Заметка «Александр Колкер»
Тип: Заметка
Раздел: О людях
Автор:
Баллы: 21
Читатели: 171 +1
Дата:

Александр Колкер

         
          Умер Александр Колкер.
          Пять дней назад ему исполнилось (не исполнилось бы, а исполнилось реально - он дожил!) 90 лет.

          "Карелия", "Качает, качает", "Опять плывут куда-то корабли", "Стоят девчонки", "Туман", - хотя бы эти пять песен, написанных Александром Колкером, уже являются шедеврами советской эстрады.
          Минимум три фильма - "Хроника пикирующего бомбардировщика", "Трое в лодке, не считая собаки" и "Труффальдино из Бергамо" - стали классикой советского кино, во многом благодаря музыке Колкера.
          
          Творческий путь Александра Колкера продолжался 65 (!) лет. Семнадцать мюзиклов, двадцать три фильма, более шестидесяти песен.
          Благодарный народ в лице партии и правительства о музыканте не забывал: наградили композитора в 1981 году званием аж "Заслуженного деятеля искусств РСФСР"!
          Всё.
          За шестьдесят пять лет служения этому самому народу.
          (Ну, была ещё перед этим "Премия Ленинского комсомола").
          К слову, в советской артистической "Табели о рангах" звание "Заслуженный деятель искусств" - это самая младшая степень среди почётных званий (далее следует "Народный артист РСФСР", затем высшая - "Народный артист СССР").
          Орденами - хотя бы орденом Трудового Красного Знамени! - труд Колкера не отмечался.

          Когда СССР закончился, а РФ началась, артисты новых поколений по-прежнему продолжали включать песни Колкера в свой репертуар, но с поощрением композитора федеральная власть снова не спешила.
          Карелия оказалась щедрее. Почти полвека (!) спустя после создания песни во славу этой земли, композитор стал "Почётным гражданином Республики Карелия".
          Ещё через десять лет, в 2019 году, Карелия же наградила Александа Колкера орденом "Сампо".



















          30 июля по каналу "Культура" прошла программа "Романтика романса", посвящённая 90-летию композитора Александра Колкера.
          Никакими официальными наградами композитора даже к этому юбилею не отметили. И действительно, зачем нарушать традицию, если прошло уже и шестидесяти-, и семидесяти-, и семидесятипяти-, и восьмидесяти-, и восьмидесятипятилетие?..
          Но молодые артисты пели в программе его песни.
          Спасибо и на этом.






Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     23:34 01.08.2023 (1)
С 11-ти лет я тотально подсел на британский рок, поэтому на советскую эстраду смотрел с невероятным презрением, но... Песни советских евреев-композиторов отлично знал - их крутили везде и громко. Касательно Колкера. Наверное, он не шибко-то умело лизал жопу КПСС, что его ТАК опустили. Впрочем, уж КАК лизал эту жопу Кобзон, но тоже ползал на пузе многие десятилетия, пока ему не швырнули-таки в лицо сверх-позорный титул - Заслуженный артист Чечено-Ингушской АССР. В этой связи не удержусь от ещё одного повторения моего НАИЛЮБИМЕЙШЕГО анекдота советской поры, который о советском(русском) искусстве говорит ИСЧЕРПЫВАЮЩЕ.

Колонный зал Дома Союзов. На сцену выходит конферансье с явно еврейской внешностью и провозглашает:
- "Русское поле"! Музыка Яна Френкеля! Стихи Инны Гофф! Исполняет Заслуженный артист Чечено-Ингушской АССР Иосиф Кобзон! У рояля - Леон Оганесов!
                             


     23:45 01.08.2023 (2)
Борис... Перестаньте Вы с этим еврейством... Ну что Вы, право слово...
Аж неловко.
Пожлаков, как я  уже написал в другом комментарии, не был никаким евреем. А таланту было тоже - немеряно.
Да и ленинградец Андрей Петров (даром, что был женат на еврейке), как бы ни относиться к его административной деятельности, мелодическим даром награждён был ого-го как!
И т.д. и т.п.

