Компромисс это просто откровенное приспособление. А приспособление - вульгарное выживание любой ценой. Ха, Брюсов о реализме в искусстве писал как о ненужной правде. А что нужно? Слово-то какое, попахивает нужником. И он пишет ту абсурдную чепуху от которой чумели революционные матросы: Современный театр должен поклоняться христианской красоте, должен быть ее храмом, а сцена — кафедрой, с которой должны утверждаться в мире заветы Божественного Учителя о братстве и равенстве всех людей.
Пусть в театр идут все униженные и оскорбленные, все нуждающиеся в нравственной поддержке. Пусть приходят в театр и баловни судьбы; здесь покажут им чужие страдания и будут взывать к их добрым чувствам.
Однако, я с удивлением узнал, что идея христианского театра очень была популярна ещё на рубеже 1890-х и начал 1900-х годов. В, так называемом, христианском театре актёров призывали понимать, как жрецов в одежде скомороха!
В этой пространной мысли мне видится желток октябрьского переворота, в котором будут зарождаться кукушки, петушки, рябчики, стервятники, чайки, буревестники и даже клопы революционного времени. С сакральным интересом, но как всегда, поверхностно и легкомысленно перелистываю архивные материалы из истории русского театра. А вдруг обнаружу что-нибудь необычное для избалованного дарами информации нашего капризного ума.
И нахожу! В рукописной биографии уже забытой актрисы вахтанговского театра, А.А. Орочко. Анна Орочко родилась 14 (26) июля 1898 г. в семье народовольцев, отбывавших ссылку в селе Шуша]. Одновременно с ними там находились В.И. Ленин и Н.К. Крупская, которые (под давлением полиции) в июле 1898 г. заключили церковный брак в храме с. Ермаковское, расположенном недалеко от Шуши. Именно этих молодоженов, известных своими атеистическими убеждениями, позвали молодые родители в крестные своей дочери. Из черновых воспоминания актрисы.
Я родилась в Шушенском, где отбывал ссылку мой отец, литовский социал-демократ и русский офицер Алексей Орочко. Когда я родилась, то на роль крестных пригласили тоже ссыльных, живших рядом с домом родителей: Владимира Ильича и Надежду Константиновну. На крестины они пришли с иконой.
Эту икону А. Орочко впоследствии с гордостью показывала приходящим к ней в своем домашнем иконостасе, насчитывавшем десятки икон, не опасаясь, что это станет известно. Народная артистка РСФСР, дважды лауреат Сталинской премии, профессор, любила доить на даче свою корову и даже продавала молоко на рынке. Какой великолепный повод для пьесы о Сталине.
Злые языки облизвывали крамольную сплетню: мол, Орочко была любовницей стального вождя. В театре всё возможно как и в жизни. Но в жизни театральных возможностей гораздо больше, чем жизни в театре.