозначно. И он ещё жив, слава Богу.
Об остальных не знаю подробностей.
Хочу только сказать , что справедливость у каждого своя, особенно в наше время.
Все субъективно.
А я написала, как считала нужным.
Отчётливо помню её, буквально трехсекундную, роль в "Мастере..." Бортко... Ярче всего.
"Жизнеописание..." перечитаю на днях. Не так много книг, которые на самом деле хочется перечитывать.
Хорошо, когда после Человека остались хорошие книги... Его жизнь - в них!
А для меня первой книгой Мариэтты Чудаковой были "Беседы об архивах", которые вышли в серии "Эврика". В этой серии "Молодой Гвардией" выпускалось много хороших книг.
А знаете, Быков считает, что вот весь этот поток смертей (и то, что уходят нужные, значимые, порядочные) - это, как он назвал, - "эвакуация". В одной из программ "Один" месяца два назад примерно.
Да, к слову, Быков верит в бессмертие.
Вернее, что со смертью не всё кончается.
Мне так жалко Мариэтту Чудакову, так жалко...
Всегда восхищался ею!
Хотя, всё понятно, 85 это не 58, но всё же...
Не готов я был к этому.
И Гаркалин, вот того периода, из "Белых одежд". Это были как раз те годы, 1992-ой, когда, казалось, в жизни нашей страны уже никогда не повторится то, о чём написал Дудинцев. И Гаркалин так исполнил эту роль, просто... До мурашек.
90-е для меня были временем надежд, которые постепенно растворились в непроглядном мраке...
А люди уходят и за них нисколько не стыдно. Они оставили свой след в памяти благодарных потомков.
Я вообще и о Нине-то Агаповой узнал только из-за сообщения о её смерти. Она, оказывается, во фронтовой бригаде участвовала (разве скажешь такое по ней в этой роли?)... И эта смешная причёска с этими очками... И ведь не побоялась! Потому как посмотрел её эпизоды в других фильмах (на кино-театр.ру) - она, оказывается, настоящая красавица была.
Уходит скорее всего эпоха.
Люди этой эпохи необыкновенно сильные духом и многие до самой старости обладали и обладают ясным умом и памятью и я иногда думаю - Как так, ведь у них были пережиты сложные времена, многие росли во времена войны(ВОВ) и однако, они смогли оставаться красивыми людьми всю жизнь.
Ну, они тоже когда-то превратятся в бабушек и дедушек, и - кто знает? - может, на фоне того, что грядёт, покажутся вполне себе даже и ничего.
Ермаша, например, или Фурцеву, или, этого... как его... Лапина... сейчас вспоминают вполне даже нормально.
Сдаётся мне, что всё человеческое в людях, как песок в песочных часах, а перевернуть их будет уже некому,- время не то.