За Колкера обидно, ну, чисто по-человечески, что ли... Не должно быть так, что за такой объём таланта (и его реализацию, что важно!) награждают так непропорционально мало. На фоне иных прочих, пусть даже и его ровесников, которым каждые пять лет вешают по очередному ордену на грудь, меж тем, как они давным-давно ничего уже толком не производят, да и раньше не бог весть что создали. 
     16:35 03.08.2023 (1)
Колкера обидно

Песни, которые, показаны в статье, это не музыка. Так, чтение стихов на распев.
Обидно должно быть за то, что евреи и цыгане владели в СССР монополией на советской эстраде. И ничего другого мы не имели возможности слушать.
     16:42 03.08.2023 (1)

Песни, которые, показаны в статье, это не музыка. Так, чтение стихов на распев.

Анатолий, Вы полагаете, я напишу, что это не так?..

Нет, не напишу. Ибо Вы имеете полное право на своё мнение.
     16:54 03.08.2023 (1)
Это не моё мнение, это так и есть. Песни ливерпульской четвёрки исполняют инструментальные оркестры.
А кто хотя бы перепел одну из песен Колкера? Не говоря уже об инструментальном исполнении.

     17:58 03.08.2023
"Я вас услышал"(С).
     04:17 02.08.2023 (1)
Касательно еврейства. Братья Покрасс, Фельдман, Дунаевский, Блантер, Островский, Френкель, Шаинский, Колкер, Тухманов и проч., и проч.. и проч., вплоть до Градского и Макаревича.  Советская музыкальная культура без евреев - почти что фук. А Вы говорите "перестаньте"! Можно сделать вид, что это как бы фигня, но... Нет такого понятия "советская музыкальная культура", если не было бы евреев! Это - ПРАВДА! И надо об этом говорить. ЧТОБЫ ПОМНИЛИ!
Касательно титулов. Вот Мику Джаггеру в Буккингемском дворце даровали рыцарское звание "Сэр". Вот это - да! В США этого нет, но есть премия "Грэмми". Тоже круто. А что такое "Заслуженный деятель искусств РФ"? Вот приедет эта бабуля Маликова в Лондон и решит вжарить на сцене Гайд-парка. Прикидываете? Ржач? Не то слово! Но ведь ЗАСЛУЖЕННАЯ АРТИСТКА РФ!
Тут недавно одна дама вбросила ролик с концерта "акробатки" Пинк в том же Гайд-парке - аншлаг! И никаких титулов! НИ-КА-КИХ!
Вы бы написали заметку на тему: "Почему Россия не представлена на мировой рок-сцене?" Ведь и вправду - немцы "Раммштайном" трясут, шведы - кучей групп в разных жанрах, финны "Найтвиш" имеют, поляки - "БехИмот", даже монголы гремят с этническим металом от The HU, а Россия - НОЛЬ! Колесят там по эмигрантским сборищам какие-то ребятки, но вот, чтоб стадион в Бостоне собрать - никак. Пугачиха пыталась что-то и как-то, но безуспешно. Вот и напишите анализ - ПОЧЕМУ ТАК? Выходит, что "русский рок" - блеф?..



     13:22 02.08.2023 (1)
Забыл Баснера упомянуть. Тоже был крупный советский композитор.
     13:35 02.08.2023 (1)
1
Баснер - безусловно.
Добавлю ещё к Вашему списку Колмановского, Флярковского, Минкова.
Но - вот и русские - чисто русские - Мокроусов, Аедоницкий, Гладков, Зацепин, Мартынов, Рыбников, Антонов, Мажуков, Пахмутова (!), Саульский (несмотря на фамилию, всё-таки не еврей), мариец (но, по сути, тоже русский) Эшпай, латыш Паулс, армяне Экимян и Мовсесян, украинец Пономаренко, азербайджанец Бюль-бюль оглы...
     16:40 02.08.2023 (1)
Да! Забыл о Колмановском, Флярковском и Минкове. В принципе, британский хард-рок я знаю лучше состава Союза композиторов СССР - грешен!
А как насчёт заметки о слабости русского рока на мировой рок-сцене?

     17:51 02.08.2023 (1)
В рок-музыке я ничего не понимаю.
Вернее, мне она неинтересна, поэтому что-либо внятное по этому вопросу я сказать не могу. Только на уровне "нравится - не нравится".
     18:08 02.08.2023 (1)
Странно... Не так давно в одном из комментариев Вы написали, что в молодости участвовали в каком-то ВИА.
Рок-музыка - НЕОТЪЕМЛЕМАЯ часть современной культуры и подлинно интеллигентный человек не может игнорировать это. Тем более, что сейчас с помощью Сети можно узнать всё и в мельчайших деталях.
     18:21 02.08.2023 (1)
1
 ВИА - это и есть ВИА.
А рок-музыка - это рок-музыка. Наш репертуар ограничивался гр. "Воскресенье", "Машина времени". Какая ж это рок-музыка? Рок-музыка в моём понимании это когда орут и верещат, всякие там "Чёрный кофе", "Металлика", "Ария", Блэк Саббат, AC\DC, Айрон Мэйден и прочая лабуда, скверно действующая на слуховой анализатор.
     23:26 02.08.2023 (1)
"Машина" и "Воскреснье" - рок-музыка. Вернее, "русский рок". Просто это разновидность рока, определяемая в мире, как поп-рок. А те, которые "верещат", - это хэви-метал-рок. И, тем не менее, всё это - рок. М-да... Вы меня не просто разочаровали, а разочаровали ДИКО! Это ли знаменитый Красилов, который знает ВСЁ, а порой и куда больше?
     00:00 03.08.2023 (1)
1
"Машина времени" - это обычная советская эстрада. Только Мулерман и Ободзинский - это советская эстрада 60-70-х, а Макаревич и Кутиков - советская эстрада 70-80-х. Вот и вся разница. Это - если по вертикали. Если по горизонтали, то чем "Поворот" МВ отличается от "Поворота" Анне Вески?.. МВ поёт про "мотор ревёт", Анне Вески - про "обманчивый лёд". Рифма всё равно одна и та же - поворот. Не более того.
     02:56 03.08.2023 (1)
"Машина времени" - одна из первых реально успешных советских групп в стиле ПОП-РОК. Как бы советские битлы.  Касательно же сравнения творчества этой команды с тем, чем занимался Вадим Мулерман и все прочие советские исполнители ОФИЦИАЛЬНОЙ эстрады, то вот Вам аналог из забугорной практики - Том Джонс и "Битлз". И этот, и те выступали, стоя на эстрадных подмостках. Что общего? Пели ртами и пели по-английски! Остальное - разное.
О "Повороте". Это самая провальная и потому самая популярная песня Макаревича и Кутикова. Кабак! В этом же ресторанном ключе - "Синяя птица". Ну... Не будем казнить Макара - он создал "Солнечный остров", "Хрустальный город" и "Снег". А ещё "Не стоит прогибаться". Глубокие, легко запоминающиеся, тексты и музыка, в которой есть основное, что отличает рок от обычной эстрады - ОСОБЫЙ ДРАЙВ.
Чтобы зафинишировать наш диалог, пошлю-ка я Вас на... Википедию. Там всё чётко и доступно:
Рок-музыка




     08:01 03.08.2023 (2)
Особый драйв - это не определение.
Например, драйв того же Тома Джонса много лучше чем - зачастую - сентиментальное блеянье ливерпульской четвёрки.
     16:38 03.08.2023 (1)
блеянье ливерпульской четвёрки

Это вам так с рук не сойдёт.
     18:01 03.08.2023 (1)
Но ведь хорошо сказал, точно и метко: блеянье.
Тут и аллитерация с "Битлз", и характеристика того, как русское ухо воспринимает английскую речь, и непритязательность овечьей "философии".
     18:31 03.08.2023 (1)
Что такое овечья "философия"?

То, что вы написали про Битлов, не правда. И надругательство над искусством.
Они гениальные музыканты, их музыку слушать будут вечно.
     18:39 03.08.2023 (1)
 Ну вот был, например, Дин Рид. Он стирал американский флаг перед американским посольством. Это - позиция. Это - не овечья философия.
Маккартни стирал какой-нибудь флаг?..


Да не, так-то я "Битлз" люблю.  Но... Это всё-таки не Колкер. Нет, не Колкер.
     21:18 03.08.2023 (1)
Дин Рид, это певец-неудачник, решивший сделать карьеру за счёт диссиденства.
Ему просто КГБ залатило, вот он и постирал.
А Битлам не надо было бабки у КГБ клянчить, они зарабатывали достаточно.

Не понимаю, я читал какие-то ваши статьи о музыке и мне казалось, что в этом разбираетесь.
Но то, что вы сейчас пишете в комментариях, это глупость какая-то.
Сравнивать Битлз и Дин Рида!?

И про "блеянье", не надо себе приписывать то, что придумали до вас и совсем не о Битлз.
     21:34 03.08.2023
я читал какие-то ваши статьи о музыке

Зачем?..
Зачем Вы читали мои музыкальные заметки?..
Разве Вам нечем более заняться?..
     16:21 03.08.2023
сентиментальное блеянье ливерпульской четвёрки.

Дамы и господа! Все сюда! Тут есть на что посмотреть и от чего выпасть!
Иллюстрирую "БЛЕЯНЬЕ" битлов!

                


     17:47 03.08.2023 (1)
Небольшая заметка затрагивает важные вопросы о верном служении своему таланту и его признании/непризнании людьми. 
Что касается званий, то их присуждение инициируется кем-то: руководителем, организацией. Когда инициативы нет – нет и званий. И чувство досады, выраженное в заметке, вполне оправдано, однако не совсем понятно, кого конкретно касается и кому предназначается. 
А вот подборка песен мне понравилась. Она хороша по многим причинам. 
Как русский романс отображал, описывал и рассказывал жизнь XIX века (в качестве примера достаточно привести «Попутную песню» М. И. Глинки, сочинённую в связи с открытием первой железной дороги в России), так и по песням периода 1960-х годов можно изучать советскую историю. Влюблённость девушки в молодого студента-физика – это не личная история, а примета времени, когда даже в школьном учебном плане точным наукам отводилось в 14 раз больше учебных часов, чем, допустим, тем же урокам пения (музыки). 
Эк, куда меня занесло, да? Это всё благодаря старым песням о главном. 
     18:45 03.08.2023 (1)
У меня есть комплект грампластинок с записью оперы Колкера "Смерть Тарелкина". В конце 80-х куплен.
     19:16 03.08.2023 (1)
Ничего себе! Вы, Александр, как всегда, готовы удивить чем-то неожиданным и необыкновенным. 
Вам нужно на постоянной основе делать музыкальные обзоры (или как-то ещё их назвать). 
Что это за опера? – совсем о ней ничего не знаю. 
     19:57 03.08.2023
1
Ну, в советское же время "Мелодия" очень много выпускала произведений советских композиторов. Правда... покупали их в соответствующих отделах магазинов только после того, как проводилась уценка до... 10 копеек за пластинку. Сейчас всё это стоит на сайтах коллекционеров каких-то немыслимых денег (тут надо оговориться словами тетушки помещика Федяшина из "Формулы любви": "Стоить-то оно стоит, да никто ж его не покупает").
     23:42 01.08.2023 (1)
1
Главное, чтобы помнили. А звание не убавит и не прибавит ни популярности,
ни любви в народе. 
     23:48 01.08.2023 (1)
1

Да мне, глядя на иных, не по таланту награждённых, обидно за Колкера!
Вот и всё.
     00:00 02.08.2023 (1)
1
Вспомнилась Инна Маликова. Если бы не нашумевшая история из-за присуждения
ей звания "Заслуженной...", я и не знала бы, что она является руководителем
ВИА "Новые самоцветы". А за звание полагается денежная выплата и доплата
к пенсии.
Да уж где А. Колкер, а где она.

 
     00:13 02.08.2023 (1)
3
А Леонид Серебренников?..
Мы с Вами ещё в школе учились, а он уже участвовал в "Песне Года"!
В тридцать лет в фильме "Обыкновенное чудо" Марка Захарова он записывает титульную "Песню волшебника" ("Нелепо, смешно, безрассудно, волшебно..."), песню, которую сразу же узнаёт вся страна... А сколько было песен, кроме этого!.. С 2000 по 2005 год он ведёт на "Культуре" программу "Романтика романса" - самую рейтинговую на этом канале. Наконец, в 2006-м, видимо, за эту пятилетнюю работу, ему (почти в 60-лет!) дают... что? Всего лишь звание "Заслуженного артиста РФ". Для сравнения: через три года тридцатитрёхлетний Басков станет Народным РФ!..
Сейчас Серебренникову 75 лет. Кроме "Заслуженного артиста РФ" у него так больше и нет ничего. Разве это нормально?..
     12:13 02.08.2023 (1)
2
Думаю, это недоразумение или случайность. Для советских времён...
Может, Л. Серебренникову и присвоили бы звание "Народный...", но тут
грянули лихие 90-е... Поменялись приоритеты, а публичность и заслуженность
стали зависеть не от таланта, а от денег и раскрутки.
И если песня "Ты целуй меня везде, я ведь взрослая уже" не
только прозвучала на передаче "Песня года", но и получила награду "Золотой граммофон",
уж какой-то тут Л. Серебренников со своими романсами.
Нынешняя эстрада представляет собой тусовку певунов и разношёрстную компанию из стилистов, визажистов, которые (например, Сергей Зверев)
считают своим долгом не только причёсывать артистов, но и петь. Мощные эстрадные композиторы уходят в прошлое в силу возраста или из-за невостребованности. Как жемчужины сквозь толщу мутных вод,
иногда сверкнут на юбилейных концертах  песни А. Рыбникова, А. Зацепина,  Ю. Антонова,
Г. Гладкова, Р. Паулса. 
А сейчас из видных композиторов постоянно светятся на экране И. Крутой, И. Николаев, И. Матвиенко,
В. Дробыш. Могу ошибаться. но все три Игоря исписались. Дробыш?.. Что-то пишет.
Из певунов- безголосые Орбакайте, Зара, Маршалл, Варум, теряющий голос Лещенко, орущий Лепс,
больше пиарящиеся, чем поющие Киркоров и Басков... Они оккупировали эстраду, и молодые красивые голоса практически не слышны. А ведь этих голосов предостаточно.
Кстати, Орбакайте, Варум, Зара тоже заслуженные артистки России.
Непонятно, за что они получили почётное звание.


     13:21 02.08.2023 (2)
1
У Орбакайте есть стиль, пусть и нет певческого голоса как такового.
У Валерии тоже небольшой голос, но опять-таки она узнаваема.
Лещенко просто допевает. Как допевал в своё время Кобзон. Но куда им деваться, старым артистам?.. Конечно, сравнивать записи их, когда они были молодыми, и то, что они "говорком" произносят сейчас, - это очень печально. Пьеха умно поступила, что ушла в тень. Почему-то нет у этих артистов хороших музыкальных редакторов, которые подсказали бы им, что не старые песни им нужно перепевать, а брать другой репертуар - те же романсы, например. Там ведь ни особой силы голоса, ни особой музыкальной (да и словесной) памяти не нужно. Но: старые артисты понимают, что помнят их за старое, а на новые их программы - кто пойдёт?.. Вот и выходит Лещенко, и поёт "Прощай, со всех вокзалов поезда..." или "День Победы", и выглядит это так грустно, что хочется опустить глаза...
У Лепса (как бы ни относился я к его гражданской позиции) и у Киркорова (как бы ни относиться к его экстравагантности) голоса есть. Мощные. Другое дело, что не только за голос ценят артиста.
     16:42 03.08.2023
У Орбакайте есть стиль, пусть и нет певческого голоса как такового.

А ещё у неё нет слуха и голосом она не владеет.
Я еë в живую слушал.
     14:05 02.08.2023
1
Ни Лепса, ни Киркрова я не назвала безголосыми.
У Лепса нет меры, культуры исполнения. Во всяком случае,в последнее время.
Однако,я с пребольшим удовольствием и не раз слушала его дуэт с Ю. Антоновым
в песне "У берёз и сосен". Этот видеоклип (2015 год) есть в интернете.
Творчество же Киркорова условно делю на до Аллы
и с Аллой и после. Мне больше нравилось до. Чувствовался потенциал.
И его песни нравились. 
У Валерии тоже небольшой голос -

напротив, сильный голос. Но не очень гибкий.
Порой не хватает мягкости, полутонов.
В этой связи вспомнила в её исполнении (на юбилее
Ю. Антонова) песню "Несёт меня течение". Песня задушевная,
лирическая, ностальгическая. Валерия от начала до конца спела её звонко и бодро.)
А вот у Пелагеи есть и голос, и диапазон, и умение пользоваться им.
От шёпота до крика. Мелодического крика, а не ора.
 Не зря А. Рыбников пригласил её на свой юбилейный концерт.

     03:56 03.08.2023
Не знаю, меня интересуют дела человека, а не регалии.
Сейчас, например, вон сколько "звёзд", а небо беспросветно тёмное.
В фильме "Ход белой королевы" была такая фраза тренера: "Кубков много, а выпить не за что".
За лучшие песни Колкеру большое спасибо!
     19:02 02.08.2023
2
Тот случай, мой, в частности, когда слушатель постоянно (через фильмы, шлягеры) встречается с произведениями автора, не зная его имени. Может, в этом и заключается истинно народная слава. А лобызания, в виде наград, чиновников от искусства - - это другое, это суетное.
Гость      13:32 02.08.2023
Спасибо.
     08:23 02.08.2023 (1)
Родина - она мать? Кому-то.  А кому-то мачеха. И никакие заслуги перед Родиной не изменяют ее отношения.
Вот  прекрасный пример.
Благодарность Вам, Александр, и поклон за  сообщение и память о композиторе Александре Колкере.
Послушали его песни -  наша молодость.  
     09:28 02.08.2023
Хорошую музыку писал Александр Колкер.
А хорошую музыку пишут не столь уж многие.
     00:11 02.08.2023 (1)

Высшая и самая характерная черта нашего народа — это чувство справедливости и жажда ее.

Ф.М. Достоевский
     00:15 02.08.2023
Конечно.
     23:17 01.08.2023 (1)
❤❤❤
🌹🌹
     23:30 01.08.2023 (1)
2
Александр Колкер хоть как-то был отмечен, а Станиславу Пожлакову (именно он  исполняет песню Колкера "Туман"), композитору, также ленинградцу, который, кроме того, что написал множество популярных песен (и для Пьехи, и для Хиля и др.), и сам был прекрасным исполнителем, вообще никаких званий не дали. В Википедии написано, что он был "Заслуженным деятелем искусств Российской Федерации", но вряд ли это так, потому что ни ссылки на Указ Президента нет, ни года присвоения. Просто, видимо, кому-то из авторов Википедии стало невыносимо стыдно за нашу власть, не ценящую артистов, и это звание "приписали" Станиславу Пожлакову хотя бы в Википедию.
     23:36 01.08.2023


Спасибо !
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама