Как контролёр Перро обладал правом вносить изменения по перепланировке строений и насаждений на территории Версальского парка. Разумеется, по предварительной согласованности с королём.
Чем он и воспользовался, превратив (при помощи архитектора и скульпторов) обыкновенный садовый лабиринт в широкомасштабный просветительский проект. Здесь вам и две главные статуи у входа, Эзопа и Амура, как бы намекающие входящим: "если человек по воле Божьей оказался в лабиринте, выбраться из него не составит труда, если вместе с любовью идёт мудрость"; и скульптуры, воплощающие басни Эзопа, а журчащие фонтаны "служат голосом для выражения их страстей и намерений" ; и сами басни (таблички у фонтанов) — в стихотворном изложении придворного поэта Исаака де Бенсерада...
Шарль Перро создал также литературный вариант Версальского лабиринта (под одноимённым названием), в котором автор, устами своего героя — Амура, интерпретирует басни в шутливой манере.
О ЛЕБЕДЕ И ЖУРАВЛЕ
"Журавль спросил у лебедя, почему он так дивно запел. Лебедь ответил: "Потому что я сейчас умру и положу конец всем моим бедам".
Как даму сердца ни диви,
Ни ублажай ее своею страстной песней,
Порыв любовника звучит всего чудесней,
Когда он умирает от любви.
ПАВЛИН И СОЛОВЕЙ
"Павлин пожаловался Юноне на то, что его голос не так красив, как у соловья. Юнона ему ответила так: "Боги свои дары всегда распределяют поровну. Соловей превосходит тебя красотой голоса, а у тебя зато красивее оперение".
Один умеет говорить стихами,
Другой себя умеет преподнесть
Галантностью. И приглянуться даме.
У каждого свой козырь есть.
ПОВЕСИВШИЙСЯ КОТ И КРЫСЫ
"Один кот, притворно повесившись с помощью лап, подсунутых между шеей и веревкой, собрал вокруг себя много крыс. В другой раз он замаскировался, обсыпавшись мукой. А старая крыса ему и говорит: "Да превратись ты даже в мешок, полный муки, все равно я к тебе не приближусь".
С вертлявой девой очень редко
Разумный кавалер согласие найдет.
Он знает хорошо, что кот всегда есть кот,
И знает, что всегда кокетка есть кокетка.
ОБЕЗЬЯНА И ЕЕ ДЕТЕНЫШИ
"Обезьяне как-то один из ее детенышей показался настолько прекрасным, что она ласкала его до тех пор, пока не задушила в своих объятьях".
Ни для кого не внове:
Безумны все любови.
ВОЛК И ГОЛОВА
"Волк, увидев, как красиво скульптор изваял голову, сказал: "Она прекрасна, но ей недостает основного: ума и здравого смысла".
Чтобы любовника держать под каблуком,
Красивой надо быть, и ум иметь притом.
ВОЛК И ДИКОБРАЗ
"Волк советовал дикобразу избавиться от своих игл, уверяя его, что после этого он станет красивее. "Не сомневаюсь, — ответил дикобраз, — но иглы служат мне защитой".
Когда вам говорят, что вы излишне строги,
Красавицы, зачем брать эти речи в толк?
Коль будете вы мягче, то в итоге
Окажется, что приберет вас волк.
ЛИСИЦА И ВИНОГРАД
"Лисица, не имея возможности прокрасться в виноградник, сказала, что он ее не интересует, потому что ягоды в нем еще не созрели".
Коль о красавице сердито
Повеса говорит, что нет ее дурней,
Проста разгадка: волокита
Не может подступиться к ней.
ВОРОНА И ЛИСИЦА
"Лисица, соблазнившаяся куском сыра, который в клюве держала сидевшая на дереве ворона, остановилась и принялась расхваливать певческий талант этой птицы. Ворона на радостях запела, сыр у нее выпал, и съела его лисица".
Кто б вам ни льстил и как бы вас ни славил,
Помалкивать — одно из лучших правил.
Из двух Лабиринтов сохранился лишь один. Литературный.
сыр выпал и с ним плутовка была такова, не соответствует действительности.
Может быть, вместо вороны был кто-то другой, поскольку я встречала другие факты?
Вороны умны и наблюдательны.
Я видела, как на ветке сидела ворона с куском хлеба в клюве. В это время прилетела другая ворона и, сев на
ветку, что-то стала каркать. Чтобы ответить, ворона кусок хлеба прижала лапами к ветке, после
чего стала отвечать другой вороне. А перед тем как улететь, ворона взяла хлеб в клюв.
Еще мне рассказали, что видели, как ворона сухой кусок хлеба бросала в воду несколько раз и
когда он размок, съела.