Заметка «... Полон безразличия ко всему тому, что - не стихи...»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Сборник: Разное_заметки
Автор:
Баллы: 24
Читатели: 564 +1
Дата:
Заметка «... Полон безразличия ко всему тому, что - не стихи...» самая комментируемая(36) работа за сутки
31.01.2022
Предисловие:
Сегодня день рождения одного из моих любимых поэтов - Николая Глазкова.
Если кто не помнит поэта этого - то в "Андрее Рублеве" А. А. Тарковского он сыграл "летающего мужика".
Философ жизни, абсолютно свободный человек и поэт.

Поэт говорил о себе, что "... полон безразличия ко всему тому, что - не стихи..." Но откликался на все горести современной ему эпохи, при этом умудряясь существовать автономно - со своим поэтическим смловарём, в который благодаря поэту вошло несколько новых слов. Со своим православным мировосприятием, которое не скрывал. Поэт был совершенно не похож ни на кого - в первую очередь, интонацией, да и философией жизни.
Это ему принадлежат бессмертные строчки, адресованные разного рода "советникам как надо жить и писать":


Все говорят, что окна ТАСС
моих стихов полезнее.
Полезен также унитаз,
но это - не поэзия.
...........................Н. Глазков



(П. Ф.)

... Полон безразличия ко всему тому, что - не стихи...

День рождения Глазкова

30 января день рождения поэта Николая Глазкова (1919 - 1979). Может быть, самого ироничного в русской поэзии 20-го века. Ироничного по Гегелю, т.е. разбирающегося в пропорциях пространства и тела. От этого понимания и жизнь его прошла по "Поэтике" Аристотеля - раздел "Драма". Но Язык и Поэзию не обманешь - у Глазкова своё место. Уникальное. И сам он один такой. Ни на кого не похожий.
........................................................................................Владимир Олейник, 30. 01. 22

Лез всю жизнь в богатыри да в гении,
Небывалые стихи творя.
Я без бочки Диогена диогеннее:
Сам себя нашёл без фонаря.

Знаю: души всех людей в ушибах,
Не хватает хлеба и вина.
Даже я отрёкся от ошибок -
Вот какие нынче времена.

Знаю я, что ничего нет должного...
Что стихи? В стихах одни слова.
Мне бы кисть великого художника:
Карточки тогда бы рисовал.

Я на мир взираю из-под столика,
Век двадцатый - век необычайный.
Чем столетье интересней для историка,
Тем для современника печальней!

(Николай Глазков)

Прим. авт.: ниже приведена иная редакция этого же стихотворения. Оба варианта - интересны, и разные по смыслу. Поэтому счел возможным поместить оба стиха рядом в одной публикации (П.Ф.)



Стихи о стихах. Николай Глазков
автор: Андрей Максимов

Помните странного человека, который хотел взлететь в самом начале великого фильма «Андрей Рублев»? Это и есть поэт Николай Глазков.
Он, конечно, был юродивым. Только в России существовал такой тип людей – абсолютно свободных и абсолютно мудрых, которые жили своей жизнью, в окружающую действительность, погружаясь только, когда им самим хотелось. Это и есть поэт Николай Глазков.

Был такой период в мировой истории, когда изобретение телефона вовсе уничтожило эпистолярный жанр. (Потом этот жанр возродился, благодаря Интернету, и сегодня «по мылу» мы пишем писем, пожалуй, не меньше, чем в XIXвеке). Так вот, когда писем никто никому не писал – Глазков регулярно посылал моему отцу послания. Они были написаны очень четким почерком и почему-то разноцветными чернилами. Я письма, разумеется, не читал, но знаю, что в них – были стихи. Глазков, мне кажется, вообще принадлежал к тем поэтам, которые думали в рифму – так им было проще. Отец письма читал внимательно, потом звонил Глазкову, и они чего-то обсуждали про нашу жизнь.

Я Глазкова боялся. Во-первых, у него было очень крепкое рукопожатие: твою руку, как в тисках зажимало. Во-вторых, он был то ли сутулый, то ли горбатый, и это меня, мальчишку, пугало. А, кроме того, я чувствовал, что от этого человека можно ждать, чего угодно – он управляем только собственными душой и разумом, а Бог его знает, что заблагорассудится делать его разуму и душе?

Когда я вырос, я понял: все, что меня пугало в этом человеке – и есть главные качества подлинного поэта. Крепкое рукопожатие с читателем. Своеобразие формы. И совершенная свобода в выражении своих мыслей и чувств.
В русской поэзии ушедшего века было много своеобразных поэтов. Но никого, даже отдаленного похожего на Николая Глазкова, не было.

08.06.2014



СТИХИ, НАПИСАННЫЕ ПОД СТОЛОМ

Ощущаю мир во всем величии,
Обобщаю даже пустяки,
Как поэты, полон безразличия
Ко всему тому, что не стихи.

Лез всю жизнь в богатыри да в гении,
Для веселия планета пусть стара,
Я без бочки Диогена диогеннее
И увидел мир из-под стола.

Знаю, души всех людей в ушибах,
Не хватает хлеба и вина,
Пастернак отрекся от ошибок –
Вот какие нынче времена.

Знаю я, что ничего нет должного,
Что стихи? В стихах одни слова.
Мне бы кисть великого художника,
Карточки тогда бы рисовал.

Продовольственные или хлебные,
Р-4 или литер Б.
Мысли, изумительно нелепые,
Так и лезут в голову теперь.

И на мир взираю из-под столика:
Век двадцатый, век необычайный.
Чем столетье интересней для историка,
Тем для современника печальней.

Я мудрец, и всяческое дело чту,
А стихи мои нужны для пира.
Если ты мне друг, достань мне девочку,
Но такую, чтоб меня любила.

***
Поглядеть велит Сам Бог нам
На сирень под окном,
Потому что передохнем,
Если не передохнём!

***
И эта не та.
И та не эта.
А надо? Ну да.
И нету.

ВОРОН

Черный ворон, черный дьявол,
Мистицизму научась,
Прилетел на белый мрамор
В час полночный, черный час.

Я спросил его: «Удастся
Мне в ближайшие года
Где-нибудь найти богатство?»
Он ответил: «Никогда!»

Я сказал: «В богатстве мнимом
Сгинет лет моих орда?
Все же буду я любимым?»
Он ответил: «Никогда!»

Я сказал: «Пусть в личной жизни
Неудачник я всегда.
Но народы в коммунизме
Сыщут счастье? – «Никогда!»

И на все мои вопросы,
Где возможны «нет» и «да»
Отвечал вещатель грозный
Безутешным «Никогда!»

Я спросил: «Какие в Чили
Существуют города?»
Он ответил: «Никогда!» -
И его разоблачили.

***
Жил человек с особым мнением,
Надеясь, с ним прожить весь век;
Судьбы случайным мановением
Лишился мненья человек.

***
Дело не в печатанье, не в литере,
Не умру, так проживу и без.
На творителей и вторителей
Мир разделен весь.

***
Есть преданье: Иуда повесился
На осине, на горькой осине, -
И дрожит мелкой дрожью невесело
Лист осины по этой причине.

Полагали так Божии странники,
Но в садах Иорданской долины,
По проверенным данным ботаники
Не росло ни единой осины.

А у нас острова есть лосиные,
И леса, и болота покуда
Чрезвычайно богаты осинами,
Но не вешается Иуда!

***
Будут гонки, либо ралли
Все за те же грОши –
Мы маршрут не выбирали
И машину тоже.

***
Как рыбы золотые купола
Плывут туда, где небо синевее.
Из той страны, которая была,
В такую даль, которая новее.

Они плывут, как рыбы из былого,
А мимо них, виденцев старины,
Проходим мы, поэты-рыболовы
И прочие рабочие страны.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     14:20 12.02.2022 (1)
Привет, Юра!
Мне понравилась заметка и приведённые в пример стихи Глазкова, особенно про осины, которых нет, где им надлежит быть, но есть у нас и про купала золотые похожих на рыб.
     16:31 12.02.2022 (1)
Да товарищ был откровенный и глубокого ума человек. 
     18:58 12.02.2022
Главное, что о таких людях вспоминают, напоминают - это важно.
     18:44 30.01.2022 (3)
Понравился факт публикации о поэте.

Правда, давно обратил внимание, что заметки Вы оформляете как-то... пестро, вульгарно, что ли.
Посмотрите сами:

1. Предисловие. Курсивом. С упоминанием о "летающем мужике";
2. Эпиграф (курсивом) из Глазкова с указанием на его авторство;
3. Указание инициалов автора Предисловия;
4. НАЗВАНИЕ заметки;
5. Подзаголовок (с повторным упоминанием о дне рождения Глазкова);
6. Цитата-эпиграф (курсивом) с указанием автора цитаты;
7. Стихотворение Глазкова;
8. Примечание (курсивом), сделанное  к стихотворению Глазкова автором заметки с указанием инициалов автора заметки;
9. Фотоколлаж со снимком поэта, кадром из фильма с Глазковым в роли "летающего мужика" и текстом стихотворения Глазкова;
10. Фотография поэта;
11. Название заметки Андрея Максимова (вновь с рассказом о "летающем мужкике");
12. Указание (курсивом) на авторство Андрея Максимова;
13. Текст заметки Андрея Максимова;
14. Дата публикации заметки Андрея Максимова;
15. Фотография поэта;
16. НАЗВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Глазкова;
17. Вариант текста этого стихотворения;
18. Тексты ещё восьми стихотворений Глазкова. (К слову - без дат, без указания источников, которые вот тут-то как раз не помешали бы) 

Итого - 18 элементов!
Подобная пестрота вызывает рябь в глазах. Создаётся впечатление мешанины. Какой-то бесструктурности.
     00:47 31.01.2022 (1)
А я не увидела никакой пестроты. Спокойно все читается и воспринимается хорошо.
Экий Вы, Александр... придира...)
     00:54 31.01.2022
Это просто такой вид развлечения. Александр просто человек с юмором.
     20:12 30.01.2022 (1)
-1
Это полнейшая безвкусица и полное отсутствие чувства, ну, аудитории, однако... А стихи пишет - хоть на пол жопой садись!.. ...просто супер ... .. .. .вот как это?!!
...может, пьяный?
     20:19 30.01.2022 (2)
СЛОНу
Ты руководствуешься вкусом, а поэзия - это человеческий опыт.
Глазков - один из самых уникальных поэтов советской эпохи.
И один из самых любимых поэтов у меня.

А вкус такое дело... Он и кривой, и косой может быть. 
И вообще может не быть.
     20:35 30.01.2022 (1)
По вкусу я сказал исключительно по заметке.. Причина - когда у тебя аудитория есть, ты не налепишь целую кучу блинов солёных, а дашь, только то, что надо... КРАТКО И интересно.
   Я чуть-чуть почитал и ушёл.. .всё!.. А я - твоя аудитория.
     21:10 30.01.2022
Тут не много текста. Думаю)
     20:24 30.01.2022 (1)
Мне кажется, Слон, ты поторопился с мнением.
Не будучи знакомым с темой.
У стихов Глазкова особый вкус.
Жми! >>>>>
Глазков. Юродивый. Библейский сюжет

     20:41 30.01.2022 (1)
две страницы удовольствия... только для особых любителей творчества... Заметки - это же не статьи, ё-моё!.. 
  Кратко вспомнили, и все заинтересовались - это и есть заметка..
     21:09 30.01.2022 (1)
Ну так я и привел наиболее интересные отрывки из написанного о нем другими людьми.
Просто поделился. и всё.
     21:23 30.01.2022 (1)
Чудно немного. Две страницы ламзать ночью, только чтобы сказать "чуть-чуть" и надолго?.. Ток это получается не заметка!.. 
...Это какая-то творческая работа автора, который хочет обратить внимание любителей! 
У тебя есть аудитория?
     21:31 30.01.2022 (1)
1
Может и так. А что тут не понятного - это же литсайт.
Хотя именно здесь поэзию ненавидят - у читателей такого нет. токо у "писателей" наблюдается нелюбовь к литературе). Я это делаю для Глазкова, скорее, и для тех кто любит стихи. 
Столько мусора в сети, и в частности - здесь, на литературном ресурсе. Лучше если что-то будет о стихах. Чем что попало.
     21:38 30.01.2022 (1)
Это, конечно, демагогия... ...и скорей всего ты утром скажешь, -"...и правда, блин"...
А люди-то пишут про что? Люди пишут своим близким людям.. Иногда и правда, попадаются очень классные авторы, неисчерпаемые просто!.. И где есть огромный потенциал.. Вон, Жабкину посмотри.. 
Но много других авторов, которые всё время на одном уровне.. 
     22:06 30.01.2022 (1)
Это, конечно, демагогия...

Нет, это позиция. И мотив.
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Глазкова любят поэты (это такие литераторы, которые серьезно любят поэзию, их не много).
И Глазкова любят читатели.
Так устроена поэзия - одни любят одно, другие - другое. Поэтому и высказывать резкие мнения - глупо.
Тебе нравится слово "демагогия"?
Заметил, что ты употребляешь его часто и не к месту.
Слово красивое. Иностранное. Умное. Но - лишнее тут.

В поэзии не бывает много хороших авторов.И невозможно всем одинаково развиваться и всем выдавать качественные тексты. Всегда так было: чем больше людей увлечены стихописанием - тем лучше литература, т.к. количество переходит в качество, и получаются поэты на этом "гумусе". На пустом месте крутые поэты не возникают.

Я просто описал картину, которую вижу я. Свой взгляд на это всё. 
А Жабкину я знаю не один год, и люблю её стихи.

     22:18 30.01.2022 (1)
чем больше людей увлечены стихописанием - тем лучше литература, т.к. количество переходит в качество, и получаются поэты на этом "гумусе".

года три назад на стихире было больше шестисот тысяч "авторов".. ... Какое количество "гумуса" получается?..

Не на пустом месте получаются поэты. ..
     22:42 30.01.2022
А кто их читает? И потом там полно клонов и дублей.
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Дело в другом. В том что на поэзию есть спрос - если люди считают это "достойным занятием", значит есть интерес к этому виду творчества. Если нет желающих этим заниматься - то и спроса нет. 
На поэтический язык.
У меня до войны была книга - старинный такой фолиант дореволюционный. не помню сколько там было страниц - 600, 700... или больше. Типа сборника коллективного из стихов. Так вот там несколько поэтов - остальное жуткая и разнообразная графомания. Но среди этого были стихи Ахматовой, Гумилева, Северянина, Брюсова... Тогда тоже была мода на стихописание. И спрос на поэтическое слово.

Там где нет этого - нет и хорошей поэзии. Примеров полно - в странах где нет увлечения стихами нет и поэтов. Практически нет. Возьми того же Пабло Неруду - его сделали классиком русские переводчики. А что там еще было? Виктор Хара? И всё... Очень мало пишущих там.
     19:46 30.01.2022 (1)
И всё? Саша, вы недостаточно трудитесь  и из рук вон плохо работаете. 
Халтурите. Ищите. Ищите что-нибудь посущественнее, а то что попало, ей Богу, как дети.
И я уверен - обрящете)
     19:49 30.01.2022 (1)
Посмотрел, что и первая Ваша заметка о Глазкове была оформлена так же.
Мне всё-таки представляется, что жанр заметки предполагает некие правила. В том числе - и оформительские. Если их соблюдать, то текст восприниматься будет лучше.
     19:51 30.01.2022 (1)
2
Нам с Глазковым до лампочки.
     19:52 30.01.2022 (1)
Так и Вашим читателям - точно так.
Для чего же Вы тогда писали?
Самовыразиться? 
     19:56 30.01.2022 (2)
1
Я понял, Вас сильно беспокоит сам факт самовыражения. Причем - моего. Саша, меня сей факт не особо беспокоит.
Так что беспокойтесь где-нибудь... сами, сами, без меня.
Это всё? Или будут еще какие-то тревоги озвучены?
Вы задержались однако. Будьте здоровы!
     21:30 30.01.2022 (1)
И, Фагорийский, зря. Красилов - очень-очень опытный человек хоть в литературе, хоть в музыке, хоть в жизни. Человек, у которого можно спрашивать, и который даст полный ответ. 
...мы лет шесть знакомы - И НИ ОДНОГО ДУРНОГО СЛОВА.
     21:33 30.01.2022
Я в курсе и уважаю Александра за то, что он может давать полезную информацию.
И я тоже опытный вполне товарищ.
А отношения у людей бывают разные.
Бывают и сложные.
     19:57 30.01.2022 (2)
Какой же Вы упрямый.
     17:48 05.02.2022 (2)
У него --- упрямый, которому мы очень не нравимся, но зато нравится фрагорийский.. ...за хрен знает что ..  Мои коммы отмечены так: --- не хороши... А вот, у фрагорийскрго - ОЧЕНЬ ХОРОШИ!.. .. 
...можно напиться сладкого мёду ..
.. ...не понимаю я, кто это... ..интересно, блин ...
     18:13 05.02.2022 (1)
Это была прекрасная переводчица с сербского. Которая почему-то закрыла страницу и даже имя свое удалила.
Обнаружил - и удивился. Человек ушел тихо и без душераздирающих "прощаний" в заметках. Видимо, достал кто-то.
     18:47 05.02.2022 (1)
Но ИМЕЕТ своё мнение ...
Я к тебе с улыбкой ..
     18:55 05.02.2022 (1)
И я с улыбкой. Но странно что она закрыла страничку. Кто-то видимо обидел её.
     19:00 05.02.2022 (1)
Наверное, я виноват .. ...мне было ей сказать всё, что она хочет слышать...
     19:05 05.02.2022
Не, вряд ли ты виноват в чем-то. Насколько я понимаю.
     18:01 05.02.2022 (1)
Не огорчайтесь.
     18:12 05.02.2022 (1)
Даже жалко.. .. ...поделиться хочется... Читателями делиться охота, и ВСЕМ..
     18:16 05.02.2022
Это потому что ты хороший человек. Видимо)
     19:58 30.01.2022 (1)
1
Меня ваши читатели не беспокоят. А мои читатели - понимают что к чему.
Удачи, Александр.
     17:43 05.02.2022 (1)
Читатели твои, вот эти: --- и есть твои читатели? .. Которые тебе всё время ставят плюс в комм., а мне всё всё время минус ..? Эх, фрагороийский!.. Ты же хорошо пишешь!..  Не СТЫДНО?
     18:08 05.02.2022 (1)
А почему мне, который "пишет хорошо", должно быть "стыдно" за то что кто-то кому-то ставит минусы или плюсы?
Не, ни грамма не  стыдно. даже не мечтайте!
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
А ты типа кто? Стыдитель великий? Я обязан отчитываться за чужие поступки? 
А с дуба никто у нас не падал головой вниз?  

Я пофигист. Не слежу за плюсами-минусами, ни у себя, ни у других, не выношу мозг людям из-за того что кто-то кому-то там неправильно ответил или поставил и т.д. 
Не устраиваю сцен, когда некто общается с теми, кто поддерживает, например,  убийства на моей земле и т.д. Не вступаю в выяснения - по какой-такой причине кто и кому ставит плюс или минус. Начихать мне на всю эту хрень в виде лайков, очпонов, плюсов и минусов.

Эх, Слон. Надеюсь ты пошутил - а значит оценил мою иронию.
Но согласись - это ж вообще уже... капец. 
Ставь запрет на просмотр своих комментариев тем, кто тебя минусует. Решай САМ такие проблемы. Нечего другими людьми манипулировать.

     18:11 05.02.2022 (1)

И мне - НЕ СТЫДНО..
     18:15 05.02.2022 (1)
Ну и правильно!
а то завиноватят во всем - и пропал человек.
     18:24 05.02.2022 (1)
...я скрытое не почёл ... ..счас...

...прочёл ... ...а ты чо, хохол? Тебе вообще-то чего за свою землю убиваться-то?.. Вы имеете того, которого вы были достойны.. ШУТЫ!!! 

...и я САМ свои проблемы решаю везде .. ... ..смешно даже.
     18:33 05.02.2022 (1)
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Сам ты хохол. На Донбассе убивают русских, украинцев и всех кто там живет - чтоб угодить американцам и пограбить. Там гражданская война - бандеровская нечисть опять голову подняла и пошла убивать - как они уже сто лет творят свои мерзости. мародеры потомственные и садисты. Так что идите вы... в одно прекрасное место вместе со своими Зеленскими, Порошенками и славаукрайинцямы.
Шуты блин, стыдильщики за свои убогие минусы.
Вон у Александра спроси - он тебе расскажет как прекрасны "воены света". А мне не надо лечить мозги - я в курсе что и как там происходит. И почему. И кто кого убивает. И кто виноват.

     18:44 05.02.2022 (1)
Так я не понял, не обижайся, фрагорийский, ты откуда?
     19:00 05.02.2022 (1)
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Я не обижаюсь. Просто уточняю что к чему. С Донбасса я, уехать пришлось. Всю жизнь упыри людям перековеркали.
Но.

Здесь - тема другая. Я не хочу говорить о войне.
Тут - Глазков и его стихи.
     19:03 05.02.2022 (1)
...я тоже не хочу говорить о войне... ...ты в Россию уехал?
     19:03 05.02.2022
Да!
     23:28 31.01.2022 (1)
нашенский поэт...
     23:38 31.01.2022 (1)
Ага, нашенский) Привет!
     23:40 31.01.2022
     01:02 31.01.2022 (1)
Странные комментарии...  Мне всё понравилось. И заметка. и её оформление, и объём, и стихи, и поэт классный. 
Вполне читабельно и не напряжно.... Кто захочет больше узнать, тот найдёт дополнительную информацию.
Спасибо, Птиц. 

     01:16 31.01.2022 (1)
Да тут просто свежий пост Олейника и личные воспоминания Максимова. Моей заслуги нет - просто перепостил и пару строк написал.
А некоторые литераторы любят пошутить. это такой вид юмора) Докопаться до чего-нить и веселиться)
В корень зри, Жапкина!
Приветик, очень рад тебе. 

     01:33 31.01.2022 (1)
А, это литераторы так развлекаются! Ну, тогда ладно, тогда пусть...)
и я рада, привет)
только спать уже страшно хочу)
и ты не сиди долго. отдыхать надо)
     11:46 31.01.2022
Да я сплю как суслик после болезни. Все время спать хочу.
     22:43 30.01.2022 (1)
День за днём горим огнём,
Не вздохнём, не охнем.
Если не передохнём,
Значит, передохнем.

Я такой вариант слышал. На работе иногда говорим.
     22:45 30.01.2022
Глазкова цитировали часто - и никто даже автора не помнил) шуточных много у него всяких было приколов.
     18:30 30.01.2022 (1)
Прекрасные стихи! Спасибо!
Светлая память поэту!
     19:53 30.01.2022
У меня до войны была книжка его - толстая, там всё было собрано. Жаль, потерялась теперь она. Это не самые лучшие - так, на скорую руку из интернета. Есть у него покруче стихи, конечно.
     17:55 30.01.2022 (1)
1
Спасибо, интересно.
     17:55 30.01.2022 (1)
1
Поэт прекрасный. Уникум.
     17:58 30.01.2022 (1)
Верю. Вдвойне рад, что есть люди, которые любят и помнят поэта.
Я слаб в знании поэзии, но мой кумир С.Есенин.
     18:00 30.01.2022 (1)
1
А у меня нет кумиров. Я просто люблю поэзию как род искусства)
     18:18 30.01.2022 (1)
Меня в поэзии, у поэтов поражает, как они умудряются в 8-12 коротких строчках текста  образно, кратко, с прямой речью написать целый "рассказ" (как например у Высоцкого), на описание мною в прозе приходится затрачивать страницу прозаического текста.
     19:47 30.01.2022 (1)
1
Быстро думают) Не угонишься за ними)
     19:48 30.01.2022
     18:32 30.01.2022 (1)
Птиц, спасибо!
     19:46 30.01.2022
1
Рад что понравился Глазков.
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама