Заметка «Радости чтения»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 254 +1
Дата:

Радости чтения

Чтение художественных текстов, поэзии или прозы, привлекает не только возможностью получения некоей новой информации, но и тем, какие чувства и мысли пробуждает это чтение в нас самих, что зависит главным образом от того, как, каким образом, оформлена композиция сюжетов, излагаемых авторами.

Перед поэтами и писателями, в принципе, стоят те же задачи, что и перед композиторами.

У первых - слова и образуемые ими сюжеты, у последних - ноты (звукоряд) и образованные ими мелодии. 

Задача первых - аранжировать сюжеты, гармонично дополнив их необходимыми подробностями, отступлениями и/или разветвлениями и т.п., задача последних - аранжировать мелодии, сопроводив их гармоничным звуковым фоном, насытив нужными акцентами, вариациями, логичными ответвлениями, схождениями, разделениями и т.п.

Общая цель аранжировки в обоих случаях - пробуждение определенных мыслей и чувств читателей или слушателей, стимуляция некоей перенастройки сознания, ведущей в случаях удачи к тому, что мы обозначаем туманным термином - катарсис (очищение души).

Таким образом, художественный текст можно рассматривать как некую партитуру, при чтении которой, в идеале,  в сознании читателя должна звучать "музыка" мыслей и чувств,  запечатленных эти текстом.

При отсутствии этой "музыки", речь идет либо о скверной партитуре, в которой никакой музыки не было запечатлено изначально, либо о неполноценности (повреждении) «органа слуха» или же о несоответствии начального звукоряда, использованного автором текста, звукоряду, имеющемуся в сознании читателя.


Реклама
Обсуждение
     16:48 29.01.2022 (1)
Да... есть нечто схожее между музыкальным произведением и литературным... и своя композиция - собственно он ей отличается от байки...
     17:09 29.01.2022
Ну да. Собственно, Довлатов и ранний Веллер занимались тем, что рассказывали  - байки. НО зато - как они их рассказывали! И это, вот, как и определило их успех среди массового читателя.))
     14:49 29.01.2022 (1)
Хм... Немножко не так.
Между музыкальным произведением (в подавляющем большинстве случаев) и слушателем находится исполнитель.
А при чтении этого посредника нет.
     15:06 29.01.2022 (1)
Не факт. Лично я встречался в молодости с парой любителей (не проф музыкантов) классической музыки, способных читать (!) партитуры опер и симфоний и - слышать их (!!) при этом, чем они иногда и пользовались, отдыхая на даче.

Если же взять дирижеров, то они без такой способности, - читать партитуры, просто профнепригодны.

А что касаемо читателей художественных текстов, то умение читать и понимать эти тексты распределено между ними в столь же широком диапазоне, как между дирижером и - глухим человеком.

     15:09 29.01.2022 (1)
Я же уточнил выше: в подавляющем большинстве случаев.
Вы, например, свободно читаете симфонические партитуры?
     17:05 29.01.2022
Нет, конечно, в том, что касаемо музыки я - профан.
 
Но я , тем не менее, настаиваю на том, что полноценное восприятие, как музыки, так и художественных текстов, зависит прежде всего от степени умения к таковому восприятию.А умение то зависит как от воспитания, так и от самообучения, и последнее даже более важно в иных случаях.

Т.е. я хочу сказать, что умение читать, не менее, а м/б и более важно, чем умение - писать.


Реклама