Заметка «Штампы и стереотипы в литературе»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Баллы: 17
Читатели: 691 +2
Дата:

Штампы и стереотипы в литературе

Триста лет назад французский писатель и философ Люк де Клапье Вовенарг сказал: «Есть люди, которые читают лишь для того, чтобы находить у писателя ошибки».
То есть, все читателе делятся, как бы на две категории. Одни просто наслаждаются сюжетом, плачут или смеются, читая художественное произведение.
А есть такие, который, как сказал этот французский философ читают лишь для того, чтобы найти у писателя ошибки, штампы, стереотипы.
Конечно же, первых, настоящих читателей гораздо больше. Это я к тому: А штампы и стереотипы – это плохо или хорошо? Неплохо было бы в этом разобраться.
Что такое штамп? Это образное выражение, когда-то давно сказанное каким-то писателем или просто известным человеком. Это выражение понравилось, его стали часто повторять и сейчас оно уже не воспринимается, как образное.
Например: «золотые руки». Ведь когда-то, кто-то первым сказал эту фразу, восхищаясь руками конкретного человека. Сейчас эту фразу употребляют в отношение любого мастера, что-либо сделавшего красиво. Это словосочетание стало уже не штампом, а как бы устойчивым выражением. А разве устойчивое выражение может испортить, какой-либо литературный текст.
И совсем уж спорно, и даже абсурдно, получается со стереотипом. Вот пример. Есть такой словосочетание «круглая дура». Сразу мы представляем глупую женщину. Но ведь слово «дура» изначально было даже не однокоренным слову «дурак». Дура – это тяжёлая круглая болванка, деревянная или железная, которой забивают столбы в землю. Иногда эту болванку называют бабой. Похожий стереотип «баба-дура».
Явления и понятия остаются неизменными на протяжении тысячелетий. Зачем тогда искать оригинальные обозначения для предметов, знакомых каждому человеку с детства. Это просто не имеет смысла. Употребление красивых штампов, ставших устойчивыми выражениями, в подобных случаях оправдано и уместно.
Некоторые, особо яростные литературные критики, пытаются в число запрещённых штампов включить и такие словосочетания вроде «голубые глаза», «лунный свет». Что заставляет сомневаться в компетентности таких критиков. Ведь подобные словосочетания придуманы даже не людьми, а природой, и встречаются у всех классиков.
Да и вся наша жизнь, по существу, состоит из штампов. Мы любуемся «лунным светом», радуемся «красному солнышку», «морозу, посеребрившему деревья», смотрим в «доверчивые глаза ребёнка», и срываем в саду «румяное яблоко».
А литература должна описывать нашу жизнь и, причём эти описания должны быть ярче и интереснее, чем в жизни. Иначе, зачем тогда нужна литература?
Красивые речевые штампы и стереотипы, которые стали или имеют шанс стать устойчивым выражением – это нормальное явление в литературе и бороться с ними не надо. Скорее, бездарным можно считать писателя, который не использует их в авторской речи и речи своих персонажей.
Конечно, их употребление должно быть обдуманным и осторожным. Если можно их убрать, лучше убрать. Ведь не зря сказал Фёдор Михайлович Достоевский: «Величайшее умение писателя — это уметь вычёркивать. Кто умеет, и кто в силах своё вычёркивать, тот далеко пойдёт».

Так почему же тогда такое негативное отношение к штампам и стереотипам в литературе? Вновь вернёмся к изречению в начале реферата. Не будем брать во внимания всевозможных критиков и «грамотеев», которые читают, чтобы искать ошибки. Их не более одного процента.
Возьмём простых читателей, которых в литературных произведениях интересует сюжет, интрига, герои, эмоции. Какие штампы и стереотипы раздражают этих истинных читателей?
Больше всего раздражают штампы и стереотипы сюжетов и образов героев, которые кочуют по страницам и книг и экранам телевизоров.
У всех мелодрам фабула одна и та же. Тётка уже в возрасте, одинокая и несчастная, обязательно с ребёнком. Случайно встречается с довольно пожилым мужчиной, или богатым, или бывшим военным. Тоже одиноким, но рядом обязательна мелькает любовница или бывшая жена.
Даже встречаются они одинаково. Случайно натыкаются друг на друга возле магазина, у неё рассыпаются яблоки или апельсины. Они вместе начинают торопливо их собирать и влюбляются друг в друга.
Все детективы – это подражание Марининой или Донцовой, если их пишет женщина. Если пишет мужчина – то подражание «Ментам».
И ведь пожилые люди всё это с удовольствием смотрят.

И совсем уж смешон мир фэнтези, в котором словно штампованные эльфы, гномы, орки.
В доброй половине книг они классические, но не те классические из древних сказок, а те, которым вторую жизнь дал Джон Толкин в «Хоббите» и «Властелине колец».
В другой половине книг фэнтези эльфы, гномы и орки неклассические. Это когда последователи Джона Толкина попытались их изменить. Но они и изменённые они у этих авторов получались одинаковыми.
Классический эльф – это вечно живущий, мудрый и высокомерные маг. В крайнем случае, какой-нибудь следопыт. Он всегда на стороне Светлых сил и не будет помогать Тьме. И у него проблемы с техникой.
Неклассический эльф – это тот же эльф, только жестокий.
Те и другие эльфы медленно размножаются и долго живут, в основном, до тех пор, пока не убьют.

Классический гном – низкий, крепкий, бородатый. Медленные, но прут, как танки, и их невозможно остановить. Живут семьями или кланами в горах, где много золота, серебра и драгоценных камней, из которых они делают ювелирные украшения.
И гномы обязательно занимаются научно-техническим прогрессом. Сделать пушку или что-нибудь по существеннее, для них пара пустяков.
Ещё гномы хорошо торгуют.
Магии у гномов нет совсем.
Не классические гномы – это те же гномы, только им гор не досталось. Они жадные и эгоистичные.
И те и эти гномы любят простую и вкусную пищу и пиво. Рождаемость у них повыше, чем у эльфов, но срок жизни «невелик», где-то около пятисот лет.

Классические орки – тупые, кровожадные и их очень много у Владыки Тьмы. Когда-то они были эльфами, но пришёл Владыка Тьмы и изменил их душу и внешность. К мирной жизни орки не приспособлены. Срок жизни у них меньше человеческой.
Неклассические орки – это типичные войны-наёмники, крепкие сильные. И они уже не обязательно сторонники Тьмы, а воюют на стороне тех. Кто платит.
И самое главное, и тех и других орков никто не любит.

Можно прочитать и просмотреть множество мелодрам и боевиков, прочитать гору фэнтези, и почти везде одно и то же, как с сюжетами, так и с образами героев.
Вот к этим сюжетным и образным штампам и стереотипам, негативное отношение у простого читателя. На это надо обращать внимание писателям и критикам.

Кстати, хорошо сказал армянский шахматист и философ Ашот Наданян:
«Фраза «литературный штамп» — уже тоже литературный штамп».




Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     19:24 05.01.2024 (1)
большинство сюжетов в Кино предсказуемы на 90 процентов увы это так,поэтому стараюсь в прозе писать интересно как получается судить читателям точно не мне .
Спасибо вам за статью!
     19:39 05.01.2024
Евгения, больше спасибо!
Только по предсказуемость вы зря. Если вы имеете ввиду мелодраму, то сказать, что они влюбятся и женятся, можно не начиная смотреть фильм. Это скорее Фабула, чем сюжет.
     19:47 23.05.2022 (1)

Все детективы – это подражание Марининой или Донцовой, если их пишет женщина. Если пишет мужчина – то подражание «Ментам».



Для Вас, Александр литература началась всего двадцать лет назад, что ли?..
Как-то странно звучит упоминание о Вовенарге в сочетании с... Донцовой.
Уж тот, в чей интеллектуальный багаж запросто входит Вовернарг, наверняка имеет в нём (в багаже, то есть) и такие имена, как Сименон, Чейз, Хмелевская...  например. Не говоря уж о детективщике Борхесе.
     19:51 23.05.2022 (1)
Александр, мы друг друга никогда не понимали, поэтому я ваш комментарий оставлю без ответа. Просто ещё раз внимательно прочитайте статью.
     19:52 23.05.2022 (1)
Так у Вас там нет своих мыслей.
Всё надергано из интернета.
     19:59 23.05.2022 (2)
2
Совершенно с вами согласен.
     14:54 03.09.2023 (1)
И на такое жуткое обвинение, Александр, у вас не нашлось ответа?! Вижу, пред Красиловым у вас кишка тонка. Даже дама пониже над вами измывается!
А вот меня, под Иваном Лисом, забаненного и без возможности ответа, можно оскорблять и унижать. 
Какое благородство с вашей стороны!
     15:53 03.09.2023
Спасибо, что прочитали мою статью!
     20:44 23.05.2022
Хороший ответ! 
     15:06 03.09.2023 (1)
В связи с прочитанным у меня возникла мысль. А именно, читатель не может быть писателем ( поэтом ) и читателем одновременно, а если он становится им ( или что ещё хуже, есть ), то отсюда и все неприятности. 
     15:51 03.09.2023
Возможно. Спасибо, что читаете мои рассказы!
     00:25 25.05.2022
1
Зачем тогда искать оригинальные обозначения

"Оригинальные" искать не надо, это именно те, которые появились изначально. Ищут экстравагантные!
А штампы и стериотипы в литературе, это не "золотые руки".
Автор не разобрался в сути штампов и стериотипов.
     11:21 24.05.2022 (2)
Всё в жизни происходит очень быстро,
а движемся мы с кем-то во главе,
поэтому опасна Божья искра
в опилками набитой голове.

© Игорь Губерман
     23:58 24.05.2022
Хоть и не по теме статьи, но гарик замечательный. Впрочем, как и все у Губермана.
     12:28 24.05.2022 (1)
Александр, зачем вы это написали?
Как я понял из этого комментария, своих мыслей у вас в голове нет, она у вас набита опилками.
Я правильно вас понял?
     21:36 24.05.2022
Да, я, пожалуй, неправ, не к месту. Просто понравилось.
Искал его про штампы, не нашёл. Тёзка, у нас головы одинаково
безопилочные, так что всё в норме.
     20:57 23.05.2022 (1)
Созвучно моим мыслям. Последние дни задумывалась на эту тему. 

Проверяла вчера свой рассказ на Орфограммке, а там у меня в тексте отметили немало штампов. Часть удалила, но некоторые просто не смогла, потому что они прекрасно вписывались в текст (это на мой взгляд, конечно). А вообще, когда перечитываю написанное, всегда много правлю и удаляю, так что упомянутую фразу Достоевского запомню навсегда.

Благодарю за статью, Александр!
     13:17 24.05.2022 (1)
Елена, тебе большое спасибо, что прочитала! А вычёркивать очень трудно. Ведь, особенно абзац или целую станицу.
     23:44 24.05.2022
Знаете, Александр, по всякому бывает. Порой абзац легко заменить одной фразой.   
     20:24 23.05.2022 (2)
2
Дело не штампах как таковых, а в их количестве на единицу площади. Иногда это количество зашкаливает. Что касается сюжетов, то их вообще-то очень ограниченное количество. Одни говорят, что их 12, другие называют цифру 36. Но это все фабула, скелет. У людей скелет тоже одинаковый, но при этом они все разные. Так и произведение - оно должно быть отдельной личностью если так можно выразиться. Лучше если интересной. Потому что любой детектив это в первую очередь соперничество личностей. Со своими индивидуальными особенностями, нюансами и тараканами в голове. Тогда и избитый сюжет будет читаться с интересом. 
А что касается эльфов, орков и гномов, то это уже типы, классы, виды существ. Гном не может быть голубоглазым великаном, на то он и гном, а орк не может быть похож на Джорджа Клуни.

     12:39 24.05.2022 (1)
"А что касается эльфов, орков и гномов, это уже типы, классы, виды существ".
???!!!
Вы сами-то поняли, что сказали?
     16:49 24.05.2022 (1)
Я-то понял. А что непонятно вам?

     17:04 24.05.2022 (1)
Александр я не сомневаюсь, что вам понятно, вы ведь каждый день встречаетесь с эльфами, орками, гномами, всё о них знаете. А мне не разу не удалось ни с кем из них встретиться, поэтому я такой тупой в этом вопросе. 
     17:12 24.05.2022
Увы, я ничем не могу вам помочь.

     12:33 24.05.2022 (1)
Александр, ограниченное количество не сюжетов, а фабул. А уж по ним создаёт бесчисленное количество сюжетов. Я вроде это отметил в статье.
     16:51 24.05.2022 (1)
ограниченное количество не сюжетов, а фабул
====================================

У вас фабул, у меня сюжетов. Вы против?

     17:04 24.05.2022 (1)
Нет, у каждого своё понятие фабулы и сюжета.
     17:11 24.05.2022
Вот и хорошо, спорить не о чем.

     12:36 24.05.2022 (1)
    Александр, ты как обычно всё перепутал. «Дурак» - первоначально профессия, по-татарски или по-турецки, это слово означает – болтун. Не было раньше радио или телевидения и поэтому цари, бояре и богатые люди нанимали специального человека, который бы говорил без умолку, чисто для фона. Отсюда знатные дворянские роды России – Дуровы и Дураковы. Потом, со временем, это слово стало обозначать глупого человека. А «круглый дурак» означает, что он такой, что даже зацепиться не за что. Говорили: бойся быка спереди, коня сзади, а дурака со всех сторон.
    «Баба» - первоначально что-то тяжёлое, громоздкое, неповоротливое. Статуи на половецких курганах называют «каменными бабами», хотя там изображены явно мужчины с усами и оружием.
    И ещё: баба — это тяжёлая колода из плотной древесины, которой сваи заколачивают. Помнишь, как у Ю. Германа в его «Россия молодая»?

«— Гордая больно! — удивился Сильвестр Петрович.
— Какова уродилась…
— Бабе бы и потише надо жить, — посоветовал Воронин.
— Бабами сваи бьют, — блеснув глазами, сказала Еленка. — А я рыбацкая женка, сама себе голова.
— Голова тебе муж! — нравоучительно произнес Яким Воронин.
— Пойдем по весне в море, молодец, — сказала Еленка, — там поглядишь, кто кому голова…
И ушла творить тесто для пирогов.»
     13:05 24.05.2022 (1)
Анатолий, вы наверно, невнимательно прочитали мою статью, я ведь про сваи и написал.
А слово дурак на Руси произошло совершенно от другого. В семьях на Руси обычно было много детей. Первого мальчишку звали старшой или первак, второго вторуня или вторак, третьего третьяк. Остальных звали другак. Для детей это слово было плохо произносимо и постепенно трансформировалось в дурак. Дурак это не глупый, а младший. Вспомните бесчисленных Иванушке дурачков в русских народных сказках. А современный смысл в это слово вбили те же старшие братья. Ведь младшие братья в детстве были глупее их.
     13:26 24.05.2022 (1)
Очень оригинальная версия.
     14:01 24.05.2022 (1)
Это основная версия. Остальные весьма сомнительные.
     15:16 24.05.2022 (1)
Александр, мало ли чего в дзене напишут, нельзя же всему верить. После третьяка идёт четвертак, пятак, шестак, а самый младший ребёнок - поздняк (фамилии Четвертаков, Пятаков, Шестаков, Поздняков). Во всех славянский языках "другой" это значить второй по счёту, кроме русского, но по смыслу и в русском языке - это второй. 
     15:57 24.05.2022 (1)
Каждый имеет право на своё мнение.
Я вот считаю, последнего называли поскребыш.
     16:33 24.05.2022 (1)
И так называли, а вот слова "другак" нет в русском языке.
     17:09 24.05.2022
Но есть старорусский, старославянский язык. Поищите, сейчас это не трудно.
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама