| 2 |
Один неравнодушный автор подметил, что общее количество моих произведений, напечатанных на Фабуле представляет собой число из трёх шестёрок, и посоветовал поскорее написать следующее, дабы разбавить ауру инфернальности, повисшую над страничкой. Но, стихи не сочиняются, проза не идёт на ум. А известное число навязчиво довлеет. Потому, заметка. А ежели в заметке почувствуете некоторое серное амбре, то знайте - вины автора в этом нет. Число причиной... ну и тема, конечно )
А поговорить хочется о многострадальной русской идее. Вернее, о её трансформации.
Ни для кого не секрет, что после краха Союза, всяческая идея была утрачена, массы дезориентированы и заняты вопросами адаптации к новой реальности, да и просто выживания. Но, вот наступила эпоха декларированной стабильности, оказавшейся на поверку крайне нестабильной. Только люди об этом пока не знали, радуясь новым возможностям и свободам. И так-то они им обрадовались, что идея их стала сильно походить на американскую, то есть такую, когда личное обогащение каждого ведёт к увеличению благосостояния нации в целом. Появились известные ориентиры. Вырос спрос на высшее экономическое образование и предпринимательство. Но, не долго музыка играла. Самодостаточный, независимый человек весьма неудобен для управления. А когда таких человеков много... Ведь, не только бывшие партийные деятели и бандиты, переобувшись, занялись развитием вполне легального, приносящего стране доходы, бизнеса (та же американская схема), но и деревенские парни, выкупив в ближайшем хозяйстве по дешёвке старый трактор или грузовик, заделались частными предпринимателями. А под каждым забором появилась палаточка с сигаретамии и алкоголем. Но, шло время и крупный бизнес (имевший, собственно, те же корни, что и всякий остальной) начал борьбу за рынки сбыта внутри страны, вытеснив вскоре остальных. Сети, в частности путём лоббирования алкогольных ограничений, убили мелкие магазинчики, а на несчастных индивидуальных водил натравили ГЛОН и всякие иные АССы. И вот тут-то, по известной пословице, гласящей, что коль скоро заговорили о патриотизме, значит крупно проворовались, начались упорные поиски национальной идеи. Поиски были трудными, ибо искать пришлось то, чего по факту не было. Потому, идею было решено придумать. И тут началось. На помощь были призваны ярчайшие умы, которые, сколь не старались, ни на йоту не отошли от лежащих на поверхности решений. А известно, что то, что плавает сверху... Ну, да ладно.
На самом верху плавал национал шовинизм. Аккуратно собранный в совочек и прошедший нужные фильтры, он безопелляционно задекларировал, что именно русские первыми выбрались на сушу, превратились из обезьян и были избраны для, великих дел Богом, правда, импортным, тысячу лет до того избранцами не интересовавшимся. Русская цивилизация дала старт остальным, но пути эти ныне забыты стараниями англо-саксонских историков. Они же походу уничтожили и все говорящие в пользу данного факта артефакты, оставив лишь деревянные городища, скромно датируемые началом прошлого тысячелетия.
Следующим слоем шёл шовинизм великодержавный, с мелкими включениями плохо переваренного реваншизма. Последний и стал причиной того, что очередную идею впоследствии пришлось прогонять аж через сепаратор. Поставив равенство между словами большой и великий, вывели несложную формулу по переходу количества в качество, по принципу "жираф большой, ему видней". Само наличие немалой территории, которую, по легенде, никто не завоёвывал, но она падала сама с неба, стало преподноситься, как некая доблесть, вне учёта качества самого контента. Все страны меньшего размера, вне иной зависимости, рассматривались сквозь призму пренебрежения и странной уверенности в том, что им можно диктовать свою волю.
Но, прошло время, и стало предельно ясно, что тем и самим воли не занимать. А преломить ситуацию, имея в активе лишь просторы, оказалось задачей трудно выполнимой. Самым же досадным стало то, что остальной мир (за бесплатно) столь ароматные идеи воспринимать отказался. Была конечно наивная надежда на сочувствие Индии и Китая. Но, первая оказалась слишком зависима от западной экономики. А второй слишком занят тем, что решал три насущные проблемы: наиважнейшую, к России напрямую не относящуюся, - как выйти сухим из обнуления господина... пардон, товарища Си, ближайшую - как использовать Россию в виде инструмента в борьбе с Западом и отдалённую - как трансформировать российскую ширь, при первом же удобном случае, в китайскую. Ему не до русских идей, короче.
И осталась старуха у разбитого кор... Sorry. Это почти другая сказка. Оставшись практически в одиночестве перед остальным миром, мудрецы глянули на стенки сепаратора а там... А там тоненьким слоем скромно отливал площадным матом изоляционизм с примесью ксенофобии, в радужных потёках мании преследования.
Идейка, прямо скажем, так себе. Ведь, всякому, более менее умеющему пользоваться серым веществом, как день понятно, что если все кругом неправы, а ты один прав, значит дело не в остальных, а в тебе. Впрочем, к вящему удовольствию мудрецов, аудитория им досталась благодарная. Как по команде, все ощутили себя защитниками осаждённой крепости, готовыми затянуть хоть пояс, хоть верёвку на шее. Не пришедшийся ни по размеру, ни по стилю нимб более не был нужен. - Да, мы не вовсе хорошие, но у нас не было иного выбора. Весь мир против нас. Эта, как её... гойда... сарынь её на кичку...
Так что же с национальной идеей? Что? А спросите об этом строителей. Они вам расскажут о том, что что ни одно здание не будет стоять без фундамента. А философ добавит, что всякая идея формируется при наличии основания. Ну, не приживётся добрая идея на неподготовленной почве, равно как цветок не вырастет на асфальте. Но, то - философ. Мы-то с вами не философы. Эх, мы...
И всё же... Быть может у кого-то есть идеи по поводу национальной идеи, иными словами, главной основополагающей скрепы, не просто цементирующей общество, но позволяющей тому здраво развиваться, процветать и сделать однажды свою Родину прекрасным садом, на радость, а не на злобу и зависть, как традиционно думают злые и завистливые, всем народам нашей прекрасной планеты?
|
Строить доступное жильё из качественных материалов. Ориентироваться больше на отечественного производителя, который должен производить высоклассную продукцию. Это важно, иначе он будет неконкурентноспособен. Быть самодостаточными. Естественно, быстро это не получится, но если работать в этом направлении, я думаю что результат будет положительным. Несмотря ни на какие санкции.
В каждой стране есть свои проблемы, но при грамотном подходе они вполне решаемы. А вы что предлагаете? Или только критиковать издалека умеете?