Триста лет назад французский писатель и философ Люк де Клапье Вовенарг сказал: «Есть люди, которые читают лишь для того, чтобы находить у писателя ошибки».
То есть, все читателе делятся, как бы на две категории. Одни просто наслаждаются сюжетом, плачут или смеются, читая художественное произведение.
А есть такие, который, как сказал этот французский философ читают лишь для того, чтобы найти у писателя ошибки, штампы, стереотипы.
Конечно же, первых, настоящих читателей гораздо больше. Это я к тому: А штампы и стереотипы – это плохо или хорошо? Неплохо было бы в этом разобраться.
Что такое штамп? Это образное выражение, когда-то давно сказанное каким-то писателем или просто известным человеком. Это выражение понравилось, его стали часто повторять и сейчас оно уже не воспринимается, как образное.
Например: «золотые руки». Ведь когда-то, кто-то первым сказал эту фразу, восхищаясь руками конкретного человека. Сейчас эту фразу употребляют в отношение любого мастера, что-либо сделавшего красиво. Это словосочетание стало уже не штампом, а как бы устойчивым выражением. А разве устойчивое выражение может испортить, какой-либо литературный текст.
И совсем уж спорно, и даже абсурдно, получается со стереотипом. Вот пример. Есть такой словосочетание «круглая дура». Сразу мы представляем глупую женщину. Но ведь слово «дура» изначально было даже не однокоренным слову «дурак». Дура – это тяжёлая круглая болванка, деревянная или железная, которой забивают столбы в землю. Иногда эту болванку называют бабой. Похожий стереотип «баба-дура».
Явления и понятия остаются неизменными на протяжении тысячелетий. Зачем тогда искать оригинальные обозначения для предметов, знакомых каждому человеку с детства. Это просто не имеет смысла. Употребление красивых штампов, ставших устойчивыми выражениями, в подобных случаях оправдано и уместно.
Некоторые, особо яростные литературные критики, пытаются в число запрещённых штампов включить и такие словосочетания вроде «голубые глаза», «лунный свет». Что заставляет сомневаться в компетентности таких критиков. Ведь подобные словосочетания придуманы даже не людьми, а природой, и встречаются у всех классиков.
Да и вся наша жизнь, по существу, состоит из штампов. Мы любуемся «лунным светом», радуемся «красному солнышку», «морозу, посеребрившему деревья», смотрим в «доверчивые глаза ребёнка», и срываем в саду «румяное яблоко».
А литература должна описывать нашу жизнь и, причём эти описания должны быть ярче и интереснее, чем в жизни. Иначе, зачем тогда нужна литература?
Красивые речевые штампы и стереотипы, которые стали или имеют шанс стать устойчивым выражением – это нормальное явление в литературе и бороться с ними не надо. Скорее, бездарным можно считать писателя, который не использует их в авторской речи и речи своих персонажей.
Конечно, их употребление должно быть обдуманным и осторожным. Если можно их убрать, лучше убрать. Ведь не зря сказал Фёдор Михайлович Достоевский: «Величайшее умение писателя — это уметь вычёркивать. Кто умеет, и кто в силах своё вычёркивать, тот далеко пойдёт».
Так почему же тогда такое негативное отношение к штампам и стереотипам в литературе? Вновь вернёмся к изречению в начале реферата. Не будем брать во внимания всевозможных критиков и «грамотеев», которые читают, чтобы искать ошибки. Их не более одного процента.
Возьмём простых читателей, которых в литературных произведениях интересует сюжет, интрига, герои, эмоции. Какие штампы и стереотипы раздражают этих истинных читателей?
Больше всего раздражают штампы и стереотипы сюжетов и образов героев, которые кочуют по страницам и книг и экранам телевизоров.
У всех мелодрам фабула одна и та же. Тётка уже в возрасте, одинокая и несчастная, обязательно с ребёнком. Случайно встречается с довольно пожилым мужчиной, или богатым, или бывшим военным. Тоже одиноким, но рядом обязательна мелькает любовница или бывшая жена.
Даже встречаются они одинаково. Случайно натыкаются друг на друга возле магазина, у неё рассыпаются яблоки или апельсины. Они вместе начинают торопливо их собирать и влюбляются друг в друга.
Все детективы – это подражание Марининой или Донцовой, если их пишет женщина. Если пишет мужчина – то подражание «Ментам».
И ведь пожилые люди всё это с удовольствием смотрят.
И совсем уж смешон мир фэнтези, в котором словно штампованные эльфы, гномы, орки.
В доброй половине книг они классические, но не те классические из древних сказок, а те, которым вторую жизнь дал Джон Толкин в «Хоббите» и «Властелине колец».
В другой половине книг фэнтези эльфы, гномы и орки неклассические. Это когда последователи Джона Толкина попытались их изменить. Но они и изменённые они у этих авторов получались одинаковыми.
Классический эльф – это вечно живущий, мудрый и высокомерные маг. В крайнем случае, какой-нибудь следопыт. Он всегда на стороне Светлых сил и не будет помогать Тьме. И у него проблемы с техникой.
Неклассический эльф – это тот же эльф, только жестокий.
Те и другие эльфы медленно размножаются и долго живут, в основном, до тех пор, пока не убьют.
Классический гном – низкий, крепкий, бородатый. Медленные, но прут, как танки, и их невозможно остановить. Живут семьями или кланами в горах, где много золота, серебра и драгоценных камней, из которых они делают ювелирные украшения.
И гномы обязательно занимаются научно-техническим прогрессом. Сделать пушку или что-нибудь по существеннее, для них пара пустяков.
Ещё гномы хорошо торгуют.
Магии у гномов нет совсем.
Не классические гномы – это те же гномы, только им гор не досталось. Они жадные и эгоистичные.
И те и эти гномы любят простую и вкусную пищу и пиво. Рождаемость у них повыше, чем у эльфов, но срок жизни «невелик», где-то около пятисот лет.
Классические орки – тупые, кровожадные и их очень много у Владыки Тьмы. Когда-то они были эльфами, но пришёл Владыка Тьмы и изменил их душу и внешность. К мирной жизни орки не приспособлены. Срок жизни у них меньше человеческой.
Неклассические орки – это типичные войны-наёмники, крепкие сильные. И они уже не обязательно сторонники Тьмы, а воюют на стороне тех. Кто платит.
И самое главное, и тех и других орков никто не любит.
Можно прочитать и просмотреть множество мелодрам и боевиков, прочитать гору фэнтези, и почти везде одно и то же, как с сюжетами, так и с образами героев.
Вот к этим сюжетным и образным штампам и стереотипам, негативное отношение у простого читателя. На это надо обращать внимание писателям и критикам.
Кстати, хорошо сказал армянский шахматист и философ Ашот Наданян:
«Фраза «литературный штамп» — уже тоже литературный штамп».
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Спасибо вам за статью